Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С окончанием Второй мировой войны в мире стало увеличиваться число международных организаций. В международных отношениях появились новые акторы, в задачи которых входило регулирование социально-экономических и политических отношений между государствами. Во избежание повтора экономического кризиса, подобного Великой депрессии, правительствами ведущих стран мира было принято решение о создании международных организаций, таких как Международный валютный фонд и Всемирный Банк, которые обеспечивали бы экономическую стабильность на международном уровне.

Создание и дальнейшая деятельность Международного валютного фонда (МВФ) изменили ход событий в международных экономических и политических отношениях. Несмотря на большой вклад организации в развитии мировой финансовой системы, МВФ часто сталкивался с проблемой неэффективности рекомендаций экономической политики и с критикой со стороны мирового сообщества. Организация, будучи лидером в кредитно-финансовой структуре, прямо или косвенно влияет на внешнюю и внутреннюю политику стран- участников. Критика МВФ была вызвана именно его отрицательным влиянием на страны-члены, а также его прозападной ориентацией.

Все вышеперечисленные проблемы и вопросы подчеркивают актуальность исследования МВФ в мировых экономических процессах.

Объектом исследования выступает Международный валютный фонд.

Предметом исследования являются проблемы и критика деятельности данной организации на каждом этапе ее развития. Цель исследования - определение роли Международного валютного фонда в международных отношениях.

Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

  • описать историческое становление и структуру Международного валютного фонда
  • изучить влияние международных политических процессов на деятельность Международного валютного фонда
  • рассмотреть стратегии и рекомендации МВФ во время региональных и мировых экономических кризисов
  • изучить деятельность МВФ по мониторингу мировой экономики и политике рекомендаций экономических реформ
  • рассмотреть проблемы и критику МВФ посредством дедуктивного метода исследования.

Основными источниками при написании настоящей работы являлись нормативно-правовые документы Международного валютного фонда, отечественная и зарубежная литература, доклады.


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

1.1 МВФ как основной институт Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы

29 октября 1929 г. с биржевым крахом на Уолл-стрит начался крупнейший для данного периода мировой истории экономический кризис, получивший название «Великая депрессия». Последствия кризиса были вредоносными не только в социально-экономическом, но и в политическом плане. Высокий уровень безработицы (около 16 млн.), отброс уровня промышленного производства на 30 лет, рост количества сторонников коммунистических и фашистских партий - все перечисленные последствия стали поводом для введения протекционистских мер государствами с целью сохранения конкурентоспособности национальных валют [1] . Во избежание повтора неблагоприятных событий в начале 1940-х гг. правительствами ведущих стран мира была выдвинута идея о создании международной экономической организации, регулирующей валютные и финансовые отношения между государствами.

Генуэзская валютная система, оформленная на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 г., вошла в кризис с началом Второй мировой войны. Углубление кризиса системы вынудило сформировать новую мировую валютную систему. Уже в апреле 1943 г. начались работы по разработке проекта новой мировой валютной системы. В июле 1944 г. в городе Бреттон-Вудс началась Валютно-финансовая конференция Организации Объединенных Наций, в дальнейшем получившая название «Бреттон- Вудская конференция». Двадцати двух дневные обсуждения (с 1 июля по 22 июля 1944 г.) стали плодотворными в первую очередь для США и только потом для всей мировой экономической системы. Золотодевизный стандарт Генуэзской валютной системы, основанный на золоте и ведущих валютах, которые конвертировались в золото, был заменен золотовалютным стандартом, основанным на золоте, долларе США и фунте стерлингов.


Правительство США стремилось не просто внести свой вклад в формирование новой мировой экономической среды, но и хотело закрепить господствующее положение доллара в мировой валютной системе. Об этом свидетельствует проект начальника отдела валютных исследований Минфина США Гарри Декстера Уайта, получивший название «План Уайта». На конференции, помимо «Плана Уайта», был также представлен план ведущего британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, основоположника Кейнсианской экономической теории и макроэкономики как самостоятельной дисциплины. Идея последнего предусматривала участие стран, имевших активный платежный баланс, в корректировке неравновесия платежных балансов, т.е. проблемы по восстановлению равновесия платежного баланса ложились на страны, имевшие дефицитные балансы, которые и должны были применять дефляционные меры, а страны с активным балансом не несли никаких обязательств.[2] Несмотря на хорошую разработанность и эффективность «Плана Кейнса», фактическую победу одержал «План Уайта», в который были внесены изменения, основанные на «Плане Кейнса» с целью получения одобрения Конгресса и государственного департамента.

