Файл: Контрольная работа 4 по биологии в 5 классе Природные сообщества. Живая природа и человек.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа 4
по биологии в 5 классе
«Природные сообщества. Живая природа и человек».
-
Назначение работы
Оценить достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися тем «Природные сообщества». «Живая природа и человек».
2. Структура работы
Каждый вариант состоит из 2 частей и содержит 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть А содержит 12 заданий с выбором одного правильного ответа.
Часть Б. Задание 13 на установление соответствия между организмами и сообществом, в котором он живёт. Задание 14 - распределение организмов по их функциям в сообществах.
Задание 15 предполагает полный аргументированный ответ
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Части работы | Количество заданий | Максимальный балл | Тип задания |
1 | Часть А | 12 | 12 | С выбором ответа |
2 | Часть Б | 1 | 2 | С установлением соответствия |
1 | 3 | Классификация организмов | ||
1 | 3 | С развернутым ответом | ||
Итого | 15 | 20 | |
-
Проверяемые умения и виды деятельности
-
Раскрывать сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания. -
Анализировать группы организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ. -
Выявлять существенные признаки природных сообществ организмов. -
Анализировать и оценивать влияние хозяйственной деятельности людей на природу. -
Определять роль человека в природе, зависимость его здоровья от состояния окружающей среды.
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа (1-12) считается выполненным если, выбранный обучающимся номер ответа, совпадает с верным ответом. Оценивается в 1 балл. Задание 13 оценивается в 2 балла, задания 14,15 оценивается максимально в 3 балла. Максимальный балл за выполнение работы – 20 б.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Первичный балл | 18 - 20 | 14-17 | 9 - 13 | 8 и менее |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Ответы 1 вариант:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
В | Г | В | А | Б | А | В | А | В | В | Г | В |
13. А – 2, Б – 1, В – 3.
14.
Название группы | Примеры живых организмов |
Продуценты (производители) | 3,6,7,9,10,15 |
Консументы (потребители) | 1,2,4,5,8,11,12,13,14 |
Редуценты (разрушители | 16,17,18 |
Ответы 1 вариант:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А | В | В | А | А | А | В | Б | В | В | В | Б |
13. А – 3, Б – 2, В – 1.
14.
Название группы | Примеры живых организмов |
Продуценты | 5, 9, 12, 13, 15,16 |
Консументы | 1,2,3,4,7,8,10,11,14 |
Редуценты | 6, 17, 18 |
1 вариант
Часть А
Выберите один верный ответ (по 1 баллу)
1. Взаимосвязь видов, последовательно извлекающих питательные вещества и энергию из исходного вещества, где каждое предыдущее звено является пищей для последующего, называется:
А) природное сообщество Б) биологическое разнообразие
В) пищевая цепь Г) систематика
2. Выберите правильно составленную пищевую цепь:
А) гусеница — скворец — листья — ястреб
Б) ястреб — скворец — гусеница — листья
В) листья — скворец — ястреб — гусеница
Г) листья — гусеница — скворец — ястреб
3. Растения выполняют в природном сообществе роль:
А) потребителей Б) разлагателей В) производителей
Г) пожирателей
4. Совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями, называется:
А) природное сообщество Б) биологическое разнообразие
В) пищевая цепь Г) жизнедеятельность
5. Бактерии чаще всего выполняют в экосистеме роль:
А) потребителей Б) разлагателей В) производителей
Г) пожирателей
6. Что называют природным сообществом:
А) комплекс живых организмов Б) условия окружающей среды
В) группировка неживой природы Г) пищевау цепь
7. Какую основную функцию выполняют природные сообщества:
А) размножение и сохранение видов Б) население природной зоны
В) круговорот веществ в природе Г) польза человеку
8. В каком сообществе растут тысячелистник, колокольчик, тимофеевка, клевер, мятник, василёк:
А) луг Б) поле В) лес Г) сад
9. Воздействие человека и его хозяйственной деятельности на живые организмы и природу в целом является:
А) абиотическими факторами Б) биотическими факторами
В) антропогенными факторами Г) физиологическими факторами
10. Причиной сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху является:
А) сезонные изменения в жизни растений Б) распространение насекомых-вредителей В) изменение человеком среды их обитания
Г) поедание их растительноядными животными
11. К серьезным изменениям природного сообщества степи приводит:
А) бурное развитие растений весной Б) отмирание наземных частей растений осенью В) изменение суточной активности животных
Г) распашка степей
12. Негативное воздействие человека на природу может привести к:
А) ухудшению состава воздуха Б) загрязнению рек
В) глобальной экологической катастрофе Г) процветанию человека.
