Файл: Протокол от 2022 г. Председатель цмк тихоненко Л. Н. Утверждаю.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

    1. Р = З/Д, где

    2. Р – ресурсообеспеченность (в годах),

    3. З – запасы,

    4. Д – добыча;

  2. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

  3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

2. Ответить и записать в тетрадь ответы на контрольные вопросы
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Что называется природными ресурсами?

  2. Как изменялась роль тех или иных видов природных ресурсов? Приведите примеры.

  3. Какие принципы являются основой различных классификаций прирлдных ресурсов?

  4. Все ли известные вам виды природных ресурсов исчерпаемы? Приведите примеры неисчерпаемых ресурсов.

  5. В чем заключается рациональное использование возобновимых и невозобновимых ресурсов?

  6. Являются ли ресурсы Мирового океана комплексными?


ЛИТЕРАТУРА:

География: учебник для студ.образоват.учрежд.сред.проф.образования/[Е.В. Баранчиков,С.А Горохов, А.Е. Козаренко и др]; под ред. Е.В. Баранчикова. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с. ISBN 978-5-7695-8773-3

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

«География населения мира»
Цель работы:
Объяснение процессов воспроизводства населения регионов мира.
Для выполнения работы необходимо:

Знать:

  • что изучает «демография»;

  • процессы воспроизводства населения;

  • чем обусловлена стабилизация численности населения в странах европы;

  • основные направления демографической политики в разных странах мира.


Уметь:

  • характеризовать процессы демографии;

  • характеризовать процессы воспроизводства населения;

  • определять естественный прирост населения;

  • выделять демографические последствия политики разных стран.


Время выполнения: 90 минут
Ход работы:

  1. Используя  учебник  и  статистические  данные  таблицы  (см.  ниже),  заполните  её,  определив  тип  воспроизводства  и  демографический  этап  для  каждого  региона;

  2. Сравните  особенности  воспроизводства  двух  регионов  мира  в  зависимости  от  номера  варианта;

  3. Назовите  причины  этих  особенностей;

  4. Назовите  демографические  последствия  данной  ситуации  в этих  регионах  и  пути  решения  возможных проблем;

  5. Сделайте  вывод  о  различиях  воспроизводства  населения  по  регионам  мира.


Вариант 1. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Европы и СНГ.

Вариант 2. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Африки и Зарубежной Азии.

Вариант 3. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Восточной  и  Юго-Западной  Азии.

Вариант 4. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Северной и Латинской Америки.

Вариант 5. Объяснение процессов воспроизводства населения Австралии и стран Океании.


Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.

Регионы  мира

Коэффициент рождаемости (‰)

Коэффициент смертности (‰)

Коэффициент естественного прироста

(‰)

Тип воспроиз-водства

Этап демогра-фического перехода

Весь мир

23

9

14

 

 

СНГ

13

14

-1

 

 

Зарубежная Европа

11

11

0

 

 

Зарубежная Азия

23

8

15

 

 

Юго-Западная Азия

28

7

21

 

 

Восточная Азия

16

7

9

 

 

Африка

40

14

26

 

 

Северная Америка

15

9

6

 

 

Латинская Америка

25

7

18

 

 

Австралия

14

7

7

 

 

Океания

28

9

19

 

 

Теоретический материал.

Этапы демографического перехода

Демографический переход - 

теория, используемая в современной демографии для разъяснения перемены разновидностей воспроизводства населения.

Этапы демографического перехода (последний этап демографического перехода - это стабилизация населения):

  • первый этап называют традиционным:к 1925 г. он закончен промышленно развитыми странами. Этот этап продолжался несколько тысяч лет. Здесь характерны высокая рождаемость и высокая смертность.Следовательно, небольшой естественный прирост. Такого рода демографическая закономерность была присуща всем обществам в первобытную эпоху. До настоящего времени данный этап практически нигде не сохранился;

  • второй этапсоответствует началу перехода от традиционного к современному виду воспроизводства. Здесь с развитием промышленности население перебирается в города, где благодаря развитию медицины, улучшению санитарно-бытовых и экономических условий жизни быстро снижается ранняя смертность и увеличивается продолжительность жизни. Наряду с этим в городах продолжают сохраняться традиции многодетной семьи.Большая часть населения остается и на селе, где тоже прояв ляются успехи медицины, поборовшей смертность от эпидемических болезней. Приходит фаза очень высоких темпов увеличения населения, при этом сохраняются высокий уровень рождаемостии соответственно сниженная смертностьнаселения.

Аналогичный вид естественного перемещения населения сегодня свойственен многим развивающимся странам;

  • третий этап(для развитых стран) представляет процесс постепенного снижения темпов увеличения населения на стадии высокого промышленного развития, где большая часть населения живет уже в городах, семья все больше предпочитает малое количество детей, при этом данное желание, появившиеся в городских состоятельных семьях, понемногу доходит и до бедных и сельских слоев населения. Вследствие этого на данной фазе рождаемость начинает резко снижаться,а падение смертности сдерживается уровнем, который достигла медицина, и социально-экономическими условиями. К тому же коэффициент смертности увеличивается(из-за демографического старения). Это фаза погашения демографической революции и уменьшения темпов увеличения населения. Конец третьей фазы - коэффициент рождаемости, приблизительно равный уровню простого воспроизводства, коэффициент смертности меньше уровня простого воспроизводства;

  • четвертый этап:коэффициент смертности увеличивается и равен коэффициенту рождаемости. Процесс демографической стабилизации заканчивается



