Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧЕРНОМОРСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ имени П.С. Нахимова |
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Экономика»
Тема: «Экономика ВС РФ»
Исполнил: матрос Кондратенко И.А.
143 класс
Проверил: Жарикова О.А.
Севастополь 2023 г.
Введение
Рост военно-экономической мощи государств в конце XIX века вызвал необходимость осмысления и постановки проблем финансовой боевой готовности и обоснования источников покрытия военных расходов. Эта проблема привлекала русских теоретиков и ранее. Еще в 60-е годы XIX века в выступлении на годичном собрании Императорской академии наук академик В.П. Безобразов отмечал: «Громче звона всяких мечей стал раздаваться голос такой страны, которая, не обнажая меча, может бросить на политические весы Европы избытки своих доходов и неисчерпаемые ресурсы своего дохода». Он утверждал, что «перед современными военными издержками бледнеют цифры расходов величайших войн всемирной истории, а будущая война есть не только военная, но также и громадная финансовая операция». Одна из причин роста военных расходов, по мысли В.П. Безобразова, техническое усовершенствование вооружения и постоянно возрастающие издержки на содержание войск как в мирное, так и в военное время.
К началу ХХ века обозначился период повышенного внимания к вопросу о финансовой боевой готовности. В отечественной военно-экономической мысли проблему финансовой боевой готовности одним из первых поднял М.И. Боголепов. Он указывал, что финансовая боевая готовность состоит в том, что государство имеет возможность без особых затруднений и осложнений, не доводя государственные финансы до явного упадка и не расстраивая народных хозяйственных отношений, найти сразу огромные средства для мобилизации боевых сил страны для покрытия военных издержек. Проблему финансовой боевой готовности исследовал Ф. Огородников. Он считал, что основу финансовой боевой готовности должна составлять прежде всего правильная организация государственного и финансового хозяйства, без которого немыслима сильная военная организация, невзирая на естественные богатства страны и количество населения.
Вооруженные силы зародились в недрах капиталистического строя и с победой и с развитием нового общественного строя развивались и совершенствовались. Диалектика их развития объективно отражала изменение в необходимости и сущности экономических категорий "военные расходы государства", "государственные расходы на оборону", "расходы на национальную оборону". А сама система финансового обеспечения войск в рассматриваемом периоде в значительной мере копировала опыт царской России, а также отражала определенные меры по ее адаптации к новым организационным особенностям создания Красной Армии, условиям военных действий и экономического положения в стране.
1. Экономические основы оборонной мощи государства
Оборонная мощь Российской Федерации является надежным гарантом предотвращения войны и решительного отпора агрессии в случае ее возникновения. Поэтому качественные и количественные показатели необходимой (разумной) оборонной мощи, с одной стороны, определяются международной обстановкой, а с другой - используются при ее оценке.
Таким образом, международная обстановка - многофакторное явление, и в зависимости от преобладания той или иной тенденции влияния его составляющих оказывает прямое или обратное воздействие на размер, структуру, уровень и динамику расходов на оборону.
Достигнутый уровень боевой мощи и боевой готовности армии и флота оказывает прямое воздействие на размер расходов на оборону и их структуру. Пока существует опасность вооруженных конфликтов, стране нужна надежная оборона. Надежность обороны определяется степенью реализации боевого потенциала Вооруженных Сил, который представляет собой прочный сплав воинского мастерства и высокой технической оснащенности, организованности и дисциплины личного состава. Боевой потенциал реализуется через такие количественные и качественные показатели как боевая мощь и боевая готовность вооруженных Сил, которые приводятся в соответствие с новой оборонительной доктриной.
Боевая мощь - это преимущественно количественный показатель, отражающий численность и обученность войск, их морально-психологическое состояние, подготовленность командного состава, количество и качество оружия и техники, материальных средств и т.д.
Боевая готовность - это преимущественно качественный показатель, характеризующий укомплектованность, боевую выучку и морально-психологические качества личного состава, понимание командным составом своих задач, обеспеченность оружием и техникой, материальными средствами и т.д.
