Файл: Особенности предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), содержащегося в специализированном учреждении для несовершеннолетних, осуществляется через администрацию этого учреждения повесткой или с помощью иных средств связи (телеграммой, факсом, электронной почтой и проч.), если это диктуется обстоятельствами дела (ст. ст. 172, 188 УПК РФ).
Статья 425 УПК РФ, регламентирует особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) призваны: а) обеспечить охрану прав и законных интересов недееспособных лиц; б) обеспечить получение достоверных показаний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию; в) сохранить юридическую силу доказательств, полученных при допросе, и избежать возможности признания их недопустимыми; г) создать комфортные условия для всех лиц, участвующих в производстве допроса; д) оградить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос.
При допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) применяются в полном объеме общие правила производства следственных действий, содержащиеся в ст. ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173, 174, 187 - 190 УПК РФ.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено, а также с момента фактического задержания. При допросе подозреваемый вправе дать показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи показаний (п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).
Обвиняемый, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, должен быть допрошен незамедлительно после предъявления обвинения (ст. 172 УПК РФ) с соблюдением правил, установленных в ст. ст. 173, 174 и 425 УПК РФ. При этом обвиняемый вправе возражать против обвинения, давать показания по предъявленному обвинению либо отказаться от дачи показаний (п. 3 ч. 4 ст. 47 УПК РФ).
В статье 425 УПК РФ установлена максимальная продолжительность одного допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) - в общей сложности не более четырех часов в день. Допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов. С учетом конкретного возраста несовершеннолетнего и по ходатайству несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) или его защитника общая продолжительность допроса и продолжительность допроса без перерыва по решению следователя или суда может быть сокращена до разумных пределов. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен быть прерван в любой час, если его продолжение может угрожать его жизни или здоровью. Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установленным в ст. 167 УПК РФ. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса подозреваемого (обвиняемого) устанавливается на основании заключения врача (ст. 187 УПК РФ).
Повторный допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по его просьбе (ст. 173 УПК РФ).
В ходе допроса любого лица, в том числе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), запрещается задавать наводящие вопросы. В остальном следователь свободен в выборе тактики допроса (ст. 189 УПК РФ).
Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является обязательным (ст. 51 УПК РФ). Следователь обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Несоблюдение этих гарантий права несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на защиту расценивается как нарушение уголовно-процессуального закона Гаврилов Б.Я. О процессуальной самостоятельности следователя: история, реальное состояние, перспективы развития // Право и политика. - М.; 2003. - № 2. - с.93. Показания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), данные при допросе на стадии предварительного расследования в отсутствие защитника и не подтвержденные им в суде, относятся к недопустимым доказательствам: они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, подлежащего доказыванию по уголовному делу (ст. 73 и ст. 75 УПК РФ).
Особенности допроса несовершеннолетних.
Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими и нравственно-психологическими особенностями допрашиваемых.
К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних, относятся:
1. меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта;
2. меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого;
3. тенденции к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий. Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращать внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.
Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательность действий и событий. Данные лица быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях.
Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.
1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя - в месте нахождения несовершеннолетнего.
Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка подчеркивает важность происходящего и настраивает подростка на дачу полных и правдивых показаний, особенно, когда следователь разъясняет ему необходимость правдивого рассказа обо всем, что ему известно по делу.
2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что если наблюдаемое подростком событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения, то восприятие несовершеннолетнего поверхностно и образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под влиянием новых восприятий.
Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других яиц, с которыми они общались до допроса.
Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологическая заторможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний сможет давать показания.
Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) на допрос, следователь должен учитывать особенности его психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос.
3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отношение к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т.п.); черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.); круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам несовершеннолетнего.
С этой целью необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить родителей или законных представителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.
4. Определить круг участников допроса. Участниками допроса несовершеннолетнего являются: педагог или психолог, законные представители несовершеннолетнего, защитник. Кроме общих положений закона, регулирующих данную сферу профессиональной деятельности следователя, здесь необходимо учитывать определенные тактические соображения. Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда следователь, несмотря на предпринимаемые усилия, не может установить с допрашиваемым психологический контакт. Если такой контакт установлен, то участие родителей нежелательно, так как они нередко пытаются повлиять на допрашиваемого в соответствии со своими интересами. Кроме того, допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов, дает ответы в зависимости от реакции родителей и т.п.
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или не знакомого допрашиваемому - следует пригласить для участия в допросе. Прежде всего, из числа педагогов, которые могут быть приглашены для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, следует исключить классного руководителя, так как он должен быть допрошен в качестве свидетеля.
Если между несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым) и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить обвиняемому (подозреваемому) порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога - знакомого или незнакомого - он предпочитает давать показания.
По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которые испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, не только может отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.
5. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет свое начало психологический и контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершеннолетние, тем не менее, тонко чувствуют фальшь, а поэтому следователь в ходе подготовки к вопросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и в силу этого не способствующей установлению психологического контакта.
Составить план допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопросы должны быть понятными и недвусмысленными. Допустима постановка наводящих вопросов. Для того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воздействия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.