Файл: Реферат Требования нормативных правовых актов по вопросам го и знтчс. Организация и выполнение мероприятий по го и защиты от чс.doc
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II. Планирование мероприятий гражданской обороны
Планирование мероприятий гражданской обороны является важнейшим процессом как в период подготовки государства к ведению гражданской обороны, так
и в период непосредственного её ведения.
План гражданской обороны и защиты населения является одним из основных документов по организации деятельности органов и сил гражданской обороны на различных стадиях её готовности. Разрабатываются: План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, планы гражданской обороны организаций. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается МЧС России в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 № 868.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, а организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется:
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях – на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях – на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
План ГО и защиты населения (план ГО) представляет собой комплекс документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение соответствующего руководителя гражданской обороны по реализации мероприятий гражданской обороны, действиям органов управления и сил ГО, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.
План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается на основе единых подходов к отражению возможных вооружённых агрессий в рамках подготовки Плана обороны Российской Федерации. В основу Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации заложены базовые сценарии ведения войн и военных конфликтов, согласованные с Генеральным штабом Вооружённых сил Российской Федерации. Наиболее вероятный сценарий ведения военных действий на территории Российской Федерации предусматривает применение по объектам тыла только обычных, специальных или высокоточных неядерных боеприпасов, имеющихся на вооружении вероятного противника.
В практике планирования оценка возможной обстановки возложена на территориальные органы МЧС России. Это обусловлено тем, что грамотно выбрать объекты, разрушение которых окажет существенное влияние на условия жизнеобеспечения региона и устойчивость его функционирования, можно только зная реальную обстановку на данной территории. Исходя из данного порядка планирования мероприятий гражданской обороны издан приказ МЧС России от 16 марта 2012 № 70, на основе которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления разрабатывают планы ГО и защиты населения, федеральные органы исполнительной власти и организации – планы ГО.
Текстовая часть плана ГО и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, содержит три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения;
б) выполнение мероприятий по ГО при приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по ГО при внезапном нападении противника.
В планы ГО федеральных органов исполнительной власти, организаций, отнесённых к категории по гражданской обороне и продолжающих осуществлять деятельность в военное время включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;
б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
Организации, не отнесённые к категориям по ГО и продолжающие осуществлять деятельность в военное время, а также организации, отнесенные к категориям по ГО
в связи с обеспечением ими выполнения мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают типовые планы ГО, включающие действия дежурного (ответственного) по организации при оповещении по сигналу гражданской обороны «Внимание всем!» с информацией о воздушной тревоге, химической опасности, радиационной опасности.
Организации, прекращающие свою деятельность в военное время, собственные планы ГО не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
Основу плана ГО и защиты населения составляет его оперативная часть – детально разработанное решение на подготовку и ведение гражданской обороны на карте с пояснительной запиской. К планам разрабатываются необходимые приложения, в которых раскрывается и детализируется содержание текстовой части.
План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации подписывается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласовывается с Минобороны России, утверждается Президентом Российской Федерации.
План гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации подписывается заместителем высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, согласовывается с начальником регионального центра МЧС России и руководителями органов военного управления – начальником территориального гарнизона, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
План гражданской обороны федерального органа исполнительной власти подписывается руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны федерального органа исполнительной власти, согласовывается с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти.
План ГО территориального органа федерального органа исполнительной власти подписывается руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны территориального органа федерального органа исполнительной власти, согласовывается с соответствующим Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, подписывается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти.
План ГО и защиты населения муниципального образования подписывается руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, согласовывается с начальником Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и руководителем органа военного управления – начальником местного гарнизона (в случае отсутствия на территории муниципального образования местного гарнизона согласовывается с начальником территориального гарнизона), подписывается руководителем органа местного самоуправления.
План ГО организации, отнесённой к категории особой важности по гражданской обороне или первой категории по гражданской обороне, подписывается работником, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны организации, согласовывается органом местного самоуправления и Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, подписывается руководителем организации.
План ГО организации, отнесённой ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесённой к категории по гражданской обороне и прекращающей свою деятельность в военное время, подписывается работником, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны организации, согласовывается органом местного самоуправления, подписывается руководителем организации.
Планы ГО и защиты населения (планы гражданской обороны) уточняются ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также уточняются немедленно при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации. Корректировка планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) осуществляется при необходимости
в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой. Переработка планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) осуществляется в случае существенных изменений структуры органов управления по решению соответствующих руководителей органов управления или по решению МЧС России.
III. Полномочия организаций в области гражданской обороны
Наиболее полное определение понятия «организация» приведено в ГОСТ 12.0.230-2007 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», согласно которому организация представляет собой компанию, фирму, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрику, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциацию и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление. В организациях, имеющих более одного структурного подразделения, каждое отдельно взятое
структурное подразделение может рассматриваться как организация. Организационно-правовые формы организаций определены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» распространяет свое действие на все виды организаций вне зависимости от их организационно-правовых форм. В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 данного Федерального закона, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Однако в общем объеме организаций следует выделять те из них, на кого возлагаются особые обязанности в области гражданской обороны с учетом их статуса.
С учетом положений ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ
«О гражданской обороне», к ним относятся:
организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;
организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности;
особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Так, организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, обязаны создавать и поддерживать в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства
и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, должны создавать и поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.