Файл: Программирование воспитания в общеобразовательных организациях (дополнительный материал к теме).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 образования.
В примерной программе воспитания для дошкольных образовательных организаций также имеется целевой раздел с целевыми ориентирами воспитания на основе российских базовых ценностей. Здесь, с учетом возраста детей, особенностей дошкольного образования (отсутствие уровней достижения конкретных образовательных результатов) сформулированы целевые ориентиры воспитания не по всем российским базовым ценностям, в адаптированном виде.
Содержательный раздел Программы воспитания включает описание уклада общеобразовательной организации, основных видов, форм и содержания воспитательной деятельности.
Уклад определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик образовательной организации и ее репутацию в окружающем образовательном пространстве и социуме. Описание уклада своей школы как сложившихся уникальных особенностей и условий воспитания и обучения детей — важная для педагогического коллектива задача рефлексии своего наличного состояния, наличных условий и актуальных особенностей воспитательного процесса. Описание уклада характеризует исходные ресурсы, возможности, особенности в планировании воспитательной деятельности в школе.
В пояснении для разработчиков рабочей программы воспитания дается перечень характеристик, значимых для описания уклада как исходных особенностей условий воспитания в данной общеобразовательной организации.
Описание уклада не должно воспроизводить общие данные о школе в общеобразовательной программе. В описании уклада рекомендуется учитывать основные и дополнительные характеристики.
В числе основных характеристик: основные вехи истории общеобразовательной организации, выдающиеся события, деятели в ее истории;
«миссия» общеобразовательной организации в самосознании ее педагогического коллектива; наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия в общеобразовательной организации, составляющие основу воспитательной системы; традиции и ритуалы, символика, особые нормы этикета в общеобразовательной организации; социальные партнеры общеобразовательной организации, их роль, возможности в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельности; значимые для воспитания проекты и программы, в которых общеобразовательная организация уже участвует или планирует участвовать
(федеральные, региональные, муниципальные, международные, сетевые и др.), включенные в систему воспитательной деятельности; реализуемые инновационные, перспективные воспитательные практики, определяющие «уникальность» общеобразовательной организации; результаты их реализации, трансляции в системе образования; наличие проблемных зон, дефицитов, препятствий на пути к достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности и решения этих проблем, отсутствующие или недостаточно выраженные в массовой практике.
В числе дополнительных характеристик: особенности местоположения и социокультурного окружения общеобразовательной организации, историко- культурная, этнокультурная, конфессиональная специфика населения местности, включенность в историко-культурный контекст территории; контингент обучающихся, их семей, его социально-культурные, этнокультурные, конфессиональные и иные особенности, состав (стабильный или нет), наличие и состав обучающихся с особыми образовательными потребностями, с ОВЗ,


7 находящихся в трудной жизненной ситуации и др.; организационно-правовая форма общеобразовательной организации, наличие разных уровней общего образования, направленность образовательных программ, в том числе наличие образовательных программ с углубленным изучением учебных предметов; режим деятельности общеобразовательной организации, в том числе характеристики по решению участников образовательных отношений (форма обучающихся, организация питания и т. п.); наличие вариативных учебных курсов, практик гражданской, духовно-нравственной, социокультурной, экологической и т. д. воспитательной направленности, в том числе включенных в учебные планы по решению участников образовательных отношений, авторских курсов, программ воспитательной направленности, самостоятельно разработанных и реализуемых педагогами общеобразовательной организации.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в содержательном разделе планируются, представляются по модулям. Здесь модуль
— часть рабочей программы воспитания, в которой описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в течение учебного года в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность, школьный музей, работа с родителями и др.). Последовательность описания модулей в Программе воспитания является примерной, в рабочей программе воспитания конкретной школы их можно расположить в последовательности, соответствующей их значимости в воспитательной деятельности школы, по оценке педагогического коллектива.
С учетом практики реализации рабочих программ воспитания в образовательных организациях и предложений педагогов общеобразовательных организаций в данный подраздел внесены изменения в части состава основных
(инвариантных) и дополнительных (вариативных) модулей. В число основных модулей, воспитательную деятельность в рамках которых целесообразно планировать и осуществлять в тех или иных формах в каждой общеобразовательной организации, в Программе воспитания включены
«Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство».
Модули «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия»,
«Организация предметно-пространственной среды» рекомендуются как основные
(в примерной программе воспитания 2020 года соответствующие или подобные модули с названиями «Ключевые общешкольные дела», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» были представлены как вариативные).
В Программе воспитания расширен состав вариативных модулей: дополнительное образование, школьный музей, добровольческая деятельность
(волонтерство), школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество.
При этом общеобразовательная организация также может разрабатывать и включать в свою рабочую программу воспитания другие модули, если соответствующая деятельность уже реализуется или планируется в школе.
Основные (инвариантные) модули в Программе воспитания:

Урочная деятельность;

Внеурочная деятельность;

