Файл: Типы взаимоотношений между организмами. Прямые и косвенные. Лишайники как особые симбиотические организмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел


Школа: КШЯДС имени Касыма Ахмирова

Дата: 16.05

Учитель:Тулеуова Асел Кантуреевна

Класс: 8 б

Количество присутствующих: 6

Отсутствующих:

Тема урока

Типы взаимоотношений между организмами. Прямые и косвенные. Лишайники как особые симбиотические организмы.

Цели обучения, которые помогают достичь данный урок

8.3.1.6 описывать типы взаимодействия между организмами

8.3.1.7 объяснять механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды

Цели урока

Все учащиеся смогут

описывать типы взаимодействия между организмами

Большинство учащихся смогут

знания об экологических факторах; сформировать понятие основных биотических связей, как основы существования живых организмов в экосистемах

Некоторые учащиеся смогут

объяснять механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды

Критерии успеха

знаний учащихся о многообразии типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.

описывать типы взаимодействия между организмами

Знает ка сравнивать водные и наземные экосистемы

Языковые цели


Учащиеся смогут:

  • Каждый организм живет в окружении множества других организмов, вступая с ними в самые разнообразные взаимоотношения, как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, но в конечном итоге не может существовать без этого окружения, так как связи с другими организмами это необходимое условие для питания, размножения, борьбы с неблагоприятными условиями.)

Предметная лексика и терминология:

Нейтральные

взаимовредные

вреднонейтральные

взаимополезные

полезнонейтральные

полезновредные

Полезная серия фраз для диалога/письма:


Привитие ценностей


Поддержка взаимного уважения.

Необходимость совместной работы и планирования обеспечивает терпимость и дружелюбные отношения учащихся. Учащиеся открыто и свободно высказывают собственное мнение.

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни

Межпредметные связи

В. Данный раздел поможет ученикам развить коммуникативные навыки путем обучения, ориентированного на учащегося. Учащиеся будут работать как индивидуально, в парах, так и в группах для достижения целей обучения.

Навыки использования

ИКТ

Навыки ИКТ используются в работе с презентацией и работой с источниками информации.

Предварительные знания


Раздел построен на знаниях и навыках, сформированных в предыдущих классах и разделах.

План

Запланированные сроки

Деятельность Деятельность Оценивание

учителя ученика

Источники

Орг. момент

2 минуты

Начало урока15минут

Организационный момент

Стратегия «Рефлексивная мишень».

Ученики вывешивают стикеры, указывая свое эмоциональное состояние на начало урока.

Деление на пары: собрать картинку из 2 половинок (картинки предложены, предварительно распечатать).

Проверка пройденной темы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проверяет пройденную тему

Вопросы для контроля:

1. Что такое популяция? Почему биологические виды существуют в форме популяции?

2. Перечислите основные критерии популяции

3. Какие существуют типы популяций?

4. Статические характеристики популяции

5. Динамические характеристики популяции

6. В чём состоит практическое значение изучения популяции?

7. Как происходит регуляция численности популяции

Презентация к уроку

http://www.factroom.ru/facts/40761


Середина урока

10 +10 минут


Стратегия «Автобусная остановка»

Работа    в  группах

Задание 1. Решение практических задач.

Задача 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.

Задача 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий.

Задача 3. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.

Задача 4. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

Задание 2.Прочитайте  список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях:

 симбиотических  (группа 3)______________________________

конкурентных    (группа 2)________________________________

хищнических  (группа 1)_________________________________

Комменсалитических (группа 4)___________________________

Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья   коровка,  комар, лягушка, еж, сосна обыкновенная, гадюка обыкновенная, личинка  майского  жука, аскарида, жук-короед, человек, белка, ворона, дятел.

Работа в парах

Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.

Вид взаимоотношений

Примеры

Нейтрализм

 

Аменсализм

 

Внутривидовая конкуренция

 

Межвидовая конкуренция

 

Протокооперация

 

Мутуализм

 

Нахлебничество

 

Квартиранство

 

Хищничество

 

Паразитизм

 

Индивидуальная работа

учащиеся заполняют таблицу.

Типы взаимодействия

Примеры

 

 

 

 

Критерии оценивания

Учащийся достиг цели обучения, если:

- уместно использует лексические единицы языка в предложенных заданиях на карточках;

- умеет использовать теоретический материал

.

-



Конец урока

10 минут

Проводится рефлексия учащихся с помощью стратегии «ВАК» (визуал, аудиал, кинестетик) – Чему ты научился своими глазами на сегодняшнем уроке?

- Чему ты научился своими ушами на сегодняшнем уроке?

- Чему ты научился своими руками на сегодняшнем уроке?



Учащиеся пишут ответы на ламинированной бумаге или на стикерах.

Домашнее задание: Составить пищевую сеть используя нижеуказанную ссылку. http://teacher.scholastic.com/activities/explorer/ecosystems/be_an_explorer/map/foodweb_play.htm



Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся?

Метапредметные связи
Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ
Связи с ценностями (воспит. элемент)

Дифференциация может быть выражена в задании, в результате, в оказании поддержки, в выделенном времени, в использованных ресурсах.

Дифференциация может быть использована на любой стадии урока.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, что учащиеся выучили во время урока.

Нужна ли Вам консультация другого учителя-предметника, чтобы разработать план урока?

Не подвергаются ли здоровье и безопасность учащихся риску во время мероприятий на уроке?

Разовьют ли учащиеся свои ИКТ навыки во время этого урока?

Какие возможности существуют для развития ценностей НИШ во время данного урока?

Размышления

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработало ли дифференциация, проводимая мной? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.



Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?