Файл: Реферат Требования нормативных правовых актов по вопросам го и знтчс. Организация и выполнение мероприятий по го и защиты от чс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что в результате процесса совершенствования гражданской обороны данный закон насчитывает уже более 10 редакций. Ниже рассматриваются наиболее важные изменения в Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ.

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. № 123-ФЗ дополнены полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны.

В частности, Президент Российской Федерации наделен полномочиями определения основных направлений единой государственной политики в области гражданской обороны. В настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ определено новое понятие гражданской обороны – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера. Таким образом, начиная с этой даты силы и средства гражданской обороны должны обеспечивать эффективную защиту населения, отериальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих не только в военное время, но и при чрезвычайных ситуациях.

Также Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ были упразднены службы гражданской обороны и гражданские организации гражданской обороны, введены аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, разграничены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления в области гражданской обороны, исключена должность начальника гражданской обороны, уточнены органы, осуществляющие управление гражданской обороной.

В рамках развития понятийного аппарата гражданской обороны Федеральным законом от 19 июня 2007 г. № 103-ФЗ введены термины «мероприятия по гражданской обороне» и «требования в области гражданской обороны». Кроме того, данным законом актуализирован ряд задач гражданской обороны, уточнены принципы

организации и ведения гражданской обороны, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны. Определена ответственность органов местного самоуправления за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Установлено, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 267-ФЗ актуализирована задача гражданской обороны, связанная с первоочередным обеспечением населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинским обслуживанием, оказанием первой помощи, срочном предоставлении жилья и принятии других необходимых мер. Внесение данного изменения обусловлено потребностью юридического основания работникам Государственной противопожарной службы, спасателям аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб при оказании ими первой помощи (до оказания медицинской помощи) гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.

В целях формирования в мирное время высокомобильной группировки сил гражданской обороны, способной эффективно выполнять сложные задачи при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны были сформированы спасательные воинские формирования МЧС России. Основы деятельности данных формирований, а также ряд изменений, связанных с их созданием, закреплены федеральными законами от 27 июля 2010 г. № 223-ФЗ и от 23 декабря 2010 г. № 377-ФЗ.

В рамках создания и развития комплексной системы экстренного оповещения населения Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 158-ФЗ уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 404-ФЗ внесен ряд изменений, обусловленных, в первую очередь, формированием дополнительных условий для создания и поддержания в состоянии готовности сил и средств гражданской обороны. Также данным законом введен новый вид формирований гражданской обороны – нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, определено соответствующее понятие и уточнены полномочия организаций по созданию данных формирований.



Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 171-ФЗ введены понятия «управление гражданской обороной» и «система управления гражданской обороной», предоставлено право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принятие соответственно региональных нормативных правовых и муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы гражданской обороны. Понятие «военные действия» заменено на «военный конфликт», что позволило расширить сферу ведения гражданской обороны (данное понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные,
региональные, локальные войны и вооруженные конфликты). Скорректирован перечень задач в области гражданской обороны. Дополнены полномочия органов власти всех уровней по определению перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ введены понятия «организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне» и «подготовка населения в области гражданской обороны». Кроме того, в целях развития системы управления гражданской обороной определены правовые основы координации деятельности органов управления и сил гражданской обороны.

Важное значение для эффективного функционирования системы гражданской обороны имеют и ряд других федеральных законов: от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; от 12 января 1996 г.
№ 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ
«О связи»; от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ
«О безопасности» и др.

Непосредственное участие в нормативном правовом регулировании отношений в области гражданской обороны принимает Президент Российской Федерации.

Так, группой нормативных правовых и концептуальных документов Президента Российской Федерации регламентированы специальные вопросы обеспечения обороноспособности страны, военного строительства и ряда других вопросов, имеющих непосредственное отношение к гражданской обороне.

В соответствии с полномочиями, установленными статьей 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики

в области гражданской обороны и руководит организацией и ведением гражданской обороны путем правового регулирования.

В настоящее время нормативная правовая база Правительства Российской Федерации представлена группой базовых подзаконных актов, регулирующих отношения, связанные с решением вопросов гражданской обороны страны (Таблица 5.1.1).

Таблица 5.1.1 – Перечень базовых подзаконных актов, регулирующих отношения, связанные с решением вопросов гражданской обороны страны

№ п.п.

Наименование базового подзаконного акта

1

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. № 1149 «Об утверждении Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне»

2

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «Об утверждении Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»

3

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782
«Об утверждении Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

4

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379
«Об утверждении Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

Продолжение Таблицы 5.1.1.

№ п.п.

Наименование базового подзаконного акта

5

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841
«Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»


6

Постановление Правительства Российской Федерации от 2004 г. «Об утверждении Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»

7

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804
«Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»



Центральное место среди ведомственных нормативных правовых актов занимают подзаконные акты МЧС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны. Нормативная правовая база МЧС России в области гражданской обороны представлена орупой базовых ведомственных подзаконных актов (приказов).

Рассмотрим некоторые из них.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Требования к специализированным складским помещениям (местам хранения), а также порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки
и контроля установлены Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утверждены приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. № 285.

Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» определены требования по содержанию и использованию защитных оружений гражданской обороны в мирное время.

Утвержденный приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» порядок определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» регламентирован порядок ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований,
а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций. Указанные планы разрабатываются в соответствии с требованиями, установленными соответствующим приказом МЧС России.

С целью реализации государственной политики в области гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, оптимизации количества разрабатываемых документов в области гражданской обороны, МЧС России сформирован перечень рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также Методические рекомендации по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны (утв. МЧС России 24 декабря 2016 г. № 2-4-71-78-11).