ЛИТЕРАТУРА:

География: учебник для студ.образоват.учрежд.сред.проф.образования/[Е.В. Баранчиков,С.А Горохов, А.Е. Козаренко и др]; под ред. Е.В. Баранчикова. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с. ISBN 978-5-7695-8773-3.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

«Объяснение причин миграционных процессов»

Цель работы:
Объяснение причин миграционных процкссов регионов мира.
Для выполнения работы необходимо:

Знать:

  • что такое миграции;

  • виды миграций;

  • причины миграционных потоков;

Уметь:

  • давать определения понятия «миграция»;

  • характеризовать миграционные процессы;

  • определять миграционные потоки в различных регионах мира;

Время выполнения: 90 минут
Ход работы:

  • используя учебник, карты атласа и дополнительную литератур, установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории по вариантам;

  • показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков;

  • объяснить причины миграционных потоков;

  • сделать вывод.


Варианты:

1 вариант-Европа

2 вариант -Северная Америка

3 вариант- Азиатское пространство.
ЛИТЕРАТУРА:

География: учебник для студ.образоват.учрежд.сред.проф.образования/[Е.В. Баранчиков,С.А Горохов, А.Е. Козаренко и др]; под ред. Е.В. Баранчикова. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с. ISBN 978-5-7695-8773-3.

Атлас 10-11 класс

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

«География транспорта мира»
Цель работы:

Определение  преобладающих  видов транспорта  в  отдельных  странах  и  регионах  мира  и  оценка  степени  его  развития.

Для выполнения работы необходимо:

Знать:

  • роль транспорта в формировании внутригосударственных и мирового рынков;

  • влияние природных условий на работу транспорта;

  • влияние транспорта на окружающую природную среду;

  • тенденции развития различных видов транспорта.

Уметь:

  • характеризовать роль различного вида транспорта на экономическое развитие стран.

Время выполнения: 90 минут
Ход работы:

  1. Используя  карты  атласа  (Транспорт мира),  определите  общий  уровень  развития  транспорта  страны  или  региона  (в зависимости  от  номера  варианта);

  2. Используя  справочную  и  дополнительную  литературу,  назовите  длину  важнейших  сухопутных  путей  сообщения  (железных,  автомобильных  дорог  и  трубопроводов), густоту  железных  и  автодорог  с  твёрдым  покрытием  и  определите  вид  транспортной  системы  по  конфигурации  транспортной  сети  (широтно-меридианальная,  радиальная  или  колониальная),  назовите  крупнейшие  транспортные  узлы;

  3. Определите  уровень  развития  водных  видов  транспорта,  назовите  важнейшие  судоходные  реки  и  каналы,  крупнейшие  морские  порты;

  4. Дайте  характеристику   уровня   развития  воздушного  транспорта,  назовите  крупнейшие  аэропорты;

  5. Определите  структуру  транспорта,  долю  ведущих  видов  транспорта  в  грузо-  и  пассажирообороте  страны  или  региона  и  назовите  причины,  влияющие  на  развитие  и  работу  отдельных  видов  транспорта;

  6. Опишите  проблемы,  с  которыми  сталкивается  страна  или  регион,  связанные  с развитием  транспорта;

  7. Назовите  основные  перспективы  развития  транспорта;

  8. Сделайте  вывод  о  развитии  транспорта  в  данной  стране  или  в  регионе.


Вариант 1.  Особенности  развития  транспорта  в  Германии.

Вариант 2.  Особенности  развития  транспорта  в  Японии.

Вариант 3.  Особенности  развития  транспорта  в  Мавритании.

Вариант 4.  Особенности  развития  транспорта  в  США.

Вариант 5.  Особенности  развития  транспорта  в  Бразилии.

Вариант 6.  Особенности  развития  транспорта  в  Австралии.
ЛИТЕРАТУРА:

География: учебник для студ.образоват.учрежд.сред.проф.образования/[Е.В. Баранчиков,С.А Горохов, А.Е. Козаренко и др]; под ред. Е.В. Баранчикова. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с. ISBN 978-5-7695-8773-3.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

«Характеристика центров мирового хозяйства»
Цель работы:

Охарактеризовать центры мирового хозяйства по вариантам, сделать выводы

Для выполнения работы необходимо:

Знать:

  • климатические, географические, природные условия, которые способствовали формированию экономических центров;

  • экономический потенциал различных стран мира;

  • влияние импорта и экспорта на экономическое развитие указанных центров мира;

  • международные организации (экономические).

Уметь:

  • анализировать условия, способствующие экономическому развитию различных стран и регионов мира; делать выводы.


Время выполнения: 90 минут
Ход работы:

Используя учебник, карты атласа и дополнительную литературу, выполните следующее:

1. Проведите анализ условий ( климатических, географических, природных), которые способствовали формированию этого экономического центра.

2. Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.

3. Перечислите основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра

4. В какие международные организации входят страны этого экономического центра.

5. Сделать вывод.
Варианты:

1 вариант-Европа

2 вариант-Азия

3 вариант – Северная Америка

4 вариант – Южная Америка

ЛИТЕРАТУРА:

География: учебник для студ.образоват.учрежд.сред.проф.образования/[Е.В. Баранчиков,С.А Горохов, А.Е. Козаренко и др]; под ред. Е.В. Баранчикова. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с. ISBN 978-5-7695-8773-3.