Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
1.1 МВФ как основной институт Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
1.2 Роль МВФ в формировании Ямайской валютной системы
2.2 Сотрудничество Российской Федерации и Международного Валютного фонда и его перспективы
Банк России сотрудничает с МВФ по различным направлениям:
- представители Банка России принимают участие в весенних сессиях и ежегодных собраниях МВФ и Всемирного банка;
- представители Банка России принимают участие в рабочих встречах и консультациях со специалистами МВФ, а также в подготовке материалов и комментариев. Фонду предоставляется отчетная информация, предусмотренная договоренностями между Россией и МВФ;
- начиная с 2010 года Россия, как страна, имеющая системно значимый финансовый сектор, проводит оценку состояния финансовой стабильности экономики в рамках совместной для МВФ и Всемирного банка Программы оценки финансового сектора (FSAP);
- в целях обеспечения соответствия практики распространения важнейших экономических показателей требованиям международных стандартов по качеству и срокам публикации 31 января 2005 г. Россия присоединилась к Специальному стандарту МВФ на распространение данных (ССРД).
В июле 2012 года Россия ратифицировала 7-ю поправку к Уставу МВФ, предусматривающую реформу Совета директоров Фонда. Также Россия поддержала увеличение своей квоты в МВФ в рамках 14-го общего пересмотра квот (пока не вступил в силу из-за позиции США).
В 2013 году Банк России подписал двустороннее кредитное соглашение с МВФ о предоставлении Фонду 10 млрд. долл. США в рамках достигнутых руководителями стран «Группы 20» договоренностей о пополнении ресурсов МВФ c целью повышения роли этой международной финансовой организации в обеспечении мировой финансовой стабильности [18].
В приложении В представлена информация международные резервные активы в иностранной валюте Российской Федерации за 2016 год по месяцам, в том числе там указывается резервная позиция в МВФ - это сумма позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках соглашений о заимствованиях и СДР - международные резервные активы, эмитированные Международным Валютным Фондом и находящиеся на счете Российской Федерации в Департаменте СДР Фонда.
По данным таблицы из приложения В видно, что резервная позиция России в МВФ за этот год увеличилась с 2,56 млрд. долларов США до 3,05 млрд. долларов США (на 1 декабря 2016 года), что говорит о том, что резервная позиция страны в МВФ возросла на 19,14%. При этом СДР уменьшились с 7,89 млрд. долларов США до 6,53 млрд. долларов США, то есть на 20,83%. Проанализировав все показатели, можно заметить, что резервные активы Российской Федерации по остальным показателям намного превосходят показатели по резервам страны в МВФ и СДР, что говорит о не приоритетности данных резервов.
Что касается консультационной деятельности Международного валютного фонда , то можно отметить, что в ноябре 14-18 2016 года миссия МВФ по проведению ежегодных консультаций по Статье IV во главе с Эрнесто Рамирес Риго посетила Москву, чтобы обсудить экономические перспективы связанные с политикой Российской Федерации. По завершении визита, Рамирес Риго сделал следующие заявления:
- меры экономической политики смягчили шок, вызванный ценами на нефть и санкциями;
- экономика все еще находится в состоянии рецессии, но экономический рост должен возобновиться в 2017 году;
- системный банковский кризис предотвращен, но восстановление экономики.
После сокращения ВВП в 2015 году, вызванного снижением цен на нефть и санкциями, в этом году российская экономика остается в состоянии рецессии, но с перспективами умеренного восстановления в 2017 году.
В Обзоре МВФ рассматривается состояние экономики России по мнению Эрнесто Рамиреса Риго, руководителя миссии МВФ по проведению ежегодных консультаций по Статье IV в России, и Карла Хабермейера, руководителя миссии по подготовке доклада об оценке финансовой стабильности России, который составляется по системно значимым экономикам раз в пять лет.
Из обзора МВФ можно узнать ближайшие перспективы российской экономики и началось ли ее восстановление. По мнению Рамиресо Риго, России по-прежнему предстоит пережить сложный период, поскольку цены на нефть остаются низкими и официальные органы продолжают необходимую бюджетную консолидацию. Фонд ожидает, что темпы роста экономики в текущем году будут отрицательными на уровне примерно 1,2 % в этом году, но можно предположить восстановление темпов роста на уровне примерно 1% в 2017 году. Так же ожидается продолжение снижения инфляции примерно до 5% к 2017 году.
