Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

2.1 Развитие отношений Российской федерации и Международного Валютного Фонда: анализ погашения долга перед МВФ

Россия вступила в МВФ в мае 1992 года, именно тогда и началась история сотрудничества страны с международными финансовыми организациями. Развитие отношений России с МВФ можно разделить на два этапа: до финансового кризиса 1998 г. и после финансового кризиса .

Для вступления в МВФ, а так же лондонский и парижский клубы России пришлось признать 92 млрд. долларов США долгов советского долга. Таким образом, Россия получила право на взыскание 130 млрд. долларов США долгов развивающихся стран СССР. Обмен был неравноценный, так как долги развивающихся стран стоят на вторичном рынке долговых обязательств не более двадцати центов за доллар долгов. Поэтому признание советских долгов было политическим решением, направленным на создание Россией имиджа честного кредитора и рассчитанным на перспективу дальнейших заимствований.

Как только Россия вступила в МВФ, сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, которые определяли параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.

Правительство России в январе 1992 г. официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере 6 млрд. долларов США для создания фонда стабилизации. М. Камдессю и Е. Гайдаром в начале июля 1992 г. подписали первое соглашение о помощи.

Первая международная программа помощи России при поддержке МВФ была обнародована 1 апреля 1992 года. В рамках помощи предполагалось учредить фонд стабилизации российского рубля (6 млрд. долларов США) для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Так же, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 млрд. долларов США) для покрытия дефицита платежного баланса.

В рамках кредита стэнд-бай первый транш перевели 5 августа 1992 года. Кредит составил 719 млн. СДР (около 1 млрд. долларов США) со сроком использования в течение пяти месяцев.


Главным условием предоставления кредита являлось удержание дефицита госбюджета в пределах до 5% ВВП и темпа инфляции (менее 10%).

Последующие транши резервного кредита Россия в 1992 году не получила. МВФ объяснил это тем, что Правительство РФ уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5 %, дефицит федерального бюджета вместо запланированного уровня 5 % ВВП достиг 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5 % в месяц.

Второй пакет помощи России был принят на встрече «семерки» в апреле 1993 года и подтвержден на совещании на высшем уровне в Токио в июле 1993 года.

Токийский пакет предусматривал кредит на «первоочередные стабилизационные меры» в размере 3 миллиардов долларов в рамках механизма МВФ по финансированию системных преобразований в странах с переходной экономикой. Процедура предоставления кредита была упрощенной. Условиями кредитования стало сокращение дефицита госбюджета наполовину - до 10% ВВП, а также сдерживание темпа инфляции не выше 7-9% в месяц.

Дальнейшее осуществление стабилизационной программы вновь было отсрочено, поскольку Россия и на этот раз оказалась не в состоянии выполнять жесткие условия кредитов МВФ.

После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство РФ взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку МВФ. Результатом стало предоставление России 11 апреля 1995 года первого стандартного полномасштабного кредита стэнд-бай в объеме квоты страны в МВФ - 4313,1 млн. СДР (6,8 млрд. долларов США) со сроком использования в течение 12 месяцев.

Были детализированы и ужесточены требования предоставления кредита:

- сокращение дефицита госбюджета до 6% ВВП;

- снижение инфляции до 1% в месяц;

- устранение внешнеторговых льгот;

- окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта;

- либерализация экспорта нефти;

- отмена до 1 января 1996 года экспортных пошлин.

Предполагался ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств.

В марте 1996 года МВФ через механизм расширенного финансирования предоставил России новый кредит в размере 6 901 млн. СДР (10,1 млрд. долларов США), который подлежал использованию в течение трех лет.

Сумма кредита соответствовала 160% российской квоты; однако предполагалось, что предоставление средств будет неравномерным: в первый год - 65% квоты, во второй - 55%, в третий - 40%. На протяжении первого 26 года действия кредитной линии валюта поступала в виде ежемесячных, а в последующие два года квартальных траншей.


В качестве условий кредитования было выдвинуто сокращение к 1998 году дефицита госбюджета до 2% ВВП; снижение инфляции - до 6,9% в год. Также продолжилась либерализация внешней торговли:

- ликвидировались экспортные пошлины на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов;

- отменялась обязательная предтаможенная экспертиза экспортируемых товаров;

- понижалось таможенное обложение импорта; снимались ограничения на импорт алкоголя.

Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением, из которого было использовано 5,8 млрд. долларов США.

До 1998 года задолженность России медленными темпами доросла до 120 млрд. долларов США, притом, что несколько миллиардов советских долгов удалось выплатить.

