Файл: Реферат Требования нормативных правовых актов по вопросам го и знтчс. Организация и выполнение мероприятий по го и защиты от чс.doc
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Гагаринская основная общеобразовательная школа имени
старшего лейтенанта милиции В.А. Кузина
Корсаковского района Орловской области
Реферат
«Требования нормативных правовых актов по вопросам ГО и ЗНТЧС. Организация и выполнение мероприятий по ГО и защиты от ЧС»
Выполнил :
Жиляков В.В.
Корсаково 2023 г.
Ведение | 3 |
I. Требования нормативных правовых актов в области гражданской обороны , защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 5 |
II. Планирование мероприятий гражданской обороны | 11 |
III. Полномочия организаций в области гражданской обороны | 15 |
IV. Выводы | 17 |
V.Литература | 18 |
ВВЕДЕНИЕ.
«Вопросы обеспечения безопасности населения от чрезвычайных ситуаций различного характера всегда будут иметь высочайшую актуальность. Человечество
в XXI веке не будет избавлено от катастроф и бедствий природного и техногенного характера. К сожалению, возрастает количество и масштаб чрезвычайных ситуаций обусловленных глобальными изменениями климата, переходом мировой экономики к новому этапу технологического развития.
Статистические данные свидетельствуют о том, что на территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных
с опасными природными процессами, и до 900-950 чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной деятельностью. Рост производственных аварий и катастроф, стихийных бедствий последних лет создает чрезвычайные ситуации (ЧС) с тяжелыми последствиями для жизни людей и усугубляет экологическую обстановку.
Значительную часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара ежегодно в мире погибает до 75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы различной степени тяжести.
Рост количества ЧС техногенного характера возможен в настоящее время также от разрушения потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных войн.
Учитывая современное состояние Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возрастание опасных факторов и угроз в результате прогнозируемых природных катаклизмов
и техногенных аварий на территории Российской Федерации и соседних государств, роль и значимость государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС должна неуклонно повышаться.
Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года № 12 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года (далее – Основы государственной политики), в которых определены её задачи и приоритетные направления.
В данных Основах государственной политики, подчеркивается, что основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения и территорий Российской Федерации на современном этапе, являются:
-
стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата, активизацией геофизических и космогенных процессов; -
техногенные аварии и катастрофы, в том числе вызванные ухудшением состояния объектов инфраструктуры, а также возникшие вследствие пожара или стихийного бедствия; -
особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, в том числе связанные с увеличением интенсивности миграционных процессов
и повышением уровня урбанизации.
Возникают новые угрозы для населения и территорий, вызванные негативным изменением окружающей среды, а также усложнением технологических процессов, что влечет за собой увеличение размеров ущерба в результате аварий
При этом особая роль в реализации Основ государственной политики отводится МЧС России, как основному организатору и координатору совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение устойчивого социального развития нашей страны и приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности населения вовлекает в свой процесс большое количество участников, сил, материальных, финансовых и других ресурсов, требует умелого и рационального их использования. Эта задача не может быть решена без сосредоточения усилий, слаженной работы, тесного взаимодействия и высокой ответственности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан. Это требует от организаторов
и исполнителей широкого диапазона знаний как в области комплексных подходов, так и специфических узкопрофессиональных вопросов, умения вести анализ быстро меняющейся обстановки, зависящей от многочисленных и противоречивых факторов. Следовательно, уровень подготовки должностных лиц всех уровней принимающих участие в планировании, организации и выполнении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является существенным фактором обеспечения их эффективности и результативности».
I. ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» устанавливает, что правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О гражданской обороне», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий также могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.
Большой юридический словарь1 определяет понятие «правовое регулирование» как процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Данный процесс основывается на предмете и методе правового регулирования. Предметом правового регулирования является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, отношения, связанные с государственным управлением, являются предметом административного права. Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Таким образом, правовое регулирование осуществляется путем воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права), закрепленных соответствующей группой юридических норм, т.е. совокупностью нормативных правовых актов, регулирующих отношения, в частности, в области гражданской обороны.
Энциклопедия права2
определяет нормативный правовой акт как официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Нормативные правовые акты классифицируются, в частности, в зависимости от вида субъектов нормотворчества, определяющего юридическую силу акта. Различаются конституция и иные законы, принимаемые высшим представительным органом государственной власти или в результате референдума, а также подзаконные правовые акты – нормативные правовые акты президента, правительства, министерств и ведомств, локальные нормативные правовые акты.
Согласно пункту 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации, главный нормативный акт Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Конституция содержит нормы, имеющие отношение к обороне, а, следовательно, и к гражданской обороне, так как последняя является частью всей обороны страны. Пункт «м» статьи 71 Конституции относит оборону и безопасность к компетенции Российской Федерации.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, как часть гражданской обороны, отнесены пунктом «з» статьи 72 Конституции к предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации входит в компетенцию Правительства Российской Федерации (пункт «д» статьи 114 Конституции).
Совокупность федеральных конституционных и федеральных законов, устанавливающих основные (базовые) нормы и положения права, регулирующего вопросы, связанные с гражданской обороной, представляют собой основную часть системы правового регулирования рассматриваемых отношений. В настоящее время законодательная база Российской Федерации в области гражданской обороны представлена более чем 25 федеральными конституционными и федеральными законами, регулирующими отношения практически во всех областях общественных отношений. Рассмотрим некоторые из них.
К основным федеральным конституционным законам в области гражданской обороны относятся Федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 года
№ 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».
Так, Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ
«О чрезвычайном положении» установлен порядок и определены обстоятельства, при наличии которых может вводиться чрезвычайное положение на территории России
и в отдельных её местностях. Подробно регламентируются основные аспекты режима чрезвычайного положения, в том числе силы, средства и меры, используемые в условиях чрезвычайного положения. Так, для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» принят во исполнение частей 2 и 3 статьи 87 Конституции Российской Федерации, согласно которым военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях вводится Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Законом регламентируются порядок и основания введения и отмены военного положения, определяется содержание этого режима, устанавливаются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению режима, основания и порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, правовое положение граждан и организаций в условиях военного положения.
Следующим по уровню юридической силы является блок федеральных законов, регламентирующих общие и отдельные вопросы, связанные с гражданской обороной. Прежде всего, в этот блок входит Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» – основной нормативный акт в области гражданской обороны. Данный закон определяет полномочия государственных и муниципальных органов, а также организаций в области гражданской обороны. В нём предусмотрены основы системы мероприятий, направленных на подготовку к защите и саму защиту населения, материальных и культурных ценностей, определены задачи гражданской обороны, принципы её организации, органы, осуществляющие руководство и управление гражданской обороной, а также силы гражданской обороны. Кроме того, в законе приведены основные понятия в области гражданской обороны.