В результате долгих обсуждений была создана Бреттон-Вудская валютная система, на основе соглашения, которое предусматривало следующие положения: сохранение паритетов валют; становление золота международного платежного и резервного средства; приравнивание доллара к золоту (35 долларов за 1 тройскую унцию золота) и закрепление за ним статуса главной резервной валюты; введение взаимной обратимости валют и установление режима фиксированных валютных курсов[3]. Вторым значимым результатом конференции стало создание Международного валютного фонда (МВФ), целью которого является развитие международного финансового сотрудничества и международной стабильности в валютно-финансовой сфере и договоренность о создании Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

27 декабря 1945 г. на основе соглашения, подписанного в Бреттон-Вудсе государствами-участниками конференции, был создан Международный валютный фонд, который начал вести свою деятельность с 1947 г. Была сформирована четкая структура, которая регулирует не только работу, но и отношения стран-участниц организации. Высшим руководящим органом в МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна имеет своего представителя с заместителем. Страны, имеющие наибольше голосов, представлены отдельно, а остальные же страны объединены в 16 групп. Наибольшим количеством голосов обладают следующие страны: США - 16,52%, Япония - 6,15%, Китай - 6,09%, Германия - 5,32%, Великобритания - 4,03%, Франция - 4,03%, Россия - 2,59%, Саудовская Аравия - 2,02%[4]. Представители в основном являются высокопоставленными лицами в экономической сфере своих стран,обычно это министры финансов илируководители центральных банков.


Совет управляющих занимается такими вопросами как решение ключевых вопросов деятельности организации, то есть внесение изменений в Статьи соглашений, решение вопросов по приему и исключению стран-участниц, определение их долей в капитале Фонда, а также выбор исполнительных директоров. Для эффективной деятельности организации был внесен принцип «взвешенного» [5] количества голосов, который означает, что возможность влияния стран-участниц на деятельность организации посредством голосования определяется их долей в капитале Фонда. Каждой участнице достается 250 голосов, а последующие голоса предоставляются за их взнос в капитал Фонда (1 голос =100 тыс. СДР)[6]. С целью ограничения влияния стран-участниц на деятельность организации, страны имеют право купить дополнительные голоса только в рамках предоставляемых им квоты. Совет управляющих также имеет право учредить новые постоянные органы для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы.

Вторым по значимости органом в МВФ является Исполнительный совет, который получил значительную часть полномочий Совета управляющих. Исполнительный совет занимается ведением деятельности организации, которая включает политические, административные, а также оперативные вопросы Фонда, а именно предоставляет кредиты странам-участницам и осуществляет надзор за их политикой в отношении валютных курсов. В отличие от Совета управляющих, который проводит свои заседания в раз год, Исполнительный совет проводит заседания три раза в неделю.

Капитал МВФ образуется за счет квот стран-участниц, а также многосторонними и двусторонними заимствованиями и золотыми запасами [7]. Каждая страна имеет свои квоты в организации, которая определяется экономическим положением государства в мире. Квота стран-участниц рассчитывается следующим образом: средневзвешенное значение ВВП (50%), открытость (30%), экономическая изменчивость (15%), международные резервы (5%)[8]. В случае нехватки ресурсов организации в реализации целей МВФ,

например, при возникновении крупномасштабных финансовых кризисов, фонд пополняет свои ресурсы на основе двух соглашений-Генеральное соглашение о займах (ГСЗ) и Новое соглашение о займах (НСЗ). В вышесказанном случае, МВФ обращается к 11 промышленно развитым странам, которые могут предоставить кредиты на сумму до 17 млрд. СДР и дополнительно к Саудовской Аравии, от которой может получить кредит до 1,5 млрд. СДР. НЗС и третий источник пополнения ресурсов «Двусторонние займи» вступили в силу после кризиса Бреттон-Вудской валютной системы, впериод Ямайской валютной системы.


Роль МВФ в Бреттон-Вудской валютной системе закреплена в принятых соглашениях на Бреттон-Вудской конференции 1944 г. МВФ стал основным институтом Бреттон-Вудской валютной системы, одной из главных задач которого является обеспечение стабильности международной валютно­финансовой системы, что в свою очередь отражает мировую экономическую ситуацию в целом. Цели, прописанные в Статьях соглашения МВФ, являются решением проблем, вызванных после кризиса Генуэзской валютно-финансовой системы и Великой депрессии. Как было отмечено выше, во время Великой депрессии многие государства вели протекционистскую политику для обеспечения экономик своих стран. С целью предотвращения повтора данной ситуации в мировой экономике деятельность МВФ направлена на содействие международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере. Оно выражается в стремлении способствовать международной торговле, высокой занятности и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности в мире. Выдавая кредиты странам-участницам, МВФ стремится обеспечивать баланс в мировой экономике между государствами.

Таким образом, исторические события начала ХХвека стали причиной формирования нового мирового порядка не только в политической, но и экономической, социальной и культурной сферах. Первая мировая война, кризис Генуэзской системы, Великая депрессия и Вторая мировая война вынудили международное сообщество создать новый финансовый порядок в международных отношениях. «Лучшие соседи - это процветающие соседи»[9], данная цитата Г.Д. Уайта точно характеризует международную обстановку первой половиныХХвека. Осознавая разрушительные последствия войн и кризисов, страны встали на путь сотрудничества. Еще во время Второй мировой войны были созданы многочисленные комитеты в США, Великобритании и СССР по разработке нового мирового порядка, охват которого не должен был ограничиваться политическим аспектом. Неуспешные попытки создания международной экономической организации во время Генуэзской конференции стали стимулом для создания комитетов под руководствами Г. Уайта (США) и Д.М. Кейнса (Великобритания) по разработке серьезного валютно-финансового порядка, где МВФ должен был играть регулирующую роль. Изучая политическую и экономическую ситуацию начала ХХвека, можно определенно говорить о том, что МВФ стал двигающим фактором в новом мировом экономическом порядке.