Файл: Финансовая система РФ (Понятие и элементы финансовой системы РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и элементы финансовой системы РФ
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Финансовая политика Российской Федерации
Глава 2. Структура финансовой системы РФ
2.1 Общая характеристика финансовой системы и ее структура
2.2 Состав и структура финансовой системы
Все приведенные выше ссылки можно разделить на две взаимосвязанные подсистемы. Первый включает централизованные (общенациональные) финансы, которые обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на уровне экономики в целом, второе - децентрализованное финансирование, которое используется для обеспечения процесса воспроизводства наличными на уровне отдельных хозяйствующих субъектов и финансы населения.
В централизованном финансировании понимается система отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, необходимых для выполнения государством своих функций. Иными словами, государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с предоставлением централизованных источников финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и государственного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы, и т. д. Их деятельность направлена на достижение общих целей развития социально-ориентированной экономики [15, с.74].
Концепция государственных финансов существенно расширена
который вступил в силу Бюджетным кодексом Российской Федерации. Во-первых, из-за законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного введения категории государственного долга, а также финансирования государственных внебюджетных фондов социального страхования. Во-вторых, в связи с добавлением категории муниципальных финансов, развитие которой, наряду с Бюджетным кодексом Российской Федерации, регулируется законодательством о местном самоуправлении и его финансовом фонде.
Общность государственных и муниципальных финансов - это единство источников их доходов и тесное взаимодействие при балансировании бюджетов разных уровней.
Состояние национальных финансов является одним из основных показателей экономической стабильности и совершенствования социальной системы. Основным звеном финансовой системы является федеральный бюджет, поскольку он представляет собой финансовые ресурсы государства. В федеральный бюджет входят доходы и расходы, которые органически связаны с макроэкономическими показателями, суммой налогов и целями финансовой политики государства. Федеральный бюджет как основной финансовый план страны, как баланс государственных доходов и расходов, взаимосвязан с финансами коммерческих и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Финансовый план любой коммерческой организации включает раздел «Отношения с бюджетом», который отражает платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы бюджетных организаций, находящихся в государственном или муниципальном управлении, основаны на оценке расходов, утвержденных высшим органом [14, с.95].
Элементом государственных финансов является государственный кредит, который является особой формой денежных отношений, которые развиваются между государством и юридическими лицами и физическими лицами. В этой форме кредитных отношений государство является обязательным участником и может действовать теоретически как заемщик и кредитор. Первый вариант, как правило, выгоден.
Государственный кредит осуществляется путем продажи государственных ценных бумаг физическим и юридическим лицам, что в свою очередь формирует государственный долг.
Необходимость государственного кредита связана с опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной базы доходов. Внешние и внутренние займы позволяют покрывать плановые расходы бюджета в условиях его дефицита (с 1995 года существует политика отказа в предоставлении прямого кредита Центральному банку Российской Федерации для бюджетного дефицита и перехода на использование кредитов в внутренние и внешние финансовые рынки) [4, с.102].
Наиболее динамично развивающимся звеном в финансовой системе Российской Федерации является страхование, которое относится к системе экономических отношений, которая включает в себя набор форм и методов формирования целевых фондов фондов и их использование для возмещения убытков в случае различных непредвиденные неблагоприятные события, а также помощь гражданам, когда происходят определенные события. С развитием рыночных отношений возрастает роль страхования - страхование имущества и личного, бизнес-рисков, страхование ответственности. Степень страхового риска, вызванного политической нестабильностью, промышленным спадом, спонтанными и техногенными катастрофами, растет [17, с.106].
Рисунок 1. Структура финансовой системы.
В соответствии со структурой финансовой системы Российской Федерации система органов финансового управления включает в себя управление государственными финансами субъектов федерации, финансы муниципальных образований, финансы хозяйствующих субъектов и юридических лиц.
