Файл: 1. Объект и предмет этнопсихологии 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание




1.Объект и предмет этнопсихологии 4

Этнопсихология - это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые так же, в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики. Современная теория наций и многие представители социологической науки признают наличие специфических черт и их особого психического склада у представителей той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении. 5

Сегодня человечество идет по пути этнического возрождения, начало ХХI века характеризируется стремлением народов не только сохранить свою самобытность, возродить культуру, обычаи, традиции, свой язык, свои национально-психологические особенности, но и создать или восстановить свою национальную государственность. Это явление получило название этнического парадокса. В настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества на современном этапе. 5

Этнопсихология как сфера проявления национальных особенностей психики, которая достаточно обширна и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания, является особой отраслью социальной психологии. 5

Объектом исследования этнопсихологии является этнос, нации, национальность, национальная и этническая общности. 5

Предметом этнопсихологии являются особенности поведения, эмоциональные реакции, психика, характер. 5

Этнопсихология как самостоятельная наука, имеет свои понятийные категории, которые определяются спецификой предмета. Их можно разделить на два ряда категорий. 5

Первый ряд - это понятия, связанные с существованием этноса. К ним относятся: этнос (нация) - этнический образ жизни - этнические интересы - этническая психология – личность. 5

Второй ряд - категории деятельности: культура - этнические традиции - общение - этнические образы - этническая экология. 5

Этнопсихология имеет свой концептуальный аппарат, представляющий собой совокупность понятий о тех явлениях и процессах, которые она изучает. Основными эмпирическими понятиями являются: «национальный характер», «национальное самосознание», «национальная психология», «национальная установка». 5

Таким образом, этническая психология – отрасль психологической науки, изучающая особенности психического склада и поведения людей, обусловленные их национальной принадлежностью или этнической общностью. 5

Этнопсихологи призваны выяснить, где нужно искать причины частого непонимания, возникающего при контактах представителей разных народов; существуют ли какие-либо обусловленные культурой особенности психики, которые заставляют членов одного народа игнорировать представителей другого; имеются ли психологические явления, способствующие росту межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов. Среди множества вопросов, требующих ответа, встает вопрос о психологических причинах возрастания роли этнической идентичности в наше время. Наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии во многом связано с тем, что она находится на стыке многих областей знания. 6

Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой и этнографией, культурологией, философией. Также она связана и с другими науками: историей, педагогикой, антропологией, социологией, политологией и др. Часто происходит отождествление наук этнографии, этнопсихологии и этнопедагогики из-за близости объекта исследования. 6

Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов. Также данная наука занимается сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. 6

Этнография, возникнув, как наука, нацеленная на анализ, объяснение нравов, обычаев, быта различных этносов, их взаимоотношений в семье, ценностных ориентаций и т. д., не могла обойти вниманием собственно психологические характеристики народов. Но этнография, как наука не может раскрывать механизмы психологического воздействия этнических представителей и в целом этноса. 6

Основной целью этнопсихологии является изучение психологических особенностей представителей того или иного этноса, а также отношений индивида или группы, связанных этнической принадлежностью и проявляющихся на сознательном и бессознательном уровнях. Цель ориентирует на решение проблемы в двух аспектах: теоретическом и практическом, отсюда выделяют теоретические и практические задачи, стоящие перед этнопсихологией. Таким образом, в контексте такого понимания предметная область этнопсихологии охватывает не только этническое сознание во всех его исторических формах, специфику его проявления в различных формах деятельности и общения, но и пути влияния на формирование личности, ее ценностей. Таким образом, этнопсихология – это наука, изучающая психологические особенности представителей различных этносов. 6

Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и дополнительные. 7

К первым относятся наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др. 7

Наблюдение — метод исследования, предполагающий- целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри своей этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть: 7

- сплошным и выборочным; включенным и простым; 7

- неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); 7

- полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д. 7

2.Актуальные и перспективные направления этнопсихологических исследований 7

3.Этнопсихология в России 9

Список использованной литературы 13




  1. Объект и предмет этнопсихологии


Этнопсихология - это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые так же, в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики. Современная теория наций и многие представители социологической науки признают наличие специфических черт и их особого психического склада у представителей той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

Сегодня человечество идет по пути этнического возрождения, начало ХХI века характеризируется стремлением народов не только сохранить свою самобытность, возродить культуру, обычаи, традиции, свой язык, свои национально-психологические особенности, но и создать или восстановить свою национальную государственность. Это явление получило название этнического парадокса. В настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества на современном этапе.

Этнопсихология как сфера проявления национальных особенностей психики, которая достаточно обширна и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания, является особой отраслью социальной психологии.

Объектом исследования этнопсихологии является этнос, нации, национальность, национальная и этническая общности1.

Предметом этнопсихологии являются особенности поведения, эмоциональные реакции, психика, характер.

Этнопсихология как самостоятельная наука, имеет свои понятийные категории, которые определяются спецификой предмета. Их можно разделить на два ряда категорий.

Первый ряд - это понятия, связанные с существованием этноса. К ним относятся: этнос (нация) - этнический образ жизни - этнические интересы - этническая психология – личность.

Второй ряд - категории деятельности: культура - этнические традиции - общение - этнические образы - этническая экология.

Этнопсихология имеет свой концептуальный аппарат, представляющий собой совокупность понятий о тех явлениях и процессах, которые она изучает. Основными эмпирическими понятиями являются: «национальный характер», «национальное самосознание», «национальная психология», «национальная установка».

Таким образом, этническая психология – отрасль психологической науки, изучающая особенности психического склада и поведения людей, обусловленные их национальной принадлежностью или этнической общностью.



