Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1 Система налогов и сборов взимаемых с физических лиц
1.2 Роль налогообложения физических лиц в экономике России
2. Практика налогообложения физических лиц
2.1 Роль налогов с физических лиц в бюджете РФ
2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос оптимизации налогообложения физических лиц остается одним из самых актуальных в любой хозяйственной системе, независимо от особенностей ее социально-экономического развития. Это обусловлено как фискальными функциями государства, так и факторами экономической активности физических лиц и индивидуальных предпринимателей в стране.
Значимую роль в налоговой системе России играет налогообложение физических лиц, т. к. оно является одним из главных инструментов реализации политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения.
Налогообложения физических лиц ведется в соответствии с ИНН в налоговых органах. Просто так определенный вид налогов не может быть наложен на гражданина, поэтому, любые отношения в этой сфере возникают после появления и регистрации объекта налогообложения (авто, заработная плата и подобное). Если же лицо скрывает появление или поступление таких объектов – это грозит возникновением уголовной или административной ответственности.
Налоги, уплачиваемые физическими лицами, являются не только большой статьей доходов государства, но и помогают государству в регулировании существующего уровня дифференциации доходов населения.
Сохранению данного инструмента регулирования государства, а также недопущении уменьшения доли налогов, поступающих от налогоплательщиков – физических лиц, способствует налоговое администрирование. Оно представляет собой организационную и управленческую деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению поступления налогов, сборов и других налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, определенную законами и другими правовыми и нормативными актами.
Цель курсовой работы – проанализировать экономическое значение налогов с физических лиц.
Задачи курсовой работы:
- Ознакомиться с системой налогов и сборов, взимаемых с физических лиц
- Обосновать роль налогообложения физических лиц в экономике России
- Охарактеризовать зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц
- Проанализировать роль налогов с физических лиц в бюджете РФ
- Ознакомиться с порядком исчисления налога с физических лиц
- Обосновать проблемы налогообложения и направления их устранения.
Предмет курсовой работы – установление причинно-следственную связь между экономическим значением налога с физических лиц и его практической реализацией.
Информационной базой исследования послужили периодическая печать, публикации в вестниках российских ВУЗов, отчеты о деятельности Пенсионного фонда РФ, данные с официальных сайтов Министерства труда и социальной политики.
Методологическую основу исследования составляют системный, экономический и статистический анализ.
Практическая значимость исследования заключается в выделении современных тенденций сбора НДФЛ и сравнения его развития с зарубежными странами.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключения, список литературы.
Список литературы состоит из 16 источников, в т.ч. двух зарубежных. Теоретическим проблемам администрирования налоговой системы посвящены работы Алексейчева Е.Ю., Курбатова, О.В., Перов, А. В.; проблемы развития налоговой системы РФ на современном этапе посвящены работы Гашенко, И. В., Климчева, Л. Г., Петрова, Ю. А.; методологические аспекты администрирования НДФЛ исследовались Зотиковым Н.З., Минаковым Е.С., Стороженко Е.С., Тарасова В.Ф.; проблемам реформирования системы налогообложения физических лиц посвящены работы Ахунова, Д. С., Волковым В.Д., Чучайцева А.Л.
1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1 Система налогов и сборов взимаемых с физических лиц
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.
Возникновение налогообложения физических лиц следует связывать возникновением налогообложения как такового. Это обусловлено тем, что именно на физических лип изначально и легло бремя первых появившихся в мире налогов, по крайней мере, в силу того, что корпоративных образований на тот момент просто не существовало.
Существование налогов с физических лиц объясняется, тем, что государству был необходим дополнительный источник доходов государственной казны, поэтому с момента существования очевидно выполнение данными налогами фискальной функции. На сегодняшний день помимо потребности государства в фискальной функции данных налогов, существует еще одна причина их необходимости - это необходимость регулирования уровня доходов граждан.
