Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Роль МВФ в формировании Ямайской валютной системы

В 1960-х гг. начался процесс постепенного разрушения Бреттон-Вудской валютной системы. В том время, как национальные валюты Франции, ФРГ и Японии продолжали укрепляться на международном валютном рынке, в США и Великобритании возрастал дефицит платежного баланса. Эти два процесса в мировой экономике стали противоречить друг другу. Платежные балансы США и Великобритании сводились с отрицательным сальдо. Сохранение существующей валютно-финансовой системы разрушало мировую экономику в целом, ибо остальные страны вынужденно финансировали дефицит США и Великобритании. Бреттон-Вудская валютно-финансовая система имела крепкую основу. Система договорного кредитно-резервного стандарта на протяжении десятилетия дала возможность сохранять существующую международную валютно-финансовую систему, по крайней мере, она сохраняла «статус» золотовалютного стандарта. Неспособность обмена доллара на золото вынудила США изменить свою внутреннюю экономическую политику и валютных курсов с целью сохранения платежного баланса и конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.

Кризис 1960-х гг. можно разделить на четыре этапа. Первый этап кризиса начался в октябре 1960 г., когда цена золота на частном рынке возросла до 40 долларов [10]за одну тройскую унцию золота при официальной цене 35 долларов. За этим событием последовали золотой, долларовый и стерлинговый кризисы. Второй этап начался с заявлением президента Франции Шарля де Голля в 1965 г. Франция требовала от США обменять доллары, находящиеся в золотовалютных резервах страны, на золото. На отказ Соединенных Штатов Франция ответила объявлением о выходе из НАТО, выводе баз и солдат объединенных сил из страны. США вынужденно обменили 750 млн. долларов на золото. Примеру Франции последовали ФРГ и Япония.

Третий этап кризиса начался с изменениями внутренней экономической политики США. Ситуация ухудшилась после увеличения денежной массы в обращении для оплаты расходов на войну во Вьетнаме. Неготовность США повысить налоговые ставки, а также политика увеличения денежной массы привели к потере конкурентоспособности американских товаров. Четвертый этап характеризуется увеличением дефицита платежного баланса США. За один год, с 1970 по 1971 гг., дефицит платежного баланса Соединенных Штатов достиг 800 млн. долларов[11]. Новые финансовые центры в лице Франции, Японии и ФРГ лишили США абсолютной доминировании в мировой экономике.


В соответствии со Статьями соглашения Международного валютного фонда [12] , с целью сохранения существовавших валютных паритетов образовавший избыток доллара на частном рынке должен был поступать в зарубежные центральные банки стран-членов МВФ. Однако появление новых валютно-финансовых центров и движение капитала порождали ожидания обесценивания доллара. Четвертый этап кризиса стал разрушительным для Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы. 15 августа 1971 г. Президент США официально объявил о приостановке конвертации долларов в золото.

Объявление президента США окончательно разрушило существовавшую мировую финансовую архитектуру. Даже те страны, у которых было положительное сальдо платежного баланса, были вынуждены перейти к плавающим курсам своих национальных валют. 18 декабря 1971 г. страны «Группы десяти» заключили соглашение, известное как Смитсоновское соглашение. Данные усилия были направлены на поддержание валютно­финансовой системы Бреттон-Вудского типа. В результате Смитсоновского соглашения[13] были согласованы условия пересмотра многостороннего обмена валютных курсов, США отказались от 10% надбавки к импортным пошлинам, также были установлены допустимые пределы колебаний валютных курсов на международном валютно-финансовом рынке. Однако, закрепленные положения Смитсоновского соглашения поддерживали мировую валютно-финансовую систему в течение года. В 1973 г. США объявили о повышении цены на золото до 42 долларов, при этом не допуская обмен доллара на золото.

Международный валютный фонд, будучи главной финансово­экономической организацией в международном сообществе, был серьезно обеспокоен ситуацией начала 1970-х гг. Было ясно, что продолжение ситуации приведет к разрушительным результатам для мировой экономики. С целью предотвращения событий в мировой экономике, а также, реформирования Бреттон-Вудской системы в 1972 г. МВФ выступил с инициативой созидать Комитет по реформированию международной валютно-финансовой системы, известный как Комитет двадцати. Политические и экономические события 1973 г. изменили ситуацию в худшую сторону. Первый нефтяной шок 1973 г. вынудил Международный валютный фонд в какой-то мере изменить политику организации с целью предоставления помощи странам, пострадавшими от нефтяного шока. В 1974 г. был создан Расширенный фонд и созван Временный комитет. Деятельность Временного комитета была направлена на поддержание сложившихся принципов и положений за последние несколько лет. Создание Комитета стало второй попыткой после Смитсоновского соглашения поддерживать стабильность мировой экономической ситуации.


В ноябре 1975 г. Международный валютный фонд организовал встречу лидеров шести ведущих стран мира - Великобритании, США, Италии, ФРГ, Франции, Японии, тем самым проявив инициативу реформировать международную валютную систему, цены на энергоресурсы и текущую мировую экономическую ситуацию. В результате обсуждений была сформирована «Группа семи» (в 1976 г. к этим странами присоединилась Канада), а также была разработана концепция «Энергетической безопасности».