Этнопсихологи призваны выяснить, где нужно искать причины частого непонимания, возникающего при контактах представителей разных народов; существуют ли какие-либо обусловленные культурой особенности психики, которые заставляют членов одного народа игнорировать представителей другого; имеются ли психологические явления, способствующие росту межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов. Среди множества вопросов, требующих ответа, встает вопрос о психологических причинах возрастания роли этнической идентичности в наше время. Наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии во многом связано с тем, что она находится на стыке многих областей знания.

Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой и этнографией, культурологией, философией. Также она связана и с другими науками: историей, педагогикой, антропологией, социологией, политологией и др. Часто происходит отождествление наук этнографии, этнопсихологии и этнопедагогики из-за близости объекта исследования.

Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов. Также данная наука занимается сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия.

Этнография, возникнув, как наука, нацеленная на анализ, объяснение нравов, обычаев, быта различных этносов, их взаимоотношений в семье, ценностных ориентаций и т. д., не могла обойти вниманием собственно психологические характеристики народов. Но этнография, как наука не может раскрывать механизмы психологического воздействия этнических представителей и в целом этноса.

Основной целью этнопсихологии является изучение психологических особенностей представителей того или иного этноса, а также отношений индивида или группы, связанных этнической принадлежностью и проявляющихся на сознательном и бессознательном уровнях. Цель ориентирует на решение проблемы в двух аспектах: теоретическом и практическом, отсюда выделяют теоретические и практические задачи, стоящие перед этнопсихологией. Таким образом, в контексте такого понимания предметная область этнопсихологии охватывает не только этническое сознание во всех его исторических формах, специфику его проявления в различных формах деятельности и общения, но и пути влияния на формирование личности, ее ценностей. Таким образом, этнопсихология – это наука, изучающая психологические особенности представителей различных этносов.


Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и дополнительные.

К первым относятся наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др.

Наблюдение — метод исследования, предполагающий- целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри своей этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть:

- сплошным и выборочным; включенным и простым;

- неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре);

- полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д.

  1. Актуальные и перспективные направления этнопсихологических исследований

В массе этнопсихологических исследований можно выделить три тенденции:

1. Релятивизм состоит в подчеркивании отличий между культурами. Её крайним полюсом считается максимизирование межкультурных отличий в содержании и структуре психологических действий. Примерами культурного релятивизма являются концепция конфигурации культур Р. Бенедикт, гипотеза языковедческой относительности Сепира-Уорфа. Ещё единственный яркий пример такого подхода - теория французского философа и социолога Л. Леви-Брюля, противополагавшего первобытное понимание логичному мышлению европейцев.

Релятивизм не означает очевидного либо тайного расизма, в котором его приверженцев зачастую обвиняют. Наоборот, релятивисты ощущают чувство почтения к каждому исследуемому народу и считаются последователями Ф. Боаса, подчеркивавшего, что все без исключения культуры равные, но различные. Ратифицируя равноправие культур, они не достаточно интересуются установлением подобия между ними. А отличия интерпретируются ими с качественной, а не с количественной точки зрения. Для релятивиста английский сплин и русская хандра не аналогичны друг другу, равно как для А. С. Пушкина, их отличия носят качественный характер.

Если изучается интеллект
, в таком случае межкультурные отличия обретают в его форме либо стиле, а не в умственной компетентности индивидов. При этом отталкиваются из того, что в любой культуре мы сталкиваемся с собственным осознанием интеллекта, отражающим её значения: вспомним ранее приводившийся пример - китайцы включают в интеллект социальную обязанность и в том числе и подражание, то, что совершенно несвойственно европейской культуре.

Релятивисты стараются избежать даже намека на преимущество своей категории, стараясь осознать людей на «их собственном языке» и «исходя из их ценностей». Представление и оценку с точки зрения внешнего наблюдающего они оценивают как оскорбление людей, фиксируя, что в том числе и каннибализм и убийство имели значение в тех сообществах, где они практиковались. Непосредственно по этой причине ведутся etic изучения, избегающие сопоставлений и использующие способы, специально основанные для данной культуры и в её стиле. Релятивисты подразумевают, что всевозможные психические феномены можно пояснить, отталкиваясь в основном из культурных переменных с небольшим прибавлением других, в частности биологических, условий.

2. Абсолютизм. 2-ая направленность состоит в абсолютизации сходства между культурами: отрицается каждая особенность, переступаются явные отличия между ними. Приверженцев абсолютизма не достаточно беспокоит вопрос этноцентризма и, как результат, игнорируется вероятность того, что характерные черты культуры исследователей оказывают большое влияние на их концепции. В многочисленных сравнительно-культурных изучениях применяются неадаптированные типичные методы, сконструированные в США либо Западной Европе, в иных ареалах в лучшем случае ведется контроль их лингвистической эквивалентности. Психологические феномены, к примеру тот же интеллект, смотрятся как похожие в абсолютно всех цивилизациях. Если отличия выявляются, а как принцип, так и происходит, их разъясняют как количественные, другими словами, осуществляют оценивающие сравнения. В следствии легко делается вывод, то, что люди в одной культуре более интеллектуальны (либо наиболее правдивы, наиболее депрессивны), нежели в иной, а культуры похожие, однако неравные. Официально данный аспект можно назвать etic, однако в сущности данное - псевдо-efic либо евро-американский etic аспект. Абсолютистская концепция - применением исследований интеллекта в межэтнических и межрасовых изучениях, что непосредственно данный аспект служит питательной средой для усилий доказать преимущество одних народов над иными из-за «научно доказанной» интеллектуальной неполноценности последних.