Финансовые ресурсы коммерческих организаций, основной деятельностью которых является получение прибыли, являются собственные средства и заемные средства. А к финансам некоммерческих организаций относятся доходы и расходы юридических лиц, целью которых является прибыль не является основанием, но запрещается в ходе их деятельности [12, с.156].
Доходы и расходы населения, с учетом их структуры, являются финансами домашних хозяйств. Как показывает практика, меняется не только структура, но и общий объем и уровень дохода. В России финансирование домашних хозяйств часто является важным стимулом для восстановления экономики. Население составляет значительную часть конечного спроса в экономике, не увеличивая доходы населения, не будет роста производства, а также значительной части сбережений в обществе из-за доходов населения. Это, в свою очередь, является основным капиталовложением, в котором рост инвестиций является основной предпосылкой для восстановления экономики.
Источники дохода с развитием рыночных отношений меняются: доля доходов от предпринимательской деятельности растет, а доля социальных выплат уменьшается. Таким образом, финансовую систему можно рассматривать как набор определенных финансовых функций, в этом отношении финансовые системы довольно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства. Структура финансовой системы - это совокупность ее элементов и связей между ними. Каждая сфера финансовых отношений характеризуется особенностями формирования и использования средств фондов, различной роли в социальном воспроизводстве. Различие между финансовой системой и отдельными звеньями определяется различиями в задачах каждой ссылки, а также методами формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов. Национальные финансы обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, финансы хозяйствующих субъектов используются для обеспечения процесса воспроизводства наличными на микроуровне. Национальные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства [11, с.154].
2.2 Состав и структура финансовой системы
Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать [13, с.108]:
а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
1) Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
2) Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации) [1].
3) Фонды страхования.
4) Государственный кредит.
5) Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).
6) Фондовый рынок.
В.П.Литовченко рассматривает структуру финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные. Основные звенья финансовой системы РФ представлены на рисунке.
Рисунок 2. Основные звенья финансовой системы РФ
Во-первых, давайте посмотрим на национальные финансы. В основе национальных финансов лежат бюджеты соответствующего уровня. Государственные финансовые фонды включают государственные социальные внебюджетные фонды, государственные займы.
Государственные финансы играют ведущую роль в регулировании экономических процессов и отношений распределения на макроуровне. Государственные финансы накапливаются в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления, их формирование и распределение централизованы.
А теперь рассмотрим децентрализованное финансирование. Финансы кредитной и банковской системы, страхование, финансы предприятий в большей степени регулируют экономические процессы на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы служат только уровню экономических субъектов (в их широком смысле), поскольку между всеми частями финансовой системы существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость.
Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, правила, влияет на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, кредитную систему, механизм ценообразования и т. д.
Государственные финансы органически связаны с другими частями финансовой системы [9, с.144].
С одной стороны, основным источником доходов для бюджетов всех уровней является ВВП, созданный в сфере материального производства (далее - налогообложение, бюджет, социальные внебюджетные фонды).
С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятия осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет прямых ассигнований из бюджета или государственного кредита.
Финансовые компании также связаны с кредитной системой. При отсутствии собственных средств, особенно для пополнения оборотного капитала, используются кредиты банков.
Роль, которую государство выполняет в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения формируются финансы страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих прдеприятий. Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему нашей страны [8, с.159].
Государственный внешний долг – полученные из различных источников внешние заимствования [18, с.96].
- Звеном финансовой системы являются фонды страхования, которые обеспечивают возмещение возможных убытков при наступлении страховых случаев.
Страхование ставит своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, людей от случайных опасностей с помощью системы страховой защиты.
Денежная масса страховой защиты является страховым фондом. Существуют следующие организационные формы страхового фонда:
а) Централизованный страховой (резервный) фонд.
б) Фонд самострахования.
c) Страховой фонд страховщика (андеррайтеров).
1) Центральный фонд страхования формируется за счет национальных ресурсов. Целью фонда является возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и несчастных случаев взяточничества, которые привели к большим разрушениям и жертвам.