Файл: Программирование воспитания в общеобразовательных организациях (дополнительный материал к теме).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 работы учителей-предметников с учетом их рабочих программ по учебным предметам, курсам, модулям, формам и видам воспитательной деятельности.
При разработке календарного плана воспитательной работы рекомендуется учитывать памятные даты, юбилеи общероссийского, регионального, местного значения, памятные даты общеобразовательной организации, актуальные документы, материалы, рекомендации органов власти: Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации — а также перечни рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской
Федерации, методические рекомендации других исполнительных органов власти в сфере образования. Например, в 2022/2023 учебном году — Примерный календарный план воспитательной работы на 2022/2023 учебный год (Письмо
Минпросвещения России от 17.06.2022 № ТВ-1146/06).
Связь структуры и содержания примерной рабочей программы
воспитания с ФГОС общего образования. В примерной программе воспитания
2020 года воспроизведена структура рабочей программы воспитания из четырех разделов согласно действовавшим тогда ФГОС общего образования: «Рабочая программа воспитания… включает в себя: описание особенностей воспитательного процесса; цель и задачи воспитания обучающихся; виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации…; основные направления самоанализа воспитательной работы…». В актуализированной примерной рабочей программе воспитания 2022 года принята структура из трех разделов — целевого, содержательного и организационного — включающая все разделы, рекомендованные в обновленных
ФГОС начального общего и основного общего образования: «Рабочая программа воспитания может … включать: анализ воспитательного процесса в Организации; цель и задачи воспитания обучающихся; виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики модулей; систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся».
В обновленных ФГОС, принятых в 2021 году, исключено требование буквально воспроизводить предлагаемую структуру рабочей программы воспитания (образовательные организации самостоятельны в разработке своей рабочей программы воспитания в соответствии с законодательством об образовании: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст.
12.1 ч. 1), вместо формулировки «включает» в новой редакции ФГОС использована формулировка «может… включать».
Актуализированная примерная рабочая программа воспитания содержит разделы:
«Цель и задачи воспитания обучающихся» в первом, целевом разделе;
«Виды, формы и содержание воспитательной деятельности» во втором, содержательном разделе;
«Анализ воспитательного процесса», «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся» в третьем, организационном разделе. Таким образом — все структурные элементы, рекомендованные новыми ФГОС.
В сравнении с примерной программой воспитания 2020 года и с учетом обновления ФГОС общего образования, в Программу воспитания включен раздел о системе поощрения обучающихся, раздел «Направления воспитания» (по их числу и названиям в новых ФГОС).
12
Алгоритм актуализации рабочей программы воспитания с учетом
Программы воспитания (новой примерной рабочей программы воспитания 2022 года).
В практическом отношении в общеобразовательных организациях обновление, актуализацию рабочих программ воспитания с учетом новой примерной рабочей программы воспитания целесообразно проводить, принимая во внимание рекомендации Министерства просвещения о том, что «актуализация рабочих программ воспитания предполагает внесение изменений в действующие рабочие программы воспитания. Разработка новых рабочих программ воспитания не требуется» (Приложение 1).
Оптимальный алгоритм актуализации рабочей программы воспитания предполагает изменение структуры рабочей программы воспитания в школе на основе обновленной примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций с использованием при этом материалов, содержания рабочей программы воспитания на основе примерной программы воспитания 2020 года.
Учитывая все вышесказанное о целевом разделе в новой примерной рабочей программе воспитания, его содержании и значимости, актуализация рабочей программы воспитания в любой форме должна предусматривать
включение в рабочую программу воспитания в школе целевого раздела в
редакции новой примерной рабочей программы воспитания, включая подраздел о направлениях воспитания в соответствии с обновленными ФГОС.
Состав целевых ориентиров результатов воспитания на всех уровнях общего образования может быть дополнен, расширен путем добавления сформулированных в школе других целевых ориентиров результатов воспитания обучающихся без изменения их инвариантного состава и содержания, без исключения или изменения заданных в примерной рабочей программе воспитания целевых ориентиров результатов воспитания обучающихся на основе российских базовых (конституционных) ценностей.
