Файл: Финансовая система РФ (Понятие и элементы финансовой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Централизованный страховой фонд имеет естественную форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продуктов питания, которые постоянно обновляются.

Источниками формирования централизованного страхового фонда являются пополнение государственных резервов и резервов.

2) Фонд самострахования (резервный фонд или фонд риска) формируется у хозяйствующих субъектов, размер которого не регулируется законом.

Он создан для обеспечения деятельности предприятия в случае неблагоприятной ситуации.

Он используется для покрытия убытков, погашения облигаций и выпуска акций при отсутствии других фондов для приобретения основных средств [19, с.103].

3) Страховой фонд страховщика создается большим количеством участников (предприятий, граждан). Формирование фонда осуществляется децентрализованным образом. Страховой фонд имеет особую цель в его использовании [6, с.105].

Страховой фонд позволяет выложить убытки в страховых случаях для всех своих участников из-за перераспределения средств страхового фонда.

От состояния финансов коммерческих предприятий зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный кредит, банковский кредит, фонды страхования.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою коммерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирует производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенья финансовой системы [20, с.136].

Глава 3. Цели и задачи современной финансовой политики

Финансовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных сфер и связей финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование средств фондов. Финансовая система включает финансовые учреждения страны, которые занимаются денежным обращением и регулируют финансовую деятельность.

Поскольку финансы являются носителями дистрибутивных отношений, это распределение происходит в основном между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общем объеме финансовых средств, формирующих финансовую систему, можно выделить следующие основные области:


1) национальные финансы;

2) финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);

3) кредитно-банковская система;

4) фондовый рынок;

5) система государственных финансовых органов.

Связи первой сферы - это централизованное финансирование (государственные финансы), используемое для регулирования экономики и финансовых отношений на макроуровне [7, с.144].

Связи второй сферы включают децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих субъектов), поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходах бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Они используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне [21, с.54].

Кредитно-банковский сектор состоит из банков и других кредитных организаций страны. Финансовая система страны включает государственные финансовые учреждения (организации, учреждения), которые осуществляют и регулируют финансовую деятельность [8, с.162].

Различие финансовой системы на отдельные сферы и звенья связано с особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования средств фондов и, следовательно, особой роли в финансовой системе. Состав и классификация финансовой системы Российской Федерации по сферам и ссылкам показаны на таблице.

Таблица 2

Цели и задачи современной финансовой политики

Инструменты

Цели и задачи

Механизм

1.Общегосударственные финансы.

Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. 

2. Государственная бюджетная система.

Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.  Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Организационной основой бюджетного механизма является нормативно-правовое обеспечение реализации экономических отношений, складывающихся по поводу формирования и использования бюджетных фондов.

Бюджетное право, как правило, утверждается в Конституции страны. Реализация бюджетного права зависит от уровня компетенции, которой наделен орган власти, т.е. от предметов ведения, прав и обязанностей органов власти. В бюджетном процессе большинства государств происходит разграничение компетенций представительных и исполнительных органов власти.

3.Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

Органом государственной власти субъектов РФ рекомендовано консолидировать в бюджетах национально - государственных и административно - территориальных образований аналогичные региональные внебюджетные фонды.

4.Государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой аккумулированные государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов.

На общегосударственном уровне государственные займы не являются целевыми, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные таким образом средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культуры, просвещения, жилища и др.

5.Фонды страхования.

Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но некоторые страховые компании пока еще не имеют четкой специализации по различным направлениям страхования. Страхование объединяет большое количество отношений и делится на социальное, медицинское, личное, имущественное, страхование ответственности и предпринимательских рисков.

6.Финансы организаций и предприятий.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные общества, частные, арендные и др.) составляют основу финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. 

Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, юридическими лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

7. Некоммерческие организации.

Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст.50 ГК РФ).

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов и в других формах, предусмотренных законом.

8. Государственные и муниципальные предприятия.

Государственное предприятие основано на государственной собственности, ведет свою деятельность на основе коммерческого расчета.

Эти предприятия образуются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

9. Кредитно-банковская система.

Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные операции. Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства.

В настоящее время Сберегательный банк России является универсальным банком, поскольку предлагает на рынке все возможные виды банковских услуг. Основной целью банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами.

10.Фондовый рынок

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно - функциональной спецификой. Формирование этого рынка в России тесно связано с реализацией программы приватизации и выпуска в большом объеме приватизационных чеков, а затем и акций вновь созданных акционерных обществ.

С помощью ценных бумаг собственность государства может быть превращена в собственность акционерных обществ, т.е. широкого слоя населения - частных собственников.

