Файл: Курсовая работа Исполнитель студент группы псз42 О. И. Васильцова Научный.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университе
имени Франциска Скорины»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра социальной педагогической психологии
Предмет и объект социологии образования
Курсовая работа
Исполнитель
студент группы ПСз-42 ____________ О.И.Васильцова
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры
политологии и социологии ____________ А.И. Вороненко
Гомель 2020
Содержание
Введение
1 Теоретические основы социологии образования
-
Исторический аспект развития социологии образования -
Социология образования как наука: объект и предмет исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Социология образования является достаточно молодой дисциплиной. Ее становление произошло в начале XX века, объектом дисциплины служит система образования и информация о ней. В настоящее время можно констатировать возросшее количество теоретических работ и эмпирических исследований по самым разным направлениям: аспекты взаимодействия социологи образования со смежными гуманитарными дисциплинами, анализ реализации государственных программ и реформ образования, внутренние проблемы социологии образования, касающиеся адаптации, социализации учащихся, проблемы создания необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями и многое другое. Таким образом, все вышесказанное определяет актуальность изучения социологии образования. Объектом исследования в данной работе служит социология образования. Предметом – особенности социологии образования как самостоятельной дисциплины. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить теоретические основы социологии образования; рассмотреть зарождение и основные этапы развития социологии образования; изучить предмет и объект социологии образования; исследовать методы социологии образования.
1.1 Исторический аспект развития социологии образования
Возникновение социологии образования обычно связывают с именами нескольких европейских и американских ученых конца XIX в. Во Франции у истоков этой отрасли знания стоял Э. Дюркгейм, которого по праву считают теоретиком социологии образования. Основные положения данной отрасли изложены в серии его лекций и статей «Педагогика и социология» и «Моральное образование».
Э. Дюркгейм рассматривал общество как систему общих для людей верований, ценностей и правил жизнедеятельности, к которым он относил, в том числе, воспитание и образование. Другими словами, французский социолог исходил из признания социальной природы данных явлений. Следует отметить, что в большей мере, чем другие известные социологи, ученый стремился сделать социологию понятной и полезной для работников образования.
Констатируя социальную детерминированность образования, Э. Дюркгейм отмечал, что оно отражает сущность общества, а не только трансформирует его социальную структуру. Основная социальная функция образования состоит в поддержании связи между личностью и обществом, в укреплении целостности последнего. Как полагал французский социолог, общество может выжить только при наличии достаточной степени гомогенности своих членов, и именно образование увековечивает и укрепляет эту гомогенность, развивая в ребенке те качества, которые необходимы для общественной жизни. Следовательно, образование - это влияние, оказываемое взрослыми на детей. Иначе говоря, посредством образования общество «закладывает» в подрастающем поколении.
Социологическая теория Л. Уорда основана на четырех «динамических принципах» социального прогресса, которые переносятся и на видение системы образования. Первый принцип характеризует различия в потенциальных возможностях людей. Второй принцип характеризует инновацию, которая всегда ведет к прогрессу. Предпочтительна постепенная, и, что особенно важно, контролируемая инновация. Третий принцип отмечает способность к волевому движению, проявляющуюся в социальном усилии по сохранению жизни и изменению своего окружения. По мнению Л. Уорда, любое полезное изменение материальной или духовной среды служит человечеству. Четвертый динамический принцип — принцип целенаправленной эволюции, согласно которому разум должен использовать все динамические силы общества (человеческие желания) конструктивным образом. Высокоразвитый интеллект, согласно Л. Уорду, не дается человеку от рождения, а является в большей степени результатом образования. Поэтому совершенствование системы образования приведет к совершенствованию людей и общества. Следовательно, образованию суждено сыграть фундаментальную роль в целенаправленной эволюции общества.
Существенное влияние на становление и развитие новой отрасли социологического знания оказала прагматическая концепция образования Дж. Дьюи, который в своей работе «Школа и общество» (без ссылки на нее не обходится практически ни одна книга по зарубежной социологии образования) обратился к социальным проблемам школы. В центре его внимания находились следующие вопросы: связь школы с общественной жизнью, соответствие школьного образования интересам и потребностям ребенка, индивидуализация обучения, повышение эффективности обучения посредством производительного труда в школе. Он отстаивал идею изменения школы ради приближения ее к жизненному опыту детей и взрослых, ради избавления от догм и господствовавших повсеместно концепций абсолютного знания.
Цель воспитания, по мнению Дж. Дьюи, заключается в содействии самореализации личности, предполагающей осуществление ее желаний и интересов. Критерием самореализации служит адаптация индивида к среде, которая, в свою очередь, является ответной реакцией человека на воздействие с ее стороны. Каждый ребенок адаптируется к среде посредством определенных действий, путем проб и ошибок. Именно на этом этапе ему необходима помощь со стороны школы, призванной трансформировать опыт ребенка, чтобы уменьшить или устранить совершаемые им ошибки.