Такие добавления могут быть целесообразны, если они обоснованы реальными условиями и особенностями воспитательной деятельности в данной общеобразовательной организации: содержание вариативного компонента образования, воспитания с учетом состава обучающихся, семей, региональных и местных культурных особенностей, направленности образовательных программ в школе в целом или в отдельных классах (с углубленными изучением отдельных предметов, казачьих, кадетских и т. д.), а также с учетом организационно-правовой формы общеобразовательной организации, реализации учебных курсов, предметов, модулей не только по основам духовно-нравственной культуры народов России, но и религиозного образования (религиозного компонента).
Сформулированные педагогами в конкретной школе дополнительные целевые ориентиры не должны противоречить базовым целевым ориентирам результатов воспитания в примерной рабочей программе воспитания по всем направлениям воспитания.
Дополнительные целевые ориентиры могут только конкретизировать, дополнять целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в примерной рабочей программе воспитания. Например, в частных общеобразовательных организациях, реализующих религиозный компонент образования, — по направлению духовно-нравственного воспитания, в других организациях с
13 углубленным изучением отдельных предметов — по направлениям эстетического, экологического и др. воспитания.
При актуализации содержательного раздела рабочей программы воспитания в школе на основе структуры обновленной примерной программы воспитания материалы разработанной ранее рабочей программы воспитания могут использоваться при описании уклада школы (материалы раздела «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»), а также как основа раздела
«Виды, формы и содержание воспитательной деятельности», планирования воспитательной работы по модулям, направлениям деятельности в школе.
Содержание данного раздела может быть доработано с учетом обновленной примерной рабочей программы воспитания по составу модулей и описанию планирования воспитательной работы по ним. Здесь имеется в виду, в первую очередь, необходимость предусмотреть деятельность в школе по модулям
«Социальное партнерство» и «Профилактика и безопасность», если такие модули уже не включены в рабочую программу воспитания в школе (во многих школах это уже было сделано по собственной инициативе).
В рабочей программе воспитания в школе не имеет смысла отдельно обозначать, разделять основные и дополнительные модули, все направления воспитательной работы включаются в данный раздел в последовательности, которая определяется разработчиками рабочей программы воспитания в школе.
Конкретные описания планирования воспитательной работы по модулям также определяются конкретно в каждой школе, могут предусматривать описания в разном формате: как предлагается в обновленной примерной рабочей программе воспитания или таким образом, как это предлагалось в примерной программе воспитания 2020 года по отдельным модулям (структурировано на уровне класса, школы, вне школы, на индивидуальном, групповом уровне и т. д.).
В организационном разделе рабочей программы воспитания актуализация предусматривает разработку ряда новых подразделов с использованием материалов ранее принятой рабочей программы воспитания.
Подраздел «Анализ воспитательного процесса» остается практически неизменным. При этом следует отметить, как было уже указано выше, что инструментарий диагностики, анализа воспитательного процесса в части оценки результатов воспитания обучающихся, их социализации и саморазвития должен быть направлен на оценку динамики личностного развития школьников в соответствии именно с целевыми ориентирами результатов воспитания обучающихся в целевом разделе программы.
Анализ результатов воспитательного процесса в этом смысле логически замыкает программу с целевым разделом, образует обратную связь в планировании воспитательной работы, определяет критерии для критического анализа и внесения в рабочую программу воспитания школы изменений с целью максимального достижения целевых ориентиров результатов воспитания школьников, совершенствования планирования и реализации воспитательной деятельности в школе.
Актуализированная, обновленная по всем указанным параметрам рабочая программа воспитания в школе принимается локальным актом общеобразовательной организации так же, как принималась разработанная ранее рабочая программа воспитания.
В соответствии с рекомендациями Министерства просвещения и
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Приложение № 2)
14 о разработке единой рабочей программы воспитания в образовательной организации (не отдельно по каждому уровню общего образования), обновленная рабочая программа воспитания в школе затем включается в полном объеме во все реализуемые в школе примерные основные общеобразовательные программы.
Структура обновленной примерной рабочей программы воспитания, содержание целевого раздела позволяет в общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования включать только соответствующие целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся на данном уровне общего образования (начального, основного или среднего), не дублируя целевые ориентиры результатов воспитания на других уровнях.