В общем смысле налоги с населения представляют собой обязательные безвозмездные платежи в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими из любых источников. На сегодняшний день существует множество критериев, по которым можно классифицировать налоги с физических лиц, рассмотрим наиболее часто встречающееся деление
Изменение общественных отношений, развития промышленности и городов привело к появлению у граждан новых источников доходов - промысел, наем, аренда. Это положило начало введению подоходного налогообложения.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – основной вид прямых налогов, является федеральным налогом. Исчисляется в процентах от совокупного дохода налогоплательщика в налоговом периоде за минусом документально подтверждённых расходов. Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица.
Можно выделить две группы налогоплательщиков – физических лиц для целей налогообложения: лица, являющиеся либо не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Не все доходы физических лип облагаются НДФЛ в соответствии со ст. 217 НК РФ [42].
Доходы облагаемые:
- от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;
- от сдачи имущества в аренду;
- доходы от источников за пределами Российской Федерации;
- доходы в виде разного рода выигрышей;
- иные доходы.
Физические лица имеют право воспользоваться налоговым вычетом, тем самым уменьшив сумму налогооблагаемого дохода. Налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие вернуть часть налога, который был ранее уплачен в бюджет, в связи с осуществлением гражданином определенных видов расходов (например: имущественный вычет в связи с приобретением недвижимого имущества, социальные налоговые вычеты).
Основанием для получения имущественного налогового вычета у налогового органа является декларация по НДФЛ В большинстве случаев помимо декларации в налоговый орган необходимо представить подтверждающие право на вычет документы.
При этом, некоторые налоговые вычеты можно получить как у работодателя, так и через налоговую инспекцию.
Транспортный налог - является региональным, прямым налогом. Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются: автомобили; мотоциклы; мотороллеры; автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; самолеты; вертолеты; теплоходы; яхты; парусные суда; катера; снегоходы; мотосани; моторные лодки; гидроциклы; несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке соответствии с законодательством РФ [42].
Только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах предусмотрено прекращение взимания транспортного налога Налоговым кодексом Российской Федерации. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.
Плательщиками налога, начиная с 01.01.2015, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса [42].
Объектом налогообложения признается, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга или Севастополя), следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Объектом налогообложения не признается имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 статьи 406 Кодекса.
В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость.
1.2 Роль налогообложения физических лиц в экономике России
В Российской Федерации традиционно основная налоговая нагрузка приходится на организации, но, тем не менее, доля налогов с физических лиц в доходах бюджетов бюджетной системы также весьма значительна. Так, по данным ФНС России в 2019 года из общей суммы, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации налогов в 13788,3 млрд. руб. только на налог на доходы физических лиц пришлось более 2806,5 млрд руб., что составляет 20,4% всех налоговых поступлений, больше только налог на доходы полезных ископаемых (НДПИ) и то незначительно – 23,4%.
Налоги на имущество физических лиц на данный момент не являются одной из основных статей доходов местных бюджетов, не смотря на то, что при создании налоговой системы в РФ это предполагалось таковым. На сегодняшний день доля этих налогов очень невелика. К примеру, в 2018 году доля налогов на имущество физических лиц в г. Москвы, составила всего 0,27%, а в г. Томске 0,87%.
Транспортный налог, так же как и имущественные налоги не играет значительной роли при формировании доходов региональных бюджетов. Однако сумма налоговых поступлений от этого налога ежегодно увеличивается, скорее всего, это связно с ежегодным ростом количества автомобилей [27].
За последние 4 года доля поступлений от физических лиц в среднем составляла 22,2% и наблюдалось увеличение в 2018 году в сравнении с предыдущим. Предпосылкой уменьшения в доли поступлений от физических лиц 2019 году явился начавшейся в том же году экономический кризис.
Большую часть в поступлениях от физических лиц занимает налог на физических лиц. Взяв за основу 2019 год, можно увидеть, что доля НДФЛ, среди всех налогов уплачиваемых физическими лицами составляет 93,3% Этот налог является одним из наиболее стабильных и устойчивых источников дохода бюджета. На рост поступлений в бюджет налога на физических лиц оказывает два главных фактора: численность занятого населения и увеличение размера средней заработной платы.
Роль данного налога важна не только с точки зрения количества налоговых поступлений в бюджет, но имеет значение и то, что этот налог носит ярко выраженный социальный характер