Эти показатели постоянно совершенствуются и приводятся в соответствие с задачами, стоящими перед вооруженными силами, а это объективно связано с ростом затрат для обеспечения потребностей войск. Революция в военном деле вызвала коренные изменения в развитии средств вооруженной борьбы, в строительстве и подготовке вооруженных сил, способах ведения войны и военных действий. Основные направления этого воздействия находят свое выражение в следующем:
1) быстрое моральное старение существующих систем оружия и техники;
2) переход на новейшую технику и технологию, принципиально новые материалы;
3) использование новых физических принципов при разработке средств нападения и защиты;
4) широкое внедрение электронно-вычислительной техники и средств автоматизации и т.д.
Эти изменения объективно вызывают необходимость постоянного роста затрат на техническое оснащение Вооруженных Сил, НИОКР, создание материально-технической базы боевой и физической подготовки, налаживание соответствующего воинского быта, обеспечение социальной защищенности военнослужащих.
Таким образом, оснащение Вооруженных сил новейшими образцами вооружения и техники, влияние военно-технической революции на их усложнение и сокращение сроков морального старения, рост затрат на подготовку и содержание личного состава объективно вызывает увеличение ассигнований на эти цели, изменение структуры военных расходов. Влияние других факторов оказывает свое влияние исходя из конкретных условий жизнедеятельности общества и его Вооруженных Сил. Тяжелое экономическое положение, инфляция и рост цен, дефицитность бюджета оказывали обратное воздействие на обеспечение боевой мощи и боеготовности Вооруженных Сил.
Вышерассмотренные факторы, влияющие на размер и структуру, уровень и динамику расходов на оборону, необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, с учетом диалектики их развития в конкретных исторических условиях. Их прямое и обратное воздействие определяется с учетом специфики действия экономических законов, влиянием других факторов. Такой подход позволяет вырабатывать правильную политику, определять оптимальный размер расходов на оборону страны.
Расходы на оборону на 2004 г. определены Федеральным законом от 23.12.03 № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г." Так же как и в 2003 г., государственная бюджетная политика сохранила в себе приоритетность расходов на национальную оборону. По уровню значимости эти расходы в расходах федерального бюджета занимают второе место после расходов, предусмотренных на финансовую помощь бюджетам других уровней. По разделу "Национальная оборона" на 2004 г. предусмотрено 411,5 млрд. руб. Прирост к 2003 г. составил более 56 млрд. руб., их структура представлена в Приложении №1.
Доля Министерства обороны в разделе «Национальная оборона» на 2004 г. превышает 380 млрд. руб., т.е. около 95,0% всех ассигнований по данному разделу. По структуре средства распределяются на обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой вооружений - порядка 40,0%, более 57,0% средств направляется на содержание и материально-технического обеспечение войск, в т.ч. на боевую подготовку более 7,0%.
Основными направлениями использования ассигнований по разделу "Национальная оборона" являются расходы:
· на содержание и материально-техническое обеспечение войск сил - 235,8 млрд. руб.;
· на закупки и ремонт ВВТ, оплату НИОКР - 137,7 млрд. руб.;
· на капитальное строительство - 14,4 млрд. руб.
Процесс формирования бюджета на 2004 г. отличался от аналогичной работы при подготовке бюджета 2003 г. тем, что перед его формированием работала Комиссия Правительства Российской Федерации по оптимизации бюджетных расходов. Основные цели в своей работе Комиссия сосредоточила на сокращении бюджетных обязательств государства, повышении эффективности бюджетных расходов, создании условий для снижения налоговой нагрузки и, как результат, на увеличении темпов экономического роста страны. Результаты работы Комиссии, ее рекомендации стали основой формирования бюджетных заявок на этот и последующие годы для Министерства обороны и других органов исполнительной власти. Работа по оптимизации бюджетных расходов продолжается 2004 г. в рамках проведения мониторинга бюджетного сектора.
