Файл: Основания для проведения оперативнорозыскных мероприятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

курсовая работа

По дисциплине



Правовые основы оперативно-розыскной деятельности





На тему





Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий





Содержание

Введение
1. Понятие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий и их классификация
2 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

3. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Проблемы, связанные с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, являлись в прошлые годы весьма сложными вовсе не потому, что правоохранительные органы не располагали необходимой криминалистической и иной техникой, а также хорошо подготовленной в профессиональном плане агентурой, достаточно высоко квалифицированными сотрудниками этих служб все это было еще до принятия в 1992 г. Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Не хватало только одного: законодательного регулирования названной деятельности, чтобы сотрудники оперативно-розыскных органов, не прикрываясь «грифом секретности», могли легально осуществлять свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений и не опасались того, что они, «преступив грань дозволенного», вступят в конфликт с законом, из-за чего могут понести наказание в дисциплинарном, а то и в уголовном порядке. Отсутствие законодательного регулирования указанной деятельности приводило к тому, что ни руководители службы оперативно-розыскной деятельности, ни прокуроры, ни тем более судьи не могли оценить в доказательственном плане ход и результаты осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности имело важное значение в охране конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Гарантии охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства во многом определяются правовым регулированием их обеспечения. Можно торжественно провозгласить в конституции права и свободы человека и гражданина, такие периоды в истории Советского государства были, но если при этом отсутствует государственный механизм обеспечения этих прав и свобод, если человеку и гражданину ничего не известно о средствах защиты своих прав и законных интересов это будет пустой декларацией.


Поэтому следует отметить, что Закон об оперативно-розыскной деятельности имеет не только правовое, но и социальное и политическое значение. Принятие 12 августа 1995 г. Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» явилось важным шагом в создании в Российской Федерации подлинно правового государства . Закон 1995 г. пришел на смену ранее действовавшему Закону «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», принятому Верховным Советом РСФСР 13 марта 1992 г. Последний выполнил свое социальное и правовое предназначение. Он утратил силу вовсе не потому, что не содержал в себе необходимых прерогатив деятельности оперативнорозыскных органов, как уверяют некоторые критики из рядов ученыхправоведов; наоборот, его практическая реализация способствовала укреплению принципов и условий осуществления этой деятельности, проверке «на прочность» ее средств и способов, предотвращению нарушений закона со стороны сотрудников оперативнорозыскных органов, укреплению прокурорского надзора за законностью и обоснованностью оперативных действий, выполняемых сотрудниками этих органов.

В связи с вышеизложенным, представляется необходимым изучение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Целью данного исследования является изучение понятия и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий .

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- определить понятие и сущность оперативно-розыскных мероприятий

- дать классификацию оперативно-розыскных мероприятий;

- определить условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Нормативной базой исследования явились нормы российского гражданского законодательства.

Теоретической основой исследования являются работы В.В. Бациева, Р.С. Бевзенко, В.А. Белова, Е.В. Вавилина, Л.Ю. Василевской, А.В. Волкова. 1. Понятие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий и их классификация
Под ОРМ понимаются закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД. Статья 6 ФЗ об ОРД дает исчерпывающий перечень ОРМ:

• опрос;

• наведение справок;

• сбор образцов для сравнительного исследования;

• проверочная закупка;


• исследование предметов и документов;

• наблюдение;

• отождествление личности;

• обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

• контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

• прослушивание телефонных переговоров;

• снятие информации с технических каналов связи;

• оперативное внедрение;

• контролируемая поставка;

• оперативный эксперимент;

• получение компьютерной информации.

Приведенный перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только ФЗ.

Исходя из сущности ОРД и ее законодательного толкования ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами, которыми являются только должностные лица ОРО. Вместе с тем участниками ОРМ могут быть также сотрудники иных подразделений, не являющихся оперативными, специалисты, иные лица, оказывающие содействие в решении задач ОРД, участвующие в подготовке или проведении ОРМ.

