Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особой является ситуация с авансом, дата выплаты которого совпадает с последним днем месяца (т. е. днем начисления дохода за этот месяц). Налоговые органы полагают, что НДФЛ с такого аванса уплачиваться должен. Поддержать их могут и судебные инстанции (см. определение ВС от 11.05.2016 № 309-КГ16-1804).

Правила расчета аванса строго не установлены. Начисление суммы выплачиваемого аванса в бухгалтерском учете не делается. Фирма сама вправе принять решение о том, в какой сумме он будет выплачиваться. Это может быть полная сумма заработной платы, начисленной за первую половину месяца, без удержания из нее суммы подоходного налога, или сумма заработной платы, уменьшенная на величину НДФЛ. Второй вариант для организации предпочтительнее в связи с вероятной возможностью прекращения работы сотрудником во второй половине месяца. В этом случае взять не удержанный с выплаченных доходов подоходный налог будет просто не из чего.

Рассмотрим порядок расчета и удержания подоходного налога с заработной платы.

Пример.

Самохина Л.А. работает продавцом в ООО «Альтернатива». Ее заработная плата составляет 30 тыс. руб. в месяц. У Самохиной на иждивении находятся 3-е детей и она написала заявление о предоставлении ей стандартного вычета.

Необлагаемые налогом суммы вычета составят:

1 400 руб. – на 1-го ребенка;

1 400 руб. – на 2-го ребенка;

3 000 руб. – на 3-го ребенка.

Величина налога к удержанию за январь 2020 года  равна: 3 146 руб. ((30 000 – 1 400 – 1 400 – 3 000) *13%)

Выплатив зарплату, ООО «Альтернатива» обязано перечислить удержанный из заработной платы налог.

Рассмотрим порядок перечисления подоходного налога с зарплаты в бюджет.  

В настоящее время установлен единый срок для уплаты НДФЛ со всех форм выплаты заработной платы. Перечислить НДФЛ в бюджет организация обязана не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты зарплаты с учетом переноса срока из-за выходных и праздничных дней (п. 2 ст. 223, п. 6. ст. 226 НК РФ).

Особый срок для перечисления НДФЛ установлен по больничным и отпускным. Удержанный налог надо перечислить в бюджет не позднее последнего числа месяца, в котором произведены такие выплаты.

В платежном поручении на перечисление НДФЛ с заработной платы в поле 101 «Статус плательщика» указывают цифру 02, соответствующую статусу налогового агента.

При оформлении платежных поручений следует учитывать, что приказом Министерства финансов РФ от 30.10.2014 № 126н отменено требование об обязательности заполнения поля 110 «Тип платежа».


Таким образом, срок перечисления НДФЛ с зарплаты зависит от даты фактического получения дохода. С 2016 года этот срок стал единым для всех форм выплаты зарплаты: не позже дня, наступающего за днем ее фактической выдачи с учетом возможности переноса из-за выходных дней. Исключение установлено для больничных и отпускных, крайний срок уплаты налога с которых соответствует последнему дню месяца их выплаты.

2.3 Проблемы налогообложения и направления их устранения

В сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны.

Наряду с другими налогами, налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является экономическим регулятором государства, способствующим не только пополнению бюджета, но и через систему выбора объекта налогообложения, налоговых ставок, льгот и других элементов налогообложения, влияет на уровень и структуру доходов населения. Важность налога определяется тем, что практически все физические лица выступают плательщиками НДФЛ. Поэтому с теоретической точки зрения поступления от уплаты НДФЛ могут быть зачислены в бюджет любого уровня без перераспределения [21].

Страховые взносы (далее - СВ) в свою очередь тесно связан с НДФЛ, так, как помимо налога на доходы с физических лиц в бюджет поступаю взносы в виде обязательных платежей, которые начисляются из заработной платы работников, по нормам, установленным государством. Плательщиками СВ, как и НДФЛ могут выступать практически все физические лица.

Для обеспечения эффективности прогрессивного налогообложения большое значение имеет налоговая дисциплина, что обеспечивается достаточным уровнем налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами.

Налогообложение доходов и СВ должно обеспечивать реализацию принципа справедливости только при условии эффективного налогового контроля, правильности исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов с населения.

Налоговое администрирование в России имеет ряд недостатков, рассмотрим более подробно некоторые из них.

Основная из проблем налогового администрирования СВ и НДФЛ - это низкий уровень налоговой дисциплины, которая является следствием недостаточного уровня ответственности за налоговые правонарушения, связанные с неуплатой или не своевременной уплатой НДФЛ и СВ [1].


Эта проблема проявляется в наличии множества «схем» оптимизации налогов, а также значительных объемов сознательного и преднамеренного уклонения от уплаты налогов и сборов, что приводит к снижению налоговых поступлений и, как следствие, доходов государственного бюджета.

Следующую проблему можно выделить как информационную функцию налоговых органов по предупреждению налоговых правонарушений. Налоговое законодательство России, в частности, законодательство о НДФЛ и СВ, порядок заполнения предусмотренных им форм отчетности, достаточно сложное, особенно для физических лиц, не имеющих специального экономического образования.

Недостаток финансовой грамотности влечет за собой как неосознанное уклонение от уплаты налогов, так и невозможность использования законных методов для снижения налога подлежащего уплате, таких как налоговые вычеты в НДФЛ и применение льготного периода в СВ. В итоге у граждан России недостаток финансовой грамотности приводит к не однократному повторению одних и тех же нарушений налогового законодательства, что влечет за собой наложение штрафных санкций за действие или бездействие.

В настоящее время осуществляется поэтапное решение этой проблемы, в частности, большое количество информации содержится на официальном сайте Федеральной налоговой службы России, так же разработан на хорошем уровне интернет-сервис «Личный кабинет», который упрощает процесс формирования и подачи декларации в налоговый орган [1].

