Файл: Работа является попыткой найти срединную позицию между юснатурализмом и позитивистской школой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению Андрея Васильевича, ранее существовавшие идеи возникновения и развития права, представленные классическими направлениями в юридической науке неидеальны, и они не могут полностью описать процесс возникновения и развития права.

Работа Полякова как раз и представляет собой попытку создания интегративной (целостной) теории, которая бы связывала предыдущие школы, и представляла бы идеальную концепцию и в целом, коммуникативная теория носит междисциплинарный характер.

Работа является попыткой найти срединную позицию между юснатурализмом и позитивистской школой.

Основой концепции выступает феноменологическая теория Н.Н. Алексеева. Феноменология пытается понять, как объект воспринимается сознанием субъектов.

Любая правовая теория, а не только коммуникативная, должна, по мнению автора, должна решать три основные проблемы: 1) проблему субъекта и его сознания, интерпретирующего «жизненный мир» как мир текстуальный (проблема того, как происходит интерпретация); 2) проблему правовых текстов или источников права и правовых норм (проблема того, что интерпретируется); 3) проблему правового взаимодействия (взаимообусловленного поведения) в форме корреспондирующих прав и обязанностей (проблема перевода интерпретированного в социально-правовое действие).

Отсюда три ракурса правовой действительности: ментальный (психический), текстуальный (культурологический) и деятельный (праксиологический). Их взаимообусловленность и позволяет оценивать право как психосоциокультурную целостность, создаваемую устойчивостью правовой коммуникации.

В основе Коммуникативной теории лежит коммуникация между субъектами. По мнению Полякова само становление человека стало возможно именно благодаря способности к коммуникации. При этом она может приобретать абсолютно различные формы и способы. С этой точки зрения в качестве коммуникации можно рассмотреть мораль, нравственность, религию, науку.

Правовая коммуникация представляет собой систему взаимодействующих субъектов на основе интеграции правовых текстов. Право предполагает систему жестких условий. В праве отдельный акт сам по себе значения не имеет. Все тексты взаимосвязаны, их надо рассматривать как совокупность всех актов – интертекст.

В рамках коммуникации между субъектами происходит информационный обмен, позволяющий скоординировать их поведение
, а при помощи текстов, опосредующих такой обмен, "многообразие социальной действительности упрощается до взаимопонимаемой реальности", за счет чего тексты, легитимированные общим пониманием, начинают определять взаимные права и обязанности людей.

При этом правовая норма находится не в тексте, в психосоциокультурной действительности и существует как идеально-материальный феномен. Правовой текст лишь опосредует правовую коммуникацию. Правовая норма конституирует всей правовой культурой. А одним из важных элементов механизма действия является механизм социально-правовой легитимации.

По мнению Полякова, право существует только в обществе. Оно возникает как элемент культуры, а сама культура выступает как коммуникативная деятельность по созданию, воспроизводству и сохранению ценностно значимых текстов. В этом смысле – право явление интерсубъективное результат непрерывной человеческой коммуникации, получающей правовое значение при интерпретации институционализированных правовых текстов как устанавливающих права и обязанности субъектов социального взаимодействия.

Право не существует вне сознания социального субъекта, т.е. вне правосознания, но оно может отождествляться с ним. Поэтому право невозможно понять, как в целом, так и в теоретических формах его выражения, вне социокультурного контекста, а, следовательно, вне истории.

При этом для возникновения права не обязательно существование государства. Процесс возникновения права (коммуникативный процесс) как в государстве, так и в обществе неразрывно связан и с индивидуальной, и с общественной психикой. Право в одно и то же время представляет собой идею и факт, норму и правоотношения, императивно-атрибутивные переживания и социализированные ценности, текст и деятельность по его интерпретации и реализации.

Функция права в обществе - приписывание людям ответственности по отношению друг к другу, которое не является актом властного приказа или психологической проекции, а происходит путем признания субъектами определенных текстов, за счет чего достигается единство внутреннего понимания людьми правил поведения, действительных для той или иной социокультурной среды. Речь идет о признании сообществом и входящими в него индивидами некоего текста в качестве легитимного источника права



Рассматривая право как систему ценностей, Поляков выделял следующие из них: свобода, равенство, справедливость, порядок, ответственность, принуждение (психическое, моральное). Причем принуждение рассматривается как антипод праву, проявляющий бессилие права.

С точки зрения Полякова, в структуре права базовыми элементами являются полномочия, правомочия и правовые обязанности, но основным элементом является правомочие, т.е. возможность для субъекта действовать свободно в определенных границах и требовать от других действий, соответствующих правомочию. Таким образом, правомочие является оправданным притязанием. при этом центр права составляют правомочия.

Достоинства:

1) Интересная попытка избавления юридической науки от некритического догматизма (от устоявшихся правил мышления и объяснения природы права);

2) Ученый предпринял попытку сформировать интегральную концепцию права, которая учитывала бы как современные взгляды мировой науки на право, так и российские традиции, специфику понимания права в отечественной правовой культуре

Недостатки:

По форме изложения:

1. Очень много терминов, заимствованных из других наук (психология, социология). В связи с этим в предложенной концепции очень сложно разобраться. Для этого необходимо обложиться словарями и разобраться в представленных понятиях. При этом неясно, понятием из какой сферы науки руководствоваться, например, в работе не дано четкое понятие "коммуникация", в связи с этим непонятно, должны ли мы использовать определение из психологии, социологии или юриспруденции;

По содержанию:

1) Поляков выделяет в центре права – правомочия (субъективные права), как абсолютно самостоятельный элемент, отграниченный от субъекта права, что кажется немного странным, так как скорее всего первичным элементом (от которого берут свое начало правомочия) является субъект права, а если быть точнее, то его воля.

2) Коммуникация в концепции Полякова является основой, без которой формирование права невозможно. При этом сама коммуникация и необходимость в коммуникации являются исходной данностью. Из этого возникает два вопроса:

  • Откуда вообще взялась коммуникация, ведь она не могла возникнуть сама по себе. Следовательно, какого-то изначального элемента в концепции не хватает;

  • Почему коммуникация является необходимостью для самого существования человека.


3) Не раскрыт процесс легитимации правовых текстов. Для легитимации необходимо однократное применение права, или это должны быть процесс между несколькими несвязанными субъектами, или для легитимации необходим временной промежуток. На этот вопрос ответа в работе не представлено;

4) Поляков выделяет в качестве основы права субъективные права, при этом юридическая обязанность рассматривается в качестве вторичного элемента. Однако из этого сразу возникает вопрос о правильности подобного суждения, так как субъективные права и юридические обязанности неразрывно связаны, одно не существует без другого.