Классное руководство;

Основные школьные дела;


8

Внешкольные мероприятия;

Организация предметно-пространственной среды;

Взаимодействие с родителями (законными представителями);

Самоуправление;

Профилактика и безопасность;

Социальное партнерство;

Профориентация.
Дополнительные
(вариативные)
модули определяются в общеобразовательной организации, воспитательная деятельность по ним планируется, описывается в школе самостоятельно. Это могут быть модули: дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая деятельность (волонтерство), школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество.
Общеобразовательная организация может разрабатывать и реализовать и другие содержательные модули, направления воспитательной работы, планируя работу по ним в рабочей программе воспитания.
В описании содержания, видов и форм, планирования воспитательной работы по каждому модулю указываются конкретные позиции, имеющиеся в общеобразовательной организации или запланированные (с использованием материалов Программы воспитания).
Организационный раздел Программы воспитания включает описание кадрового и нормативно-методического обеспечения реализации Программы воспитания в школе, требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными потребностями, характеристику системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся, анализ воспитательного процесса. Приложением является календарный план воспитательной работы в общеобразовательной организации.
В подразделе «Кадровое обеспечение» могут быть представлены решения в общеобразовательной организации, в соответствии с ФГОС общего образования всех уровней, по разделению функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других организаций
(образовательных, правоохранительных и др.).
В подразделе «Нормативно-методическое обеспечение» могут быть представлены решения по принятию, внесению изменений в должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности, ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, сотрудничеству с социальными партнерами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной деятельности. Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с утверждением рабочей программы воспитания.
Подраздел «Требования к условиям работы с детьми с особыми
образовательными потребностями» необходимо наполнить конкретными материалами с учетом ситуации в школе в отношении детей с особыми образовательными потребностями. Требования к организации среды для детей с
ОВЗ отражаются в примерных адаптированных основных образовательных программах для детей каждой нозологической группы. Фиксируются особые задачи


9 воспитательной деятельности с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в частности: налаживание эмоционально положительного взаимодействия детей с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в школе; формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
В подразделе «Система поощрения социальной успешности и
проявлений активной жизненной позиции обучающихся» указываются избранные в школе формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (рекомендуемые формы могут быть изменены, их состав расширен) — индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка и др.
Использование рейтингов, их форма, публичность и др., привлечение благотворителей (в том числе из родительского сообщества, социальных партнеров), их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в школе.
Анализ воспитательного процесса. Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ педагогами, педагогическим коллективом воспитательной работы в общеобразовательной организации в соответствии с рабочей программой воспитания с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Анализ воспитательного процесса планируется и проводится по двум направлениям:
1) Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием анализа является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе в соответствии с целевыми ориентирами результатов
воспитания.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год, какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему, какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
Используемый, привлекаемый педагогами инструментарий диагностики, анализа воспитательного процесса в части оценки результатов воспитания обучающихся, их социализации и саморазвития должен быть направлен на оценку динамики личностного развития школьников в соответствии с установленными в целевом разделе программы целевыми ориентирами результатов воспитания


10 обучающихся. Их достижение, продвижение или непродвижение в их достижении школьниками должны быть критериями оценки (не просто изменения различных качеств личности, личностных свойств, умений, навыков школьников: лидерские качества, коммуникативные навыки и т. п.).
2) Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых, т. е.
воспитательной деятельности в школе, выполнения рабочей программы воспитания.
Критерием, на основе которого осуществляется этот анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых в соответствии с принятой рабочей программой воспитания. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом- психологом, социальным педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу) воспитательной работы по всем модулям в содержательном разделе программы воспитания: в урочной деятельности, внеурочной деятельности, в деятельности классных руководителей и их классов, в рамках проводимых общешкольных основных дел, мероприятий и т. д.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Календарный план воспитательной работы в общеобразовательной организации разрабатывается в свободной форме с указанием содержания планируемых дел, событий, мероприятий; участвующих классов или иных групп обучающихся; сроков, в том числе сроков подготовки; ответственных лиц. План обновляется ежегодно к началу очередного учебного года. При разработке плана учитываются: индивидуальные планы классных руководителей; рабочие программы учителей по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, учебным модулям; план, рабочие программы учебных курсов, занятий внеурочной деятельности; планы органов самоуправления в школе, ученического самоуправления, планы взаимодействия с социальными партнерами согласно договорам, соглашениям с ними; планы работы психологической службы или школьного психолога, социальных педагогов и другая документация, которая должна соответствовать содержанию плана.
План может разрабатываться отдельно по каждому уровню общего образования или в целом для всей школы. В Программе воспитания приведена примерная структура плана. Возможно иное построение плана: по основным направлениям воспитания, по календарным периодам — месяцам, четвертям, триместрам, или в иной форме. Планирование дел, событий, мероприятий по классному руководству может осуществляться по индивидуальным планам классных руководителей, по учебной деятельности — по индивидуальным планам