Файл: Финансовая система РФ (Понятие и элементы финансовой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все приведенные выше ссылки можно разделить на две взаимосвязанные подсистемы. Первый включает централизованные (общенациональные) финансы, которые обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на уровне экономики в целом, второе - децентрализованное финансирование, которое используется для обеспечения процесса воспроизводства наличными на уровне отдельных хозяйствующих субъектов и финансы населения.

В централизованном финансировании понимается система отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, необходимых для выполнения государством своих функций. Иными словами, государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с предоставлением централизованных источников финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и государственного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы, и т. д. Их деятельность направлена ​​на достижение общих целей развития социально-ориентированной экономики [15, с.74].

Концепция государственных финансов существенно расширена

который вступил в силу Бюджетным кодексом Российской Федерации. Во-первых, из-за законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного введения категории государственного долга, а также финансирования государственных внебюджетных фондов социального страхования. Во-вторых, в связи с добавлением категории муниципальных финансов, развитие которой, наряду с Бюджетным кодексом Российской Федерации, регулируется законодательством о местном самоуправлении и его финансовом фонде.

Общность государственных и муниципальных финансов - это единство источников их доходов и тесное взаимодействие при балансировании бюджетов разных уровней.

Состояние национальных финансов является одним из основных показателей экономической стабильности и совершенствования социальной системы. Основным звеном финансовой системы является федеральный бюджет, поскольку он представляет собой финансовые ресурсы государства. В федеральный бюджет входят доходы и расходы, которые органически связаны с макроэкономическими показателями, суммой налогов и целями финансовой политики государства. Федеральный бюджет как основной финансовый план страны, как баланс государственных доходов и расходов, взаимосвязан с финансами коммерческих и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Финансовый план любой коммерческой организации включает раздел «Отношения с бюджетом», который отражает платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы бюджетных организаций, находящихся в государственном или муниципальном управлении, основаны на оценке расходов, утвержденных высшим органом [14, с.95].


Элементом государственных финансов является государственный кредит, который является особой формой денежных отношений, которые развиваются между государством и юридическими лицами и физическими лицами. В этой форме кредитных отношений государство является обязательным участником и может действовать теоретически как заемщик и кредитор. Первый вариант, как правило, выгоден.

Государственный кредит осуществляется путем продажи государственных ценных бумаг физическим и юридическим лицам, что в свою очередь формирует государственный долг.

Необходимость государственного кредита связана с опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной базы доходов. Внешние и внутренние займы позволяют покрывать плановые расходы бюджета в условиях его дефицита (с 1995 года существует политика отказа в предоставлении прямого кредита Центральному банку Российской Федерации для бюджетного дефицита и перехода на использование кредитов в внутренние и внешние финансовые рынки) [4, с.102].

Наиболее динамично развивающимся звеном в финансовой системе Российской Федерации является страхование, которое относится к системе экономических отношений, которая включает в себя набор форм и методов формирования целевых фондов фондов и их использование для возмещения убытков в случае различных непредвиденные неблагоприятные события, а также помощь гражданам, когда происходят определенные события. С развитием рыночных отношений возрастает роль страхования - страхование имущества и личного, бизнес-рисков, страхование ответственности. Степень страхового риска, вызванного политической нестабильностью, промышленным спадом, спонтанными и техногенными катастрофами, растет [17, с.106].

Рисунок 1. Структура финансовой системы.

В соответствии со структурой финансовой системы Российской Федерации система органов финансового управления включает в себя управление государственными финансами субъектов федерации, финансы муниципальных образований, финансы хозяйствующих субъектов и юридических лиц.

Финансовые ресурсы коммерческих организаций, основной деятельностью которых является получение прибыли, являются собственные средства и заемные средства. А к финансам некоммерческих организаций относятся доходы и расходы юридических лиц, целью которых является прибыль не является основанием, но запрещается в ходе их деятельности [12, с.156].


Доходы и расходы населения, с учетом их структуры, являются финансами домашних хозяйств. Как показывает практика, меняется не только структура, но и общий объем и уровень дохода. В России финансирование домашних хозяйств часто является важным стимулом для восстановления экономики. Население составляет значительную часть конечного спроса в экономике, не увеличивая доходы населения, не будет роста производства, а также значительной части сбережений в обществе из-за доходов населения. Это, в свою очередь, является основным капиталовложением, в котором рост инвестиций является основной предпосылкой для восстановления экономики.

Источники дохода с развитием рыночных отношений меняются: доля доходов от предпринимательской деятельности растет, а доля социальных выплат уменьшается. Таким образом, финансовую систему можно рассматривать как набор определенных финансовых функций, в этом отношении финансовые системы довольно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства. Структура финансовой системы - это совокупность ее элементов и связей между ними. Каждая сфера финансовых отношений характеризуется особенностями формирования и использования средств фондов, различной роли в социальном воспроизводстве. Различие между финансовой системой и отдельными звеньями определяется различиями в задачах каждой ссылки, а также методами формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов. Национальные финансы обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, финансы хозяйствующих субъектов используются для обеспечения процесса воспроизводства наличными на микроуровне. Национальные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства [11, с.154].

2.2 Состав и структура финансовой системы

Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать [13, с.108]:


а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1) Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

2) Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации) [1].

3) Фонды страхования.

4) Государственный кредит.

5) Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).

6) Фондовый рынок.

В.П.Литовченко рассматривает структуру финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные. Основные звенья финансовой системы РФ представлены на рисунке.

Рисунок 2. Основные звенья финансовой системы РФ

Во-первых, давайте посмотрим на национальные финансы. В основе национальных финансов лежат бюджеты соответствующего уровня. Государственные финансовые фонды включают государственные социальные внебюджетные фонды, государственные займы.

Государственные финансы играют ведущую роль в регулировании экономических процессов и отношений распределения на макроуровне. Государственные финансы накапливаются в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления, их формирование и распределение централизованы.

А теперь рассмотрим децентрализованное финансирование. Финансы кредитной и банковской системы, страхование, финансы предприятий в большей степени регулируют экономические процессы на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы служат только уровню экономических субъектов (в их широком смысле), поскольку между всеми частями финансовой системы существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость.


Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, правила, влияет на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, кредитную систему, механизм ценообразования и т. д.

Государственные финансы органически связаны с другими частями финансовой системы [9, с.144].

С одной стороны, основным источником доходов для бюджетов всех уровней является ВВП, созданный в сфере материального производства (далее - налогообложение, бюджет, социальные внебюджетные фонды).

С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятия осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет прямых ассигнований из бюджета или государственного кредита.

Финансовые компании также связаны с кредитной системой. При отсутствии собственных средств, особенно для пополнения оборотного капитала, используются кредиты банков.

Роль, которую государство выполняет в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения формируются финансы страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих прдеприятий. Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему нашей страны [8, с.159].

Государственный внешний долг – полученные из различных источников внешние заимствования [18, с.96].

- Звеном финансовой системы являются фонды страхования, которые обеспечивают возмещение возможных убытков при наступлении страховых случаев.

Страхование ставит своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, людей от случайных опасностей с помощью системы страховой защиты.

Денежная масса страховой защиты является страховым фондом. Существуют следующие организационные формы страхового фонда:

а) Централизованный страховой (резервный) фонд.

б) Фонд самострахования.

c) Страховой фонд страховщика (андеррайтеров).

1) Центральный фонд страхования формируется за счет национальных ресурсов. Целью фонда является возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и несчастных случаев взяточничества, которые привели к большим разрушениям и жертвам.