Файл: Государственный строй Франции Франция унитарная республика президентского типа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


П редседатель Национального собрания - лицо, представляющее парламентское большинство, избирается на срок легислатуры. Его основная задача — обеспечение нормального функционирования нижней палаты. Шесть его заместителей — главы ведущих парламентских партий. Повестку дня парламентских заседаний определяет правительство, которое тем самым контролирует текущую деятельность Национального собрания.

Сфера законодательной деятельности Национального собрания зафиксирована в Конституции и ограничена 12 направлениями (в т.ч. обеспечение гражданских прав и свобод граждан; основные вопросы гражданского и уголовного права; национальная оборона; внешняя политика; правовое регулирование отношений собственности; национализация и приватизация, налогообложение и денежная эмиссия и, конечно, утверждение бюджета).

Рассмотрение и утверждение бюджета — основная возможность парламента контролировать деятельность правительства; причём депутатам запрещается вносить предложения, ведущие к росту расходной части бюджета. Законотворчество осуществляется в рамках шести постоянных комитетов (число, установленное Конституцией). Они включают 60—120 депутатов; председательствуют в них неизменно представители проправительственных партий.

Национальное собрание облечено правом добиваться отставки правительства. Процедура такова: при отклонении правительственной программы в целом или отдельного законопроекта правительство ставит вопрос о доверии; в ответ нижняя палата правомочна принять особую резолюцию порицания. При поддержке её не менее 50% депутатов кабинет обязан подать в отставку. Однако президент вправе, приняв отставку премьер-министра, тут же вновь назначить его на этот пост. Или, напротив, сместить премьер-министра, несмотря на поддержку его большинством парламентариев.

В ерхняя палата парламента — Сенат (317 членов) избирается двухстепенным голосованием и каждые 3 года обновляется на треть. Структура Сената идентична структуре Национального собрания. Сенат, в отличие от нижней палаты, не может прекратить деятельность правительства; по отношению к принимаемым Национальным собранием законам Сенат обладает правом отлагательного вето.


На основании Конституции 1958 во Франции был создан квазисудебный орган — Конституционный Совет Франции. Он рассматривает акты, издаваемые законодательной и исполнительной ветвями власти, на предмет их соответствия Конституции. В Совете 9 членов. Право номинировать их имеют президент страны, главы Национального собрания и Сената (по 3 члена каждый). Назначение производится на девятилетний срок и не может быть повторным.

Председатель Совета назначается президентом Франции из числа членов Совета. С 1982 года исполнительная власть на местах — выборная (до этого осуществлялась префектами, назначаемыми премьер-министром). На уровне департаментов выборными органами являются генеральные советы, на уровне регионов — региональные советы.







---

Судебная власть во Франции

Президент Франции является гарантом независимости судебной власти. Ему помогает Высший совет магистратуры. Статус магистратов устанавливается законом, а судьи несменяемы.

Высший совет магистратуры возглавляет Президент Республики. Министр юстиции является по праву вице-председателем. Он может замещать Президента Республики. Высший совет магистратуры включает одно присутствие, компетентное в отношении судей, и другое — в отношении должностных лиц прокуратуры. Присутствие, компетентное в отношении судей, включает, помимо Президента Республики и министра юстиции, пять членов суда и одного чиновника прокуратуры, одного генерального советника, назначаемого Государственным советом, и три лица, не входящие ни в Парламент, ни в судебные органы, назначаемые соответственно Президентом Республики, председателем Национального собрания и председателем Сената. Присутствие, компетентное в отношении должностных лиц прокуратуры, включает, помимо Президента Республики и министра юстиции, пять чиновников прокуратуры и одного члена суда, генерального советника, назначаемого Государственным советом, и три лица, упомянутые выше. Присутствие Высшего совета магистратуры, компетентное в отношении судей, вносит предложения о назначении судей Кассационного суда, первого председателя Апелляционного суда и председателей судов высшей инстанции. Другие судьи назначаются по его заключению.

О но выносит решения в качестве дисциплинарного совета в отношении судей. В этом случае председательствует первый председатель Кассационного суда. Присутствие Высшего совета магистратуры, компетентное в отношении должностных лиц прокуратуры, дает свое заключение о назначении должностных лиц прокуратуры, за исключением чиновников, назначаемых Советом министров. Оно дает свое заключение по дисциплинарным санкциям в отношении должностных лиц прокуратуры. В этом случае председательствует Генеральный прокурор при Кассационном суде.



Во Франции Учреждена Высокая палата правосудия. Она состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Она избирает председателя из числа своих членов. Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов; судит Президента Высокая палата правосудия.







---

Органы местного самоуправления Франции

Система местных органов самоуправления во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где существуют выборные органы.