Современные задачи экономического обеспечения обороны можно решить лишь на основе возрождения экономической мощи России. Казалось бы, что эта общеэкономическая проблема и не военным экономистам ею заниматься. Но экономика страны - фундамент и среда, в которой формируется и функционирует военная экономика, и корни всех военно-экономических проблем и решений находятся здесь. Значит, исследование военно-экономических аспектов современной экономики, путей ее реформирования, выработки экономической политики на обозримую перспективу - должно быть в центре внимания экономической науки.
Наш военно-экономический интерес состоит не только в возрождении экономической мощи страны. Для решения оборонных задач имеют значение также вопросы экономической безопасности, формирующиеся экономические отношения и хозяйственный механизм, внешнеэкономические связи и многие другие свойства реформируемой экономики. Военно-экономические аспекты современной экономической политики важно учитывать при решении таких противоречивых проблем, как сочетание планового и стихийного начал в процессе формирования смешанной экономики, преодоление дезинтеграционных процессов и распада единого экономического пространства, достижение рационального соотношения тенденций ко все более глубокому вхождению экономики России в систему международного разделения труда и обеспечению ее самодостаточности. Возможны различные решения названных проблем. Вполне понятно, что из всего многообразия вариантов следует отдать предпочтение тем, которые будут облегчать, а не затруднять решение оборонных задач. Поэтому военно-экономические аспекты общей экономической политики должны специально прорабатываться и учитываться при реформировании экономики.
Наличие товарно-денежных отношений предопределяет то, что созданный в стране совокупный общественный продукт и национальный доход распределяются на фонды удовлетворения общественных и личных потребностей посредством финансов. Учитывая, что Вооруженные Силы относятся, в основном, к непроизводственной сфере и содержатся за счет средств федерального бюджета, расходы на их содержание по форме это расходы государства за счет находящихся в его распоряжении финансовых ресурсов. Так, например, на оборону из Федерального бюджета выделено в 1994г.-40,6, а на 1995г. 59,4; 1996г.-80,2; 1997г. -104,8 трлн-руб., на 1998г.- 81,8;1999г.-93,7; 2001г.-247,7;2002г.-284,2; 2003г.-354,9; 2004г.-427,4; 2005г.531,1 млрд. руб. ( Приложение №2).
Таким образом, финансовое и ресурсное обеспечение Вооруженных Сил прямо пропорционально состоянию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ. Выполнение конституционных обязанностей законодательными и исполнительными органами государственной власти в должной мере должно обеспечивать национальную безопасность и создание необходимых условий для выполнения Вооруженными Силами своих задач и функций по обороне государства с учетом влияния основных и косвенных факторов.
2. Национальный доход - основной экономический источник содержания и развития Вооруженных Сил
В соответствии с Конституцией (Основным Законом) государство обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащает Вооруженные Силы всем необходимым. Оснащение Вооруженных Сил всем необходимым означает производство и передачу в их распоряжение продукции особого рода (вооружение и боевая техника) и части продукции народно-хозяйственного назначения (продовольствие, техника общегражданского назначения, строительные материалы и др.). В совокупности они составляют огромные массы материальных ресурсов. Кроме того, часть трудовых ресурсов страны выделяется для решения специфических задач по защите государства, которое оплачивает их труд в соответствии с его количеством и качеством.
В условиях действия товарно-денежных отношений содержание вооруженных сил осуществляется за счет экономических и финансовых источников, отражающих натурально-вещественную и стоимостную сторону затрат на оборону страны.
В современных условиях с изменением экономической политики государства, роль финансов постоянно возрастает. В связи с этим все больше возрастает значимость качественного финансового планирования в воинских частях и соединениях, которое неразрывно связано с финансовыми источниками расходов на содержание Вооруженных Сил. Финансовые источники в свою очередь являются производными от экономических источников. Их наличие обусловлено тем, что распределение и перераспределение национального дохода, а также направление национального богатства на обеспечение потребностей армии и флота в условиях товарно-денежных отношений опосредуется финансами.