Несомненно, подтверждается на практике высказывание Пьера Даниноса: «Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит». На сегодняшний день налоговая служба, активно взаимодействует с СМИ в виде информационного оповещения посредством видеороликов, рекламы или оповещение через телевизионные программы [8].

На наш взгляд, чтобы повысить финансовую грамотность населения Росси необходимо начать обучение азам налогообложения в учебных заведениях в виде обязательного дополнительного предмета или факультатива, также для всех пользователей финансовых программ установить обязательное обучение по налогообложению. А так же лучше всего установить возможность представлять налоговые отчетности только посредством телекоммуникационных каналов связи, что даст возможность уменьшить количество типовых ошибок при заполнении отчетности вручную.

В свою очередь, следует отметить, процесс взаимодействия с налоговыми органами с точки зрения необходимости предоставления документов и отчетов, который в свою очередь связан с уплатой налога населением и является довольно сложным из-за законодательных проблем, упомянутых ранее. Эти трудности влекут за собой не только нежелание налогоплательщиков использовать предоставляемые им вычеты, но и вынужденное уклонение от уплаты НДФЛ и СВ с населения.


Наиболее важной проблемой налогового администрирования СВ и НДФЛ является уклонение от уплаты налогов как умышленно, так и из-за незнания нормы закона.

Что касается физических лиц, то одним из ярких примеров такого уклонения является незаконная аренда недвижимости или транспортных средств, а также незаконное предпринимательство, что, к сожалению, не всегда вызвано незнанием налогового законодательства. Распространённой причиной таких действий является высокие ставки процентов по НДФЛ и при условии наличия наемных работников по СВ, а так же сложность заполнения расчетов. Для решения данной проблемы, наиболее подходящим путём является снижения налоговых ставок по НДФЛ для определённых видов дохода, а также снижению ставки по СВ за наемных работников в виде представления дополнительных льгот. Что приведёт к «выходу из тени» большего количества физических лиц, которые скрывают свои доходы, а так же отражение доходов соответствующих реальности [1].

В целях обеспечения успеха совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц с учетом ожидаемого увеличения налоговой нагрузки для определенных групп налогоплательщиков необходимо усилить налоговый контроль, ужесточить ответственность за налоговые правонарушения с целью снижения роста потенциала теневого сектора экономики.

Оставить бизнес «в тени» - это не единственный способ избежать уплаты налогов. Существует множество схем, направленных на уклонение от налогообложения или сокрытие реальной стоимости налоговой базы. Установление официальной минимальной заработной платы и выплата большей части заработной платы в так называемом «конверте» является наиболее распространенной схемой уклонения от налогов в последние годы [16]. Скрытая заработная плата имеет негативные последствия для бюджетной системы, в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Уклонение от уплаты НДФЛ также осуществляется путем выплаты компенсаций вместо части заработной платы, которая не подлежит налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а в свою очередь данная схема уклонения влияет на уплату СВ, так как изменился размер налоговой базы в меньшую сторону и страховые взносы будут в бюджет поступать не в полном размере. Также сотрудникам выдаются денежные суммы за отчет, подотчет на какую либо покупку или перевод денежных средств между счетами, так может маскироваться зарплата по существу.

Одним из методов противодействия распространению различных схем уклонения от уплаты налогов, являются комиссии по легализации налоговой базы.


Во всех регионах созданы комиссии по легализации заработной платы и доведению ее с начала до уровня прожиточного минимума, а далее доведения ее до среднеотраслевого показателя по данным Росстата. Эти комиссии предназначены для работы с «теневой» заработной платой, с задолженностью по заработной плате, для обеспечения полноты налогов. Цель комиссии - побудить налогоплательщиков декларировать реальную заработную плату. В отношении работодателей, которых заслушивают на комиссии, налоговые органы осуществляют мониторинг налоговой базы по НДФЛ и СВ. Если при последующем мониторинге не будет, прослеживается динамика увеличения заработной платы, то будет инициализирован повторный вызов на комиссию и возможно материалы заседания комиссии будут переданы в отдел внутренних дел, прокуратуру или в трудовую инспекцию.

Организация комиссий является очень эффективным способом выявления недобросовестных налогоплательщиков, а также схем уклонения от уплаты налогов. Однако их эффективность в большинстве случаев зависит от добросовестности налогоплательщика, поэтому важно понимать, что этой меры недостаточно. Необходимо повысить эффективность работы налоговых органов, в том числе разработать инструменты выявления налоговых правонарушений в отношении физических лиц. Представляется целесообразным включить в НК РФ критерии, позволяющие установить «схематический» характер операций, осуществляемых налогоплательщиком. Например, с точки зрения налоговых агентов, могут быть предоставлены следующие критерии:

- наличие задолженности по перечислениям в бюджетную систему НДФЛ и СВ;

- выплата заработной платы в размере ниже среднего по отрасли в соответствующем регионе;

- значительное снижение перечислений НДФЛ и СВ по сравнению с предыдущим налоговым периодом и т.д.

Стоит также отметить, что масштабы теневой экономики зависят не только от работы налоговых органов, но и от работы правоохранительных органов. Состояние правоохранительной и судебной системы на данном этапе не позволяет развивать не только налоговую сферу. Необходимо внедрить такую систему налогового контроля, судебной и правоохранительной деятельности, чтобы риски, связанные с осуществлением скрытой деятельности, не покрывались доходами от нее. Другими словами, предприниматели должны оценивать наказание за сокрытие налоговой базы, а также вероятность выявления нарушений как очень высокое и способствовать добровольному выходу из «тени».