Коммуна — наименьшая административно-территориальная единица. Во Франции насчитывается около 36 тыс. коммун, управляемых муниципальными советами, являющимися органами исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы.

К оммуна во Франции — единственная административно-территориальная единица, где нет отдельного государственного властного органа, то есть теоретически мэр в своём лице сочетает главное должностное лицо местного самоуправления и представителя государственной власти. Но чтобы избежать такого сочетания в одном лице функций государственной исполнительной власти и местного самоуправления, многие функции государственной исполнительной власти, принадлежавших мэру, с 1983 года переданы в функции местного самоуправления. То есть роль коммуны как государственной административной единицы очень уменьшилась и стала реально автономным территориальным коллективом.

Важными элементами коммуны как юридической реальности являются: название, территория, численность населения. Поскольку именно эти элементы идентифицируют коммуну как отдельное базовое звено местного самоуправления, законы предусматривают специальные процедуры возможных изменений названия или территории и предусматривают обязательную периодическую перепись населения.


Кодекс законов о коммуне детально регламентирует правила организации и проведения заседаний муниципального совета, в том числе для обеспечения гласности и открытости заседаний. По закону, заседания совета должны проводиться не реже одного раза в три месяца. Заседание созывает мэр по собственной инициативе в зависимости от потребности. Он также обязан созвать заседание совета по требованию префекта или половины членов совета.

Полномочия муниципального совета включают в себя:
- Финансовые полномочия. Принятие бюджета и определение ставок коммунальных налогов. Решение вопросов о необходимости займов. Утверждение отчетов об использовании бюджетных средств. Полномочия в сфере общественных служб.
- Полномочия в отношении имущества коммуны. Имущество коммуны делится на «общественное», то есть такое, которое предназначено исключительно для общественного пользования (дороги, кладбища, казармы и т. д.) и имущество «частное», которым коммуна распоряжается на правах частного собственника (луга, леса, дома и т. п.). Общественное имущество неотчуждаемое. Совет принимает решение о покупке, продаже, аренде имущества и об отнесении имущества к категории «общественного».
- Полномочия в сфере обустройства территории и городского строительства. Помимо определения направлений использования территории и принципов городского строительства, совет имеет право разрабатывать и утверждать межкоммунальные планы обустройства территорий, но эта работа должна проводиться с участием центральной администрации, департамента, округа, других коммун. Муниципальный совет избирает мэра, его заместителей, формирует комиссии.

Департаменты Франции является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся на внутренние (96) и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета.

Представительным органом местного самоуправления является Генеральный совет, который формируется на основе всеобщих прямых и свободных выборов, которые организуются и проводятся в кантонах по мажоритарной системе в два тура. Срок мандата депутата Генерального совета — 6 лет. Для обеспечения стабильности политики Генарального Совета, выборы в совет проводятся каждые три года, когда избирается одна треть совета. После каждого обновления, то есть каждые три года, Генеральный совет из своего состава избирает Председателя, который одновременно является и руководителем исполнительного органа департамента.


П олномочия Генерального совета:
- по общему принципу в компетенцию Генерального совета входит право решать все вопросы, относящиеся к компетенции департамента и не входящие в компетенцию других органов департамента.

К важнейшим полномочиям относятся:
1) Утверждение бюджета и отчет о его выполнении.
2) Определение политики развития департамента.
3) Установление ставок налогов внутри департамента.
4) Создание общественных служб департамента и установления общих правил их функционирования.
5) Определение штата работников служб департамента.
6) Принятие решений относительно всего имущества департамента (приобретение, использование, отчуждение имущества).
7) Предоставление по просьбе определённых учреждений государства заключения относительно распределения кредитов в департаменте и т. д.

Регионы Франции являются самой крупной единицей в административном делении страны. В каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.

Три крупнейших города Франции: Париж, Марсель и Лион имеют специальный статус, который выделяет их среди других городов. Этот статус установлен специальным законом № 82-1169 от 31.12.1982 г. В этих городах есть два уровня самоуправления: уровень коммуны и уровень городского района (или группы районов). Во главе каждого из этих уровней стоит собственный мэр и собственный совет.

На коммунальном уровне Парижем, Марселем и Лионом руководит муниципальный совет и городской мэр. Статус и полномочия этих органов и контроль за их деятельностью в основном такие же, как и для других коммун, но есть некоторые отличия.

Так, для Парижа, совет не имеет в своём названии слова «муниципальный», поскольку этот совет является одновременно генеральным советом департамента Сены, границы которого совпадают с границами Парижа.

Советы этих городов является более многочисленными чем всех других городов. Советы избираются по секторам. В каждый сектор входит один или несколько районов города. Выборы в каждом из секторов проводятся по правилам для коммун с числом жителей не менее 3500 человек, то есть с использованием мажоритарной системы и системы пропорционального представительства.