Часть Б
13. Найдите соответствие между природным сообществом и его обитателем (2 б.):
а) лес 1) лягушки
б) река 2) медведь
в) луг 3) мышь полёвка
14. Заполните таблицу, записав в группы номера соответствующих живых организмов, исходя из их роли в природных сообществах (3 б.).
Название группы | Примеры живых организмов |
Продуценты (производители) | |
Консументы (потребители) | |
Редуценты (разрушители | |
Названия живых организмов: 1) клёст, 2) воробей, 3) ландыш, 4) пчела, 5) волк,
6) осина, 7) клевер, 8) жираф, 9) береза, 10) шиповник, 11) белка, 12) ястреб,
13) мышь, 14) куница, 15) василек, 16) бактерии, 17) гриб белый, 18) дождевой червяк
15. Дайте ответ на вопрос (3 б.)
Почему человек, нанося вред природе, сам же страдает от этого?
2 вариант
Часть А
Выберите один верный ответ (по 1 баллу)
1. Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями среды образует:
А) природное сообщество Б) биологическое разнообразие
В) пищевую цепь Г) жизнедеятельность
2. Мертвые растительные остатки, погибших животных перерабатывают до минеральных солей, воды и углекислого газа:
А) растения Б) животные В) грибы и бактерии
Г) солнечный свет и кислород.
3. Выберите правильно составленную пищевую цепь:
А) растительный планктон — мелкие ракообразные — хищные птицы — рыбы
Б) мелкие ракообразные — растительный планктон — рыбы — хищные птицы
В) растительный планктон — мелкие ракообразные — рыбы — хищные птицы
Г) рыбы — хищные птицы — растительный планктон — мелкие ракообразные
4. Производителями в природном сообществе являются:
А) растения Б) грибы и гнилостные бактерии В) травоядные животные
Г) хищные животные.
5. Животные выполняют в природном сообществе роль:
А) потребителей Б) разлагателей В) производителей
Г) создателей органических веществ.
6. В чём проявляется взаимосвязь всех обитателей одного природного сообщества:
А) формирование цепочек питания Б) образование товарищеских связей
В) взаимопомощи в гнездовании Г) помощь более слабым.
7. Выберите, какое из данных природных сообществ является искусственным:
А) море Б) степь В) огород Г) лес.
8. В каком природном сообществе преобладают насекомые и представлены они наиболее разнообразно:
А) болото Б) поле В) водоём Г) сад
9. Сообщество, которое представлено следующими растениями и животными: клевер, одуванчик, василёк, жаворонок, ящерица, шмель:
А) болото Б) лес В) луг Г) огород.
10. Какое влияние оказывает охота современных людей на биоразнообразие планеты:
А) расширяются ареалы копытных животных Б) увеличивается численность хищников В) сокращается видовое разнообразие и численность животных Г) увеличивается биологическое разнообразие хищников.
11. Антропогенными факторами являются:
А) влажность и освещенность Б) температура В) сжигание мусора
Г) количество паразитов.
12. Причина экологических проблем:
А) превращение обезьяны в человека Б) усиление воздействия человека на природу В) появление новых видов животных Г) недостаточный полив.
Часть Б
13. Найдите соответствие между природным сообществом и его обитателем (2 б.):
а) луг 1) белка
б) озеро 2) карась
в) лес 3) кузнечик
14. Заполните таблицу, записав в группы номера соответствующих живых организмов, исходя из их роли в природных сообществах (3 б.).
Название группы | Примеры живых организмов |
Продуценты | |
Консументы | |
Редуценты | |
Названия живых организмов:
1) белка, 2) ястреб, 3) мышь, 4) рысь, 5) дуб, 6) бактерии, 7) синица, 8) дятел,
9) ландыш, 10) паук, 11) волк, 12) клён, 13) клевер, 14) верблюд, 15) шиповник, 16) роза, 17) гриб подберёзовик, 18) дождевой червяк.