Файл: Протокол От 2022г. Согласовано Заместитель директора по уз мкоу всш.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Вывенкская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Врио руководителя МО

_____________. _______/

Протокол № ___

От «__» _________ 2022г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УЗ

МКОУ «ВСШ» _________. ______/

«___» _____________ 2022г.

«Утверждаю»

Врио директора МКОУ «ВСШ»

Купеев Н.С.. ___________/

От «___» ____________ 2022г.

Рабочая программа

Предмета «Биология»

на 2022-2023 учебный год

для 6 класса

1 час в неделю (всего 35 часов)

Составитель:

Купеев Нурбол Серикович

с. Вывенка, 2022-2023 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования.

Биология.5-9 классы. Линейный курс. Авторы Н.И.Сонин. В.И.Сонина .

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: - Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2014.

Цель: повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний.

Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;


- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов. В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний. В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать универсальными учебными действиями: работать с различными источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать, обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.

Программа подразумевает овладение ИКТ-компетентностями. Это поиск информации в электронных ресурсах, владение работой на компьютере, умение работать в сети Интернет, создание презентаций, работа с интерактивной доской и другие.

Большое внимание в программе уделяется исследовательской деятельности учащихся: лабораторным и практическим работам, учебному исследованию, созданию проектов.

Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом.

Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Тематическое планирование по дисциплине «Биология. Живой организм»
Сроки реализации программы.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 учебных часов для обязательного изучения биологии в 6 классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 1 часа.

Содержание тем учебного предмета

Часть 1. Строение живых организмов (11 ч)

Тема 1. КЛЕТКА - ЖИВАЯ СИСТЕМА (2 ч) Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели.

Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и еѐ органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 2. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ (1 ч) Деление - важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление - основа размножения организмов.

Тема 3. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы Ткани живых организмов.

Тема 4. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (3 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.

Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов.

Лабораторные и практические работы Распознание органов у растений и животных.

Тема 5. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Понятие «орган», «система органов». Органы и системы органов позвоночных и беспозвоночных. Значение органов пищеварительной, кровеносной, выделительной, эндокринной и опорно-двигательной систем. Система органов размножения, система органов дыхания у позвоночных и беспозвоночных. Половая система.

Лабораторные и практические работы Распознание органов у растений и животных.

Тема 6. ЧТО МЫ УЗНАЛИ О СТРОЕНИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1ч)

Обобщающий урок. Проверка знаний о строении живых организмов. Урок – дискуссия
ЧАСТЬ 2. Жизнедеятельность организмов (24 ч)

Тема 7. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (3 ч) Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация Действие желудочного сока на белок, слюны - на крахмал. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.


Тема 8. ДЫХАНИЕ (2 ч) Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 9. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 ч) Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, еѐ строение, функции. Гемолимфа, кровь и еѐ составные части (плазма, клетки крови). Демонстрация Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.

Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Тема 10. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 ч). Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (1ч)

Понятие «обмен веществ». Обмен веществ у растений и животных. Холоднокровный и теплокровные животные.

Тема 12. СКЕЛЕТ – ОПОРА ОРГАНИЗМА (2 ч). Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Демонстрация Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы Разнообразие опорных систем животных.

Тема 13. ДВИЖЕНИЕ (2 ч). Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические работы Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.

Тема 14. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. (3 ч) Жизнедеятельность организма и еѐ связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 15. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ (1 ч) Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры).

Лабораторные и практические работы. Почкование дрожжей.

Тема 16. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ (1 ч)

Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.


Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 17. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ (1ч)

Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Демонстрация Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий

Лабораторные и практические работы Вегетативное размножение комнатных растений.

Тема 18. РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ (1 ч) Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Прямое и непрямое развитие. Демонстрация Способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

Лабораторные и практические работы. Прорастание семян. Использование коллекционного материала

Тема 19. РОСТ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (1ч)

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Демонстрация.

Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 20. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (1 ч) Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого, организм - биологическая система.

Тема 21. ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ. (1ч)

Обобщение полученных знаний.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: понятия и термины: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система»,

«эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»
Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения курса обучающийся должен:

знать:

  • основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  • особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;

  • строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;

  • типы деления клеток, их роль в организме;

  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  • основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

  • характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.