Очень трудно сказать, началась ли уже стадия восстановления экономики в России. Но очевидно, что спад экономической активности
замедлился и составляет 0,6%, в некоторых секторах экономики наметились положительные сдвиги, особенно в сферах, которым идет на пользу снижение курса валюты, таких как агробизнес. К другим отраслям, которым выгоден обменный курс, повышающий конкурентоспособность, относятся производство пластмасс, некоторые фармацевтические компании и нефтехимическая промышленность. К сожалению, эти положительные признаки недостаточно широко распространены, и резкое оживление экономической активности остается маловероятным при пониженных ценах на нефть и до тех пор, пока дополнительные инвестиции не закрепятся в других отраслях обрабатывающей промышленности и услуг.
По вопросу необходимости действий России для того, чтобы заложить основы более высоких долгосрочных темпов роста, Рамирес Риго высказал мнение, что Россия теперь может использовать в своих интересах обменный курс, обеспечивающий более высокую конкурентоспособность. Но самого по себе изменения в относительных ценах может оказаться недостаточно без структурных реформ. Официальные органы страны правильно определили и начали проводить целый ряд таких реформ в прошлом году, но без задания приоритетов и последовательности в реализации этих реформ. МВФ придаёт значение реформам, относящимся к институциональной основе, включая обеспечение исполнения контрактов и урегулирование диспутов между частным и государственным секторами.
Есть также меры, которые необходимо принять для повышения эффективности рынка товаров и оживления конкуренции, которую подавляют масштабное участие государства в экономике. Еще одним важным аспектом, в котором Россия, по всей видимости, отстает, является интеграция торговли: российские компании должны иметь доступ к значительно большему набору рынков, чем внутренние рынки или доступные в рамках Евразийского экономического союза.
Что касается рекомендаций персонала по денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, Рамирес Риговыделил, что в бюджетной сфере при ожидаемом сохранении цен на нефть на низком уровне в течение весьма длительного времени, необходимо в значительной степени скорректировать государственные финансы, чтобы поставить их на устойчивую траекторию. В 2016 году официальные органы провели весьма решительную корректировку. Но в среднесрочной перспективе предстоит ее продолжить, и МВФ полагает, что ее планирование на многолетней основе укрепит доверие к ней и уменьшит неопределенность. Один из ее краеугольных камней, бюджетное правило, которое ставит государственные расходы в зависимость от долгосрочной средней цены на нефть, нуждается в пересмотре, чтобы позволить правительству более гибко реагировать на изменения в ценах на нефть.
Рекомендуемая корректировка должна стремиться к сохранению сфер расходов, которые способствуют экономическому росту, таких как образование, здравоохранение и т.п.
В денежно-кредитной политике наблюдатели отметили весьма успешный переход при очень сложных обстоятельствах к таргетированию инфляции. Органы денежно-кредитного регулирования добились необыкновенных результатов за очень короткий период, снизив инфляцию с двузначных показателей в 2015 году до ожидаемых 6,5 процентов к концу этого года. В то же время при относительно вялой конъюнктуре на рынке труда и, соответственно, слабом давлении заработной платы и низких уровнях потребления, сдерживающих инфляцию, мы видим возможности для дальнейшей нормализации денежно-кредитной политики. Внешнее давление ослабевает, например внешний долг России быстро уменьшился. Это ослабило риск дальнейшего снижения курса и, таким образом, повышения инфляции.
Полномасштабный финансовый кризис был, таким образом, предотвращен, но при взгляде на финансовое состояние банков можно заметить весьма значительный рост необслуживаемых кредитов и низкий уровень капитала банков. На самом деле, с учетом качества их активов, капитальную позицию многих банков необходимо укрепить. Одна из рекомендаций комиссии МВФ в рамках оценки финансовой стабильности предусматривает проведение систематической проверки качества активов для получения более полного представления о том, что необходимо сделать в сфере докапитализации банков. Такая проверка должна опираться на усиленное стресс-тестирование.