В целом конец XIX и начало XX в. ознаменовались появлением в Европе и Америке целого ряда научных работ, посвященных социальному осмыслению образования. Среди их авторов особого упоминания заслуживают Ч. Кули, П. Барт, Г. Росс, П. Берге-манн, Р. Штайнер, П. Наторп, Г. Спенсер, Г. Тард, Ф. Гиддингс, А. Смолл, У. Самнер, Дж.. Мид, Дж. Пейн, У. Уоллер и др. Теоретическое наследие этих авторов сыграло важную роль в становлении социологии образования в Европе, США и России.
История зарубежной социологии образования показывает, что в рамках данной отрасли сложились и сохраняются несколько научных школ (подходов), которые отличаются особенностями категориального аппарата, методами, задачами и проблематикой. Многие подходы не только различаются, но иногда могут быть теоретически взаимосвязаны, поэтому не случайно одни и те же имена исследователей упоминаются при характеристике разных научных школ. К числу основных подходов, сложившихся в социологии образования, относят:
• моралистский, для которого характерны вера в образование как главное средство достижения социального прогресса (Дж. Пейн, Л. Уорд, Дж. Дьюи и др.);
• институциональный, в центре внимания которого находятся вопросы взаимосвязи образования и других социальных институтов (Дж. Сирьямаки, Дж. Дьюи и др.);
• функционалистский, рассматривающий образование как социальный институт с определенными функциями (Э. Дюркгейм, Ф. Браун, Ф. Трэшер, У. Уоллер, Д. Прескотт, Т. Парсонс, Р. Мер-тон и др.);
• конфликтологический, в котором образование рассматривается как механизм социальной дифференциации (Г. Зиммель, Т. Веблен и др.).
1.2. Социология образования как наука: объект и предмет исследования
Социология образования - это отрасль социологического знания, изучающая сущность и структуру образования как социального явления, связь образования с обществом и его подсистемами. К числу ее основных функций относят гносеологическую (направленную на разработку теории, методологии и методики изучения системы образования), прогностическую (связанную с осуществлением научного предвидения в отношении системы образования) и практическую (предполагающую использование результатов конкретных социологических исследований в контексте реформирования образования).
На сегодняшний день не все вопросы, связанные с местом этой отрасли в структуре социологии, ее предметной и проблемной областью, решены полностью и однозначно.
По мнению российского социолога Г. Е. Зборовского, объектом социологии образования является «система образования и информация о ней»1. Российский исследователь предлагает рассматривать образование как систему, выступающую в виде совокупности и взаимосвязи различных образовательных подсистем: допрофессионального, профессионального и внепрофессионального образования;
Объект социологии образования достаточно очевиден. Он вполне фиксируем эмпирически — это сфера образования, т. е. та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс учения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией.
С целью построения целостной картины системы образования необходимо исходить из того, что сфера образования включает в себя группы разнородных компонентов, каждая из которых образует своеобразную структуру, а все вместе они формируют систему образования данного общества.
Структурный анализ системы образования принято начинать с выделения совокупности образовательных учреждений в качестве ее организационной структуры. Однако образовательные учреждения составляют лишь одну из таких структур, поэтому начать анализ целесообразно не с них, а с совокупности функциональных подсистем образования.
Система образования включает следующие функциональные подсистемы:
• управления и координации всех уровней (соответствующие министерства, ректораты вузов, дирекции школ и т. п.);
• финансового, материально-технического обеспечения (включающая капитальное строительство, оснащение учебным оборудованием и т. п.);
• научно-теоретического обеспечения образовательной деятельности (НИИ, кафедры, методические советы и т. п.);
• профессиональной подготовки кадров для учреждений образования и повышения их квалификации (педагогические отделения, факультеты и вузы, различные центры повышения педагогического мастерства и т. п.);
• учебно-воспитательной деятельности (учебно-воспитательный процесс и его информационно-методическое обеспечение— учебные классы, лаборатории, библиотеки и т. п.);
• инфраструктуры образования (учреждения социально-культурного развития, медицинского и социально-бытового обеспечения и т. п.);
• общественных объединений системы образования (профессиональные, ученические и студенческие союзы, родительские комитеты и т. п.).
В рамках этих подсистем вырабатываются нормативы образовательной деятельности. Кроме того, многие из перечисленных функциональных подсистем выступают своеобразным связующим звеном между сферой образования и другими социальными сферами.
Самостоятельной структурой системы образования являются образовательные учреждения, которые могут быть классифицированы по нескольким критериям:
• по уровню образования (дошкольные, школьные, высшие, повышения квалификации и переподготовки);
• по форме образования (очные, заочные, вечерние, дистанционные);
• по направлению образования (общеобразовательные, специализированные, профессиональные);
• по характеру собственности (частные и государственные).
Основанием дифференциации социальных субъектов образования выступают виды образовательной деятельности и соответствующие им социальные статусы в системе образования. При этом следует исходить из того, что образовательная деятельность выходит за пределы взаимодействия социальных субъектов в рамках образовательных структур и распространяет свое влияние на всю социальную структуру общества.