Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оснащение армии и флота вооружением, техникой, материальными средствами в их натурально-вещественной форме осуществляется из экономических источников, которыми являются:
1) валовой внутренний продукт и национальный доход государства;
2) национальное богатство;
3) внешние экономические ресурсы.
Национальный доход - чистый продукт общества, представляющий собой часть валового внутреннего продукта, остающуюся после вычета фонда возмещения израсходованных средств производств, и воплощающую вновь созданную стоимость.
Национальный доход создается в сфере материального производства и в натурально-вещественной форме состоит из массы созданных в течение года предметов потребления и той части средств производства, которая предназначается для расширения производства и образования резервов. В процессе планового распределения национального дохода образуется фонд накопления и фонд потребления, используемые для содержания вооруженных сил.
Фонд потребления национального дохода служит источником покрытия текущих затрат по содержанию Вооруженных Сил, связанных с:
· удовлетворением личных потребностей военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил;
· обеспечением процесса боевой подготовки войск;
· удовлетворением материально-бытовых нужд личного состава Вооруженных Сил (питание, обмундирование, банно-прачечные нужды, медико-санитарное обслуживание и т.д.);
· содержанием и эксплуатацией вооружения и военной техники в войсках и др.
Из фонда потребления покрывается часть долгосрочных затрат по содержанию Вооруженных Сил, которые включаются в годовой цикл потребления:
а) затраты на вооружение и технику, используемые в войсках в процессе боевой подготовки;
б) часть расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Из фонда накопления национального дохода осуществляется удовлетворение долгосрочных затрат на оборону страны:
а) для расширения основных производственных и непроизводственных фондов в хозяйстве Вооруженных Сил (капитальное строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий, возведение материально-технической базы боевой подготовки, социально-культурного, бытового и научно-исследовательского назначения и др.);
б) для увеличения материальных оборотных средств (прирост сырья, материалов, топлива, объемов незавершенного производства и готовой продукции) в строительных органах и промышленных предприятиях Вооруженных Сил и Министерства обороны РФ;
в) для увеличения резервов (создание запасов вооружения, боевой техники, продовольствия, горючего, обмундирования и другого военного имущества).
Эта часть ресурсов фонда обороны страны относится к долгосрочным затратам и направляется на увеличение фонда накопления, которые являются составной частью народнохозяйственного накопления.
Национальный доход наиболее полно и точно отражает состояние экономики страны и финансовые возможности государства. Наглядным примером такого отражения является динамика национального дохода за 1940-1945гг.( Таблица №1).
Таблица №1
| | | | | | | |
Показатели | 1940г | 1941г | 1942г | 1943г | 1944г | 1945 г | |
Национальный доход(в млрд. руб) | 123,3 | 118,0 | 84,3 | 95,3 | 113,5 | 107 | |
Национальный доход(в % к 1940 г) | 100,0 | 92,0 | 65,7 | 74,3 | 88,33 | 83,4 | |
Национальный доход(в % к 1942 г) | ------- | ------ | 100,0 | 113,0 | 134,6 | 127,0 | |
| | | | | | | |
В связи с изменениями конкретных экономических условий в стране изменилась и структура распределения национального дохода, что отражено в таблице №2.
Таблица №2
| | | | | | |
Структура национального дохода | 1940 г | 1942 г | 1943 г | 1944 г | 1945 г | |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
В том числе | | | | | | |
Потребление | 74 | 67 | 60 | 61 | 69 | |
Накопление | 19 | 4 | 7 | 15 | 13 | |
Военные расходы | 7 | 29 | 33 | 24 | 18 | |
Данные показывают, что в годы войны сократилось потребление (особенно личное), резко сократилось накопление и в несколько раз возросла доля военных расходов в составе национального дохода. Относительно небольшое падение фонда потребления объясняется тем, что в этот фонд в таблице №2 включено и потребление военнослужащих.
Начиная с 1943 г. увеличивается доля национального дохода идущая на накопление (с 4% в 1942 г. до 7% в 1943г и до 15 % в1944 г.), потому что осуществлять расширенный выпуск вооружения и военной техники было невозможно без крупных вложений в оборонную промышленность, в восстановление хозяйства освобожденных районов.
В послевоенные годы увеличивается доля национального дохода идущая на накопление, в виду того, что сократилась доля национального дохода, идущая на потребление и военные расходы.
В 1960-1990-х гг. доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла до 35-50% и более.
Национальный доход страны является главным материальным источником денежных доходов и фондов. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - дохода потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.
Национальный доход не может быть распределен без участия финансов. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Современная экономика не может существовать без государственных финансов. Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны. Финансы - это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.
Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства.
Однако первичные доходы еще не образуют денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:
- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
- наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
- перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.).
Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства).
Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
Перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами происходит помощью государственного бюджета.
Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ( с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Таким образом, основным и решающим экономическим источником содержания Вооруженных Сил, как в мирное, так и в военное время является национальный доход.