Файл: Финансовая система РФ (Понятие и элементы финансовой системы РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и элементы финансовой системы РФ
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Финансовая политика Российской Федерации
Глава 2. Структура финансовой системы РФ
2.1 Общая характеристика финансовой системы и ее структура
2.2 Состав и структура финансовой системы
Централизованный страховой фонд имеет естественную форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продуктов питания, которые постоянно обновляются.
Источниками формирования централизованного страхового фонда являются пополнение государственных резервов и резервов.
2) Фонд самострахования (резервный фонд или фонд риска) формируется у хозяйствующих субъектов, размер которого не регулируется законом.
Он создан для обеспечения деятельности предприятия в случае неблагоприятной ситуации.
Он используется для покрытия убытков, погашения облигаций и выпуска акций при отсутствии других фондов для приобретения основных средств [19, с.103].
3) Страховой фонд страховщика создается большим количеством участников (предприятий, граждан). Формирование фонда осуществляется децентрализованным образом. Страховой фонд имеет особую цель в его использовании [6, с.105].
Страховой фонд позволяет выложить убытки в страховых случаях для всех своих участников из-за перераспределения средств страхового фонда.
От состояния финансов коммерческих предприятий зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный кредит, банковский кредит, фонды страхования.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою коммерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирует производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенья финансовой системы [20, с.136].
Глава 3. Цели и задачи современной финансовой политики
Финансовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных сфер и связей финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование средств фондов. Финансовая система включает финансовые учреждения страны, которые занимаются денежным обращением и регулируют финансовую деятельность.
Поскольку финансы являются носителями дистрибутивных отношений, это распределение происходит в основном между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общем объеме финансовых средств, формирующих финансовую систему, можно выделить следующие основные области:
1) национальные финансы;
2) финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
3) кредитно-банковская система;
4) фондовый рынок;
5) система государственных финансовых органов.
Связи первой сферы - это централизованное финансирование (государственные финансы), используемое для регулирования экономики и финансовых отношений на макроуровне [7, с.144].
Связи второй сферы включают децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих субъектов), поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходах бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Они используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне [21, с.54].
Кредитно-банковский сектор состоит из банков и других кредитных организаций страны. Финансовая система страны включает государственные финансовые учреждения (организации, учреждения), которые осуществляют и регулируют финансовую деятельность [8, с.162].
Различие финансовой системы на отдельные сферы и звенья связано с особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования средств фондов и, следовательно, особой роли в финансовой системе. Состав и классификация финансовой системы Российской Федерации по сферам и ссылкам показаны на таблице.
Таблица 2
Цели и задачи современной финансовой политики
Инструменты |
Цели и задачи |
Механизм |
1.Общегосударственные финансы. |
Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования. |
Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. |
2. Государственная бюджетная система. |
Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. |
Организационной основой бюджетного механизма является нормативно-правовое обеспечение реализации экономических отношений, складывающихся по поводу формирования и использования бюджетных фондов. Бюджетное право, как правило, утверждается в Конституции страны. Реализация бюджетного права зависит от уровня компетенции, которой наделен орган власти, т.е. от предметов ведения, прав и обязанностей органов власти. В бюджетном процессе большинства государств происходит разграничение компетенций представительных и исполнительных органов власти. |
3.Внебюджетные фонды. |
Внебюджетные фонды предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. |
Органом государственной власти субъектов РФ рекомендовано консолидировать в бюджетах национально - государственных и административно - территориальных образований аналогичные региональные внебюджетные фонды. |
4.Государственный кредит. |
Государственный кредит представляет собой аккумулированные государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. |
На общегосударственном уровне государственные займы не являются целевыми, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные таким образом средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культуры, просвещения, жилища и др. |
5.Фонды страхования. |
Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. |
Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но некоторые страховые компании пока еще не имеют четкой специализации по различным направлениям страхования. Страхование объединяет большое количество отношений и делится на социальное, медицинское, личное, имущественное, страхование ответственности и предпринимательских рисков. |
6.Финансы организаций и предприятий. |
Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные общества, частные, арендные и др.) составляют основу финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. |
Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, юридическими лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. |
7. Некоммерческие организации. |
Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст.50 ГК РФ). |
Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов и в других формах, предусмотренных законом. |
8. Государственные и муниципальные предприятия. |
Государственное предприятие основано на государственной собственности, ведет свою деятельность на основе коммерческого расчета. |
Эти предприятия образуются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. |
9. Кредитно-банковская система. |
Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные операции. Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. |
В настоящее время Сберегательный банк России является универсальным банком, поскольку предлагает на рынке все возможные виды банковских услуг. Основной целью банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами. |
10.Фондовый рынок |
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно - функциональной спецификой. Формирование этого рынка в России тесно связано с реализацией программы приватизации и выпуска в большом объеме приватизационных чеков, а затем и акций вновь созданных акционерных обществ. |
С помощью ценных бумаг собственность государства может быть превращена в собственность акционерных обществ, т.е. широкого слоя населения - частных собственников. |
11.Система государственных финансовых органов. |
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией. |
Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание РФ образовало Счетную палату. Она не зависима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в ходе которых средства генерируются и используются.
Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных связей (учреждений) и органов. Существование различных институтов в финансовой системе объясняется тем, что финансы служат разнообразным потребностям общества, охватывая его влияние на всю экономику страны и всю сферу социальной активности в целом. Исходя из этого, финансовую систему Российской Федерации следует понимать следующим образом:
а) набор финансовых учреждений, каждый из которых способствует формированию и использованию соответствующих денежных средств;
б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность в пределах своей компетенции.
Набор финансовых институтов, которые регулируют создание, перераспределение и использование средств фондов, формирует финансовую систему, которая отражает характеристики развития государства в условиях перехода на рынок.
Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. С помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому контенту.
Основной целью развития финансовой системы России на ближайшую перспективу является рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет только финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, безусловно, возможен, но он не может быть устойчивым.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе массовое финансирование возможно, на наш взгляд, на основе банковского кредита. Тесная финансовая трансформация силами финансового рынка в современных российских условиях.
Развитие доступного банковского кредитования также ограничено рядом факторов, чтобы устранить (в условиях ограниченных возможностей для ускоренной капитализации банковского сектора), прежде всего, необходимо скорректировать существующий режим денежной массы и установить механизмы рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов рыночной инфраструктуры, которые облегчают структурирование долга реальной экономики.
Акцент на развитие банковского кредита не отрицает внимания к проблемам финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и частично новые высокотехнологичные отрасли могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них важна их индикативная функция. Во-вторых, существует большая группа финансовых агентов, первоначально ориентированных на рынок, в первую очередь, финансовых институтов с иностранным капиталом и зарождающегося слоя российских институциональных инвесторов. И, наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок действительно является основой для финансового перераспределения.
Итак, мы можем заключить: финансовая система играет такую важную роль в жизни общества, что разрушение ее функционирования может привести к катастрофическим последствиям для всей экономики. Поэтому во всех странах он находится под строгим государственным контролем. Используя различные методы, государство достигает такого состояния своего бытия, которое соответствует интересам развития всей экономики, к эффективному решению постоянно возникающих экономических проблем.
Финансовая система - это концепция, которая превышает конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем раньше круг соответствующих концепций и категорий станет социально признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет финансовое законодательство, тем больше вероятность того, что финансовые действия будут действовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
- Борисова, О. В. Корпоративные финансы. Практикум / О.В. Борисова. - М.: КноРус, 2016. - 240 c.
- Врублевской, О. В. Финансы / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт, 2018. - 464 c.
- Г.Б. Поляк. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 540 с.
- Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы - М, 2013 - 83 с.
- Гребенников, П. И. Корпоративные финансы. Учебник и практикум / П.И. Гребенников, Л.С. Тарасевич. - М.: Юрайт, 2016. - 254 c.
- Кунгурякова, Е. Н. Финансы и кредит. Курс лекций: моногр. / Е.Н. Кунгурякова, М.С. Синявина. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 260 c.
- Купцов, М. М. Финансы / М.М. Купцов. - М.: РИОР, Инфра-М, 2015. - 192 c.
- Курченко, Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации. Субфедеральный и местный уровни. Учебное пособие / Л.Ф. Курченко. - М.: Дашков и К°, 2015. - 839 c.
- М.В. Романовский, О.В. Врублевская. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., -СПб.: Питер, 2012. - 576 с.
- Международные валютно-кредитные отношения. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 544 c.
- Никитина, Н. В. Финансы организаций / Н.В. Никитина, С.С. Старикова. - М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2017. - 368 c.
- Поляк Г.Б. «Финансы. Денежное обращение. Кредит» - Москва. Юнити. 2008 г. 10. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. «Финансы и кредит»Москва. Высшее образование - 2009 г.
- Свиридов, О. Ю. Международные финансы. Учебное пособие / О.Ю. Свиридов, А.А. Лысоченко. - М.: Феникс, 2015. - 400 c
- Семенкова Стратегические финансы. Междисциплинарный проектный метод обучения / Семенкова. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2016. - 726 c.
- Соловьев, В. И. Финансовая математика. Учебное пособие / В.И. Соловьев. - М.: КноРус, 2016. - 176 c.
- Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2015. -№22 (575).
- Учебник для студентов и вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Поляк Г. Б. «Бюджетная Система России».
- Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 575 с.
- Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 330 c.
- Фирсова, А.А. Шпаргалка по финансам организаций (предприятий) / А.А. Фирсова. - М.: ЭКОЛИТ, 2017. - 216 c.