11.Система государственных финансовых органов.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание РФ образовало Счетную палату. Она не зависима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в ходе которых средства генерируются и используются.

Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных связей (учреждений) и органов. Существование различных институтов в финансовой системе объясняется тем, что финансы служат разнообразным потребностям общества, охватывая его влияние на всю экономику страны и всю сферу социальной активности в целом. Исходя из этого, финансовую систему Российской Федерации следует понимать следующим образом:

а) набор финансовых учреждений, каждый из которых способствует формированию и использованию соответствующих денежных средств;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Набор финансовых институтов, которые регулируют создание, перераспределение и использование средств фондов, формирует финансовую систему, которая отражает характеристики развития государства в условиях перехода на рынок.

Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. С помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому контенту.

Основной целью развития финансовой системы России на ближайшую перспективу является рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет только финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, безусловно, возможен, но он не может быть устойчивым.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе массовое финансирование возможно, на наш взгляд, на основе банковского кредита. Тесная финансовая трансформация силами финансового рынка в современных российских условиях.

Развитие доступного банковского кредитования также ограничено рядом факторов, чтобы устранить (в условиях ограниченных возможностей для ускоренной капитализации банковского сектора), прежде всего, необходимо скорректировать существующий режим денежной массы и установить механизмы рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов рыночной инфраструктуры, которые облегчают структурирование долга реальной экономики.


Акцент на развитие банковского кредита не отрицает внимания к проблемам финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и частично новые высокотехнологичные отрасли могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них важна их индикативная функция. Во-вторых, существует большая группа финансовых агентов, первоначально ориентированных на рынок, в первую очередь, финансовых институтов с иностранным капиталом и зарождающегося слоя российских институциональных инвесторов. И, наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок действительно является основой для финансового перераспределения.

Итак, мы можем заключить: финансовая система играет такую ​​важную роль в жизни общества, что разрушение ее функционирования может привести к катастрофическим последствиям для всей экономики. Поэтому во всех странах он находится под строгим государственным контролем. Используя различные методы, государство достигает такого состояния своего бытия, которое соответствует интересам развития всей экономики, к эффективному решению постоянно возникающих экономических проблем.

Финансовая система - это концепция, которая превышает конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем раньше круг соответствующих концепций и категорий станет социально признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет финансовое законодательство, тем больше вероятность того, что финансовые действия будут действовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
  2. Борисова, О. В. Корпоративные финансы. Практикум / О.В. Борисова. - М.: КноРус, 2016. - 240 c.
  3. Врублевской, О. В. Финансы / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт, 2018. - 464 c.
  4. Г.Б. Поляк. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 540 с.
  5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы - М, 2013 - 83 с.
  6. Гребенников, П. И. Корпоративные финансы. Учебник и практикум / П.И. Гребенников, Л.С. Тарасевич. - М.: Юрайт, 2016. - 254 c.
  7. Кунгурякова, Е. Н. Финансы и кредит. Курс лекций: моногр. / Е.Н. Кунгурякова, М.С. Синявина. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 260 c.
  8. Купцов, М. М. Финансы / М.М. Купцов. - М.: РИОР, Инфра-М, 2015. - 192 c.
  9. Курченко, Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации. Субфедеральный и местный уровни. Учебное пособие / Л.Ф. Курченко. - М.: Дашков и К°, 2015. - 839 c.
  10. М.В. Романовский, О.В. Врублевская. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., -СПб.: Питер, 2012. - 576 с.
  11. Международные валютно-кредитные отношения. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 544 c.
  12. Никитина, Н. В. Финансы организаций / Н.В. Никитина, С.С. Старикова. - М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2017. - 368 c.
  13. Поляк Г.Б. «Финансы. Денежное обращение. Кредит» - Москва. Юнити. 2008 г. 10. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. «Финансы и кредит»Москва. Высшее образование - 2009 г.
  14. Свиридов, О. Ю. Международные финансы. Учебное пособие / О.Ю. Свиридов, А.А. Лысоченко. - М.: Феникс, 2015. - 400 c
  15. Семенкова Стратегические финансы. Междисциплинарный проектный метод обучения / Семенкова. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2016. - 726 c.
  16. Соловьев, В. И. Финансовая математика. Учебное пособие / В.И. Соловьев. - М.: КноРус, 2016. - 176 c.
  17. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2015. -№22 (575).
  18. Учебник для студентов и вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Поляк Г. Б. «Бюджетная Система России».
  19. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 575 с.
  20. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 330 c.
  21. Фирсова, А.А. Шпаргалка по финансам организаций (предприятий) / А.А. Фирсова. - М.: ЭКОЛИТ, 2017. - 216 c.