Файл: Программирование воспитания в общеобразовательных организациях (дополнительный материал к теме).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программирование воспитания в общеобразовательных организациях
(дополнительный материал к теме)
Содержание. Структура и содержание примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Целевой, содержательный, организационный разделы, основные подразделы программы. Связь структуры и содержания примерной рабочей программы воспитания с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования.
Алгоритм актуализации рабочей программы воспитания в общеобразовательной организации с учетом новой примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций 2022 года.
Примерная рабочая программы воспитания для общеобразовательных организаций (далее — Программа воспитания) Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22, включена в федеральный реестр основных образовательных программ.
Структура примерной программы: три раздела — целевой, содержательный, организационный — и приложение «Примерный календарный план воспитательной работы».
Содержание
Пояснительная записка (не является частью рабочей программы воспитания).
Раздел 1. Целевой
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
1.2 Направления воспитания
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Раздел 2. Содержательный
2.1 Уклад общеобразовательной организации
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Раздел 3. Организационный
3.1 Кадровое обеспечение
3.2
Нормативно-методическое обеспечение
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
3.5 Анализ воспитательного процесса
Примерный календарный план воспитательной работы
Целевой раздел программы воспитания включает: цель и задачи воспитания, направления воспитания, целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся по уровням общего образования.
Формулировка общей цели воспитания школьников дана по новому развернутому определению воспитания в Федеральном законе «Об образовании в
Российской Федерации» (п. 2 ст. 2): развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
2 поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания сформулированы в аспекте личностного развития школьников — в части получения, освоения, накопления ими ценностно значимых знаний, формирования и закрепления соответствующих ценностных нравственных отношений, приобретения и развития социокультурного опыта деятельности в соответствии с этими знаниями и отношениями. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно- нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Направления воспитания даны в соответствии с формулировками обновленных ФГОС начального общего, основного общего образования:
Гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
Патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
Духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно- нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
Эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
Трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
3
Экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
Ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
Наличие в обновленной примерной программе воспитания (как и в обновленных ФГОС) перечня направлений воспитания не является указанием или требованием планирования воспитательной работы узко по данным направлениям
(пресловутый мероприятийный подход), а направлено на структурирование воспитательной деятельности, ее понимания и планирования, ожидаемых результатов по всем направлениям формирования ценностных отношений, ориентаций личности в действительности, социальном пространстве, начиная от отношения к самому себе.
Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС для выпускников на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В Письме Минпросвещения России от 18.07.2022 № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания» (Приложение № 1) указано, что примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций актуализирована (обновлена): «… с учетом обновления ФГОС начального общего и основного общего образования, принятия Стратегии национальной безопасности РФ… а также практики реализации рабочих программ воспитания… и поступающих предложений педагогов общеобразовательных организаций… в том числе в части ценностно-целевых ориентиров, которые
легли в основу программы…».
В воспитательной деятельности образовательной организации, а значит, в
Программе воспитания, должны быть поставлены конкретные цели, сформулированы соответствующие ожидаемые результаты воспитания. Это принципиальный момент, необходимый для понимания всеми участниками образовательных отношений, воспитательного процесса, педагогами и родителями, а также для обеспечения единства воспитательного пространства, ценностно- целевых основ воспитания школьников во всех общеобразовательных организациях (государственных, муниципальных, частных), в целом в системе образования: что воспитывается у детей в школе и на каких правовых основаниях.
В целевом разделе Программы воспитания указано: «Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской
Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
4 ценности культуры, традиционных религий народов России». Реализация вариативного компонента воспитания осуществляется по выбору семей, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с учетом их мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей, в частности, в форме преподавания учебных предметов, курсов, модулей по основам духовно- нравственной культуры народов России в государственных и муниципальных образовательных организациях, а также учебных предметов, курсов, модулей, обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент) в частных образовательных организациях (ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 87, части 1-3, 6-8,
10-12).
Источником ценностного содержания воспитания в школе в инвариантной, общей части является Конституция России, конституционные нормы и соответствующие ценности как общепринятые, общепризнанные в российском обществе. Эти нормы и ценности, в свою очередь, имеют своим источником духовную культуру народов России, традиционных российских религий, традиционные российские духовно-нравственные и социокультурные ценности.
Общее содержание этих традиционных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России представлено, закреплено в Основном законе Российского государства, в нормах Конституции. Конституция является единственным легитимным (законным) источником общепринятых в Российской Федерации норм отношений между людьми, отношений к общественным институтам, природе и т. д., которые соотносятся с российскими базовыми (конституционными по своему источнику) нормами и ценностями. Их можно называть также российскими общенациональными ценностями или национальными (в понимании народа России, российского общества как гражданской нации), гражданскими
(они устанавливаются исключительно гражданами Российской Федерации). В этом понимании российские базовые ценности — инвариантное, общее содержание воспитания в российском обществе и в системе образования.
Таким образом, воспитываются, формируются у школьников общие российские базовые (конституционные) ценности — на основании того, что они закреплены в Конституции решением народа России как единственного источника власти в Российской Федерации. Поэтому воспитание детей в школе, в любом общественном пространстве на основе ценностного содержания Конституции
России, базовых (конституционных) российских норм и ценностей является не только возможным, но и обязательным, составляет обязательное содержание учебно-воспитательной деятельности. Определенный, конкретный состав российских базовых (конституционных) ценностей позволяет определить и сформулировать в педагогически адаптированной форме (характеристики знаний, отношений, деятельности личности) также определенный, конкретный состав целевых ориентиров результатов воспитания обучающихся на основе этих ценностей.
В Программе воспитания целевые ориентиры результатов воспитания
структурированы по направлениям воспитания в ФГОС и по уровням
общего образования, преемственно, с учетом возраста детей и содержания освоенных ими основных общеобразовательных программ, для выпускников 4, 9,
11 классов.
Например, выпускник начальной школы — «выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами»,
5 выпускник основной школы — «выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности», выпускник старшей школы — «имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми».
Аналогично по другим целевым ориентирам и направлениям воспитания:
«сознающий свою принадлежность к общности граждан России», «знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе»,
«осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе»; «проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства», «ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве»,
«ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта»;
«знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности)», «проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей», «ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности».
Целевые ориентиры результатов воспитания не предъявляются
школьникам, их родителям, их достижение не требуется формально от школьников, количественно не оценивается (аналогично личностным результатам образования в соответствии с ФГОС).
Целевые ориентиры результатов воспитания не дублируют требования в
ФГОС к личностным результатам освоения школьниками основных общеобразовательных программ. Как поясняется в Программе воспитания, они сформулированы на основании этих требований как целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение
которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС. Это целевые ориентиры для педагогов, педагогического коллектива, дающие в целом идеальный образ результатов воспитания школьника, выпускника на каждом уровне общего образования (образ идеальный, объективно не может реализоваться во всех школьниках, в каждом ребенке к концу обучения соответственно в 4, 9 или 11 классе, но одновременно образ конкретный, определенный, задающий цели воспитательной работы педагогов, школы).
В целевом разделе, в части целевых ориентиров воспитания детей
Программа воспитания для школы является преемственной с разработанной и принятой ранее примерной рабочей программой воспитания для дошкольных образовательных организаций. Это укрепляет единство воспитательного пространства в его исходной составляющей — содержании воспитания детей во всех образовательных организациях, в которых обучаются дети, в системе