Процесс очистки банковской системы должен продолжаться. Центральный банк Российской Федерации отзывает лицензии у слабых банков ускоренными темпами. Но не все инструменты, предусмотренные международными рекомендациями для урегулирования проблемных банков, имеются в настоящее время. Так что другая важная мера заключается в создании полного комплекта инструментов для урегулирования проблемных банков.
Хабермейер отмечает, что государственные банки играют существенную роль в банковских системах, как России, так и многих стран с формирующимся рынком, включая Индию и Китай. Государственная собственность часто считается слабостью банковской системы, поскольку банки выдают кредиты по указанию правительства. В России это не столь проблематично, потому что крупнейшие государственные банки, которым принадлежит наиболее значительная доля рынка, переведены на коммерческую основу и, в результате, работают в значительной степени как частные коммерческие банки. Они также имеют листинг и, кстати, частных и даже иностранных акционеров. Например, в Сбербанке, крупнейшем банке страны, государству в настоящее время принадлежат всего 50 процентов плюс одна акция.
Особенность, на которую следует обратить внимание, заключается в двойной роли Центрального банка Российской Федерации: он является как органом надзора, так и владельцем Сбербанка. Этот механизм работает достаточно хорошо ввиду коммерческой ориентации Сбербанка и того факта, что центральный банк тщательно балансирует две свои роли. Но он может все же воспрепятствовать в более долгосрочном плане переходу к конкурентной банковской системе, в большей степени ориентированной на рынок.
Другой вопрос заключается в том, что структура собственности находящихся в государственной собственности банков, вообще говоря, рассредоточена среди разных государственных ведомств. Это осложняет проведение некоторых необходимых реформ управления, таких как присутствие независимых директоров и усиление публичного раскрытия информации и прозрачности.
Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что на сегодняшний день отношения Российской Федерации и Международного Валютного Фонда основываются на том, что Банк России является депозитарием средств МВФ и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда., а так же МВФ проводит активную консультационную деятельность страны и проводит работу по предоставлению технического содействия. При этом, недавнее посещение миссии МВФ по проведению ежегодных консультаций по Статье IV, прошло без особых замечаний, со стороны Фонда, хоть и есть в экономике страны определённые изъяны, которые по прогнозам консультационной миссии, в 2017 году могут иметь положительную динамику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный валютный фонд в этапе его становления и развития сталкивался со многими проблемами, которые определили его роль в мировой экономике. Создание МВФ было необходимым для регулирования Бреттон- Вудской валютно-финансовой системы. Со временем деятельность и цели МВФ расширились, преобразовав организацию в главную международную финансово¬кредитную организацию. Долгое «молчание» мировой экономики не позволяла МВФ показать свою реальную мощь. Именно активная деятельность Фонда во время кризиса Бреттон-Вудской системы сделала его по-настоящему международным и утвердила позиции МВФ в мировой экономике.
1990-е гг. стали неблагоприятным периодом для Международного валютного фонда. Проявление проамериканской деятельности организации во время кризисных потоков привело к недоверию и критике МВФ. Но, несмотря на это, Международный валютный фонд продолжал действовать как диктующая правила мировой экономики организация. Стабильность мировой экономической ситуации после Азиатского финансового кризиса позволила МВФ взять «передышку».
Рассмотрев деятельность Международного валютного фонда в период Азиатского финансового кризиса и Мирового финансового кризиса, а также реформирование МВФ и его надзорную деятельность, был сделан вывод о том, что, несмотря на состоятельность организации и ее весомое значение в мировых экономических процессах, она не совсем справляется с поставленными перед ней задачами. Потерпев неудачу в Азиатском финансовом кризисе, Международный валютный фонд потерял доверие мирового сообщества. Положение изменилось во время Мирового финансового кризиса 2008-2010 гг., где Международный валютный фонд проявил независимость, присущую международным организациям. Кризис стал шансом для восстановления доверия мирового сообщества. Мировой финансовый кризис стал шансом проявить себя в качестве независимой международной финансовой организации и, возможно, именно поэтому Международный валютный фонда в период кризиса вел эффективную деятельность и не проявил внешнеполитической ориентации в интересах западных стран. На данном этапе своего развития МВФ показывает сдержанность, что обусловлено со стабильностью мировой экономики в целом.