С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 год был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом 5,1 млрд долларов США. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство РФ разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью.

В 1998 году было набрано целых 15 млрд. долларов США кредитов, сначала в попытке избежать дефолта, а потом для ликвидаций последствия дефолта.

В июле 1998 года МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (в размере около 2,5 млрд. долларов США). Предполагалось предоставление кредита тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 года.

20 июля 1998 года МВФ перевел транш в размере 675,02 млн. СДР.

В связи с событиями 17 августа 1998 года (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кредитный пакет помощи России был заморожен.

В июле 1999 года МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 3300 млн. СДР (4,5 млрд. долларов США), первый и последний транш которого 471,4 млн. СДР (640 млн. долларов США) был получен в том же месяце со сроком использования полтора года. Кредитное сотрудничество было прервано по инициативе МВФ в конце 1999 г. под предлогом нецелевого использования Россией предоставляемых ей средств.


С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. Первая досрочная выплата внешнего долга перед МВФ состоялась в 2001 году. Тогда была погашена задолженность Центробанка РФ в сумме 2,7 млрд. долларов США.

Благодаря увеличению мировых цен на сырьё, существенному росту доходов Российской Федерации от экспорта нефти и созданию в 2004 году Стабилизационного фонда РФ, стало возможным досрочно погасить многие внешние государственные долги. Их обслуживание обходилось стране довольно дорого. Досрочная выплата внешних долгов позволила России сэкономить большие суммы на процентах. Общая задолженность РФ перед Фондом сократилась к 2004 году до 5,1 млрд. Долларов США.

В 2005 году средства Фонда Российской Федерации превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации 93,5 млрд. рублей из которых (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед

В январе 2005 года в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долларов США), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией. По первоначальному графику долг МВФ Россия должна была погашать до 2008 года. Но, заплатив все в 2005 году, страна сохранила 204 млн. долларов США на процентах. МВФ согласился не получать проценты будущих лет.

Закончилась более чем 13-летняя история займов и выплат, сопровождающаяся дискуссиями России и МВФ, а также давлением G7, считает. И только главной цели - сокращения инфляции в России до 10% годовых - фонду добиться так и не удалось.

В таблице 1 представлена информация об операциях России с Международным Валютным Фондом в период с 1992 года и до сегодняшнего дня, но так как Россия больше не брала займы с 2005 года, то данные за последующие года равны нулю и не отражаются в данной таблице.

Таблица 1

Операции Российской Федерации с Фондом с 1992 года по 2005 год.

(СДР)

Год

Кредиты

Выплаченные проценты

Затраты

Погашения

1992

719000000

0

0

1993

1078275000

0

56082833

1994

1078275000

0

122264400

1995

3594250000

0

193954079

1996

2587861200

359500000

323567770

1997

1467252800

359500000

423093268

1998

4600000000

673921875

528876040

1999

471429000

3101138750

528469919

2000

0

2189497343

523542056

2001

0

2997937522

398106279

2002

0

1147587215

161637500

2003

0

1356065590

100706947

2004

0

1117424465

75829729

2005

0

2293770240

18064962


Данные таблицы 1 отражают числовую составляющую всех займов и кредитов Российской Федерации у МВФ, о которых говорилось ранее. Россия в 1996 году впервые начала выплачивать долги фонду - тогда она заплатила 359,5 млрд. СДР, а в 2005 погасила свою задолженность окончательно, выплатив 2293,77 млрд. СДР.

Долларовый эквивалент указан в том объеме, в каком он приведен в соответствующем источнике, то есть при пересчете по курсу доллара к СДР на момент одобрения договоренности о предоставлении кредита.

На основании приведённых фактов, можно сделать определённые выводы об оценке взаимоотношений Международного Валютного Фонда и Российской Федерации. С одной стороны кредиты МВФ всё-таки облегчили проблемы страны, однако с другой стороны условия, выдвигаемые МВФ являются не всегда адекватными, в плане развития. Про финансирование МВФ России можно сказать, что оно осуществляется в нарушение всех норм и принципов МВФ. Российское руководство толком не выполнило ни одного требования МВФ, однако исправно получало транши, выдаваемые под давлением на руководство МВФ под давлением США и других членов большой семёрки.

2.2 Сотрудничество Российской Федерации и Международного Валютного фонда и его перспективы

В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

На протяжении всего периода сотрудничества МВФ осуществляет в России активную консультационную деятельность и проводит работу по предоставлению технического содействия (миссии экспертов, семинары, конференции, учебные мероприятия).

Управляющий в МВФ от России - Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.