У МВФ была одна главная задача: реформировать международную валютно-финансовую систему, создавая новый международный резервный актив. Также, сохранялась необходимость регулировать и окончательно закрепить на правовом уровне систему плавающих курсов. С целью решения вышеперечисленных задач Международный валютный фонд 7-8 января 1976 г. в столице Ямайки городе Кингстоне созвал встречу Временного комитета, которая вошла в историю под названием Ямайская конференция. В результате переговоров была достигнута договоренность о замене основного валютного резерва Бреттон-Вудской системы - доллар США и золото - Специальными правами заимствования.

Следующим важным результатом стало введение гибкого режима валютных курсов, которое было закреплено в Статьях соглашений МВФ (Обязательства в отношении валютного режима)[14]. Следующий шаг официально закрепил систему плавающих курсов. Теперь страны имели возможность свободного выбора трех различных режимов валютных курсов. Таким образом, золото, как основной валютный резерв международной валютно-финансовой системы, было полностью вытеснено из системы мировой финансовой архитектуры. В результате конференции Временного комитета в Ямайке была создана новая валютно-финансовая система, которая получила название по месту проведения конференции: «Ямайская валютно-финансовая система».

Достигнутые договоренности Ямайской конференции были официально закреплены в Статьях соглашений МВФ в 1978 г. В мировой экономике начался новый этап, это было конец кризиса и начало нового мирового экономического порядка. Ямайская система включила в себе следующие принципы[15]:

  1. Отмена фиксированных курсов валют;
  2. Введение принципа свободной конвертации валют;
  3. Отмена золотого стандарта и золотого паритета. Золото перестало играть роль эквивалента при международных расчетах, обмен долларов на золото был прекращен, официальная цена на золото была отменена, курс золота стал определяться на биржевых торгах. Страны-члены МВФ освобождались от обязательства вносить 25% своей квоты в золоте при присоединении к Фонду;
  4. Введение шести резервных валют мира: доллар США, фунт стерлинга, швейцарский франк, японская йена, французский франк и немецкая марка;
  5. Предоставление странам-членам МВФ права свободного выбора трех различных режимов валютных курсов:

  • Плавающий - полностью свободно плавающий валютный курс;
  • Фиксированный - твердая привязка к одной или нескольким валютам (валютная корзина). В этом случае колебание возможно в пределах + 1%.
  • Смешанный - колебание валютного курса относительно нескольких валют в пределах + 2,25%.
  1. Введение системы Специальных прав заимствования (СДР), эмиссией которых занимается Международный валютный фонд.

Изучая настоящую тему, можно прийти к заключению, что роль Международного валютного фонда в формировании новой валютно-финансовой системы после кризиса Бреттон-Вудской является решающей. Фонд стал главной регулирующей силой международных финансовых отношений. Именно в период Бреттон-Вудского кризиса Фонд стал по- настоящему влиятельным на международном уровне. Деятельность МВФ в это время показала результат эффективной организации, которая действительно является ключевой фигурой в мировой экономике. Несмотря на все положительные аспекты деятельности Фонда в период кризиса, существует определенная критика со стороны экономистов, финансистов и ученых. Но можно не согласиться с критикой потому, что существовавший золотовалютный стандарт по вышеперечисленным причинам стал неэффективным данный период, и, возможно, направленные усилия МВФ были единственным правильном выходом из сложившегося положения в мировой экономике. Иными словами, кризис наглядно продемонстрировал влиятельность Международного валютного фонда, предпринятые Фондом меры стали показателем эффективности идей отцов- основателей Бреттон-Вудской системы.

Основными механизмами кредитования МВФ являются:

Во-первых, резервная доля, которая определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны - члена МВФ.

Во-вторых, кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша, составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% се квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю


В-третьих, договорённости о резервных кредитах стенд-бай, которые обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом се запроса, то выделение средств в счет верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 1950-х и до середины 1970-х годов соглашения о кредитах стэнд- бай имели срок до хода, с 1977 г. - до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

Последним механизмом является механизм расширенного кредитования. Он дополняет резервную и кредитные доли, предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости - до четырех лет, определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени.

Из вышесказанного следует, что основным источником финансовых ресурсов МВФ являются квоты государств-членов организации, которые в целом отражают относительное положение государств-членов в мировой экономике. Кроме того, МВФ может прибегать к временному заимствованию для целей дополнения своих квотных ресурсов. Новые соглашения о займах (НСЗ), которые могут обеспечивать Фонду дополнительные ресурсы, являются главным страховым инструментом на случай недостаточности ресурсов по квотам. Страны-члены также приняли обязательство увеличить ресурсы МВФ при помощи двусторонних соглашений о заимствованиях. А главными кредитными механизмами являются: резервная доля, кредитные доли, договорённости о резервных кредитах стенд-бай и механизм расширенного кредитования.