Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования чеченский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В занятии использованы словесные, наглядные, игровые приемы.

Хороший эмоциональный настрой занятия, мотивизация.

Занятие выдержано во времени. Активность ребенка была очень высокой,

а неторопливый темп занятия, предоставления пауз для ответа, повторение

вопросов дало возможность добиться лучшего результата.

Студентка внимательно следила за речью ребенка, исправляла допущенные ошибки.

Речь студентки была доступна ребенку, выразительна и эмоциональна.

Цели занятия были достигнуты.

Занятие оценено на 5(отлично).
Постановка и автоматизация звуков.

Правильная речь имеет важное значение для полноценного психофизического развития человека, особенно важна роль постановки и автоматизации звуков в детском возрасте. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Такой ребенок может понятно выразить свои желания и мысли, правильно задать вопросы, договориться со сверстниками в командной игре. И наоборот, нечеткая речь, дефекты звукопроизношения ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Поэтому необходимо проводить работу над постановкой и автоматизацией звуков в речи. Нарушения устной речи находят свое отражение в письме и чтении. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с нарушениями звукопроизношения.

Постановка мягкого звука Сь

При артикуляции мягкого звука [ с’ ]

  1. губы слегка растянуты в улыбку, зубы видны;

  2. зубы раскрыты на 1-2 мм;

  3. широкий кончик языка упирается в нижние резцы;

  4. передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; средняя часть спинки языка поднята к твердому небу;

  5. боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок;

  6. посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

  7. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

  8. голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.


Целью проводимых на данном этапе упражнений является формирование умений одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций.





Упражнения для губ


 «Трубочка» губами, еще называется “хобот” или “слоник”, губы вытягиваются вперед, как при произнесении звука У

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Дыхательная гимнастика


«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад язык.




КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Дети с первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко. Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении. При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Упражнения для развития подвижности губ:

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. «Улыбка» - «Трубочка» - вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. «Пятачок» - вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. «Рыбки разговаривают» - хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

6. «Недовольная лошадка» - поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.



Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастикой.


1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например, что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. 2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений за раз.

3. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз.

4. Статические упражнения выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Упражнения для губ:

«Трубочка» («Слоник») - вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы тоже должны быть сомкнуты). Если у ребенка не получается это упражнение, пусть попробует дотянуться губами до конфеты или взять ее.

«Бублик» - губы округлить (шепотом произнести звук [о]) и немного вытянуть вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Заборчик» - улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук [и]). «Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.

«Кролик» - зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Если губы совсем слабые: - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту; - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат); - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]. 1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.