Законодательное закрепление ОРМ, установление их исчерпывающего перечня не только обеспечивают соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, но и определяют правомерность действий субъектов ОРД (должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие), отличают их действия от уголовно наказуемых деяний и тем самым обеспечивают легитимность их деятельности.

В соответствии с ФЗ об ОРД каждое из ОРМ может проводиться самостоятельно, независимо от других, или в совокупности с иными ОРМ, быть как гласным, так и негласным, причем гласное проведение одних ОРМ не исключает негласного проведения других, и наоборот. Именно в рамках ОРМ применяются силы, средства и методы ОРД.

Хотя перечень ОРМ законом строго ограничен, их реализация предполагает также проведение организационных мероприятий, осуществление мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в них специалистов, применение специальных технических и иных средств, которые в конечном итоге способствуют проведению конкретных ОРМ или их совокупности. Важно отметить, что и организационные, и иные обеспечивающие меры носят подчиненный характер по отношению к ОРМ, часто предшествуют им либо являются их следствием, логически, технически, методически из них вытекают.


Несмотря на очевидное различие ОРМ между собой, их перечень является не случайным. Он определен единой общей сутью — направленностью на получение информации для ее последующей реализации. Именно посредством проведения ОРМ становится возможным решение задач ОРД и достижение целей защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ОРМ могут проводиться для решения как общих задач ОРД, которые непосредственно обозначены в ФЗ об ОРД, так и ее частных задач. При этом решение частных (промежуточных) задач по их направленности и содержанию должно соответствовать достижению конечных целей и задач ОРД.

Цель проведения ОРМ предопределяет круг их объектов, которыми могут быть физические лица как носители информации или как субъекты преступления, а также лица, с согласия которых проводятся ОРМ по их проверке или защите. Категории таких лиц обусловливают вид, форму, основания и условия проведения конкретных ОРМ.

В частности, объектами ОРМ могут быть лица:

1) подготавливающие, совершающие или совершившие противоправные деяния, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания;

2) без вести пропавшие;

3) защищаемые;

4) претендующие на допуск: к сведениям, составляющим государственную тайну; к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды; к участию в ОРД или доступ к материалам, полученным в результате ее осуществления, а также на получение разрешения на частную детективную или охранную деятельность;

5) с которыми устанавливаются или поддерживаются отношения сотрудничества, привлекаемые к подготовке и проведению ОРМ;

6) осведомленные о признаках противоправных деяний: событиях, действиях, несущих угрозу безопасности; поведении и (или) местонахождении лиц, представляющих оперативный интерес.

Анализ понятия ОРМ позволяет выделить следующие характерные их черты, структурные элементы (признаки), отражающие их содержание, выражающие их сущность:

• ОРМ являются главной составной частью ОРД;

• они осуществляются как гласно, так и негласно;


• их основными субъектами являются только должностные лица ОРО;

• их содержание составляют действия, направленные на добывание и реализацию юридически значимой информации;

• они имеют законодательно определенное целевое назначение — решение задач ОРД по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств. Классификация ОРМ. Существуют несколько методов классификации ОРМ.

Наиболее развернутую классификацию дает В.Г. Бобров.

1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

2. В зависимости от формы проведения ОРМ могут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее. При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления.

Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление втайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. Негласность таких ОРМ условна. Она может быть абсолютной и относительной. При абсолютной негласности о проведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений). При относительнойнегласности ОРМ об их проведении не знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности. Так, результаты наблюдения, негласно проведенного в рамках предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с участием граждан и применением кино-, фотосъемки и видеозаписи, специальных химических, а также иных технических и других средств, могут быть использованы в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовному делу.

Все предусмотренные в ст. 6 ФЗ об ОРД ОРМ по признаку гласности их проведения условно В. Г. Бобров сводит в две основные группы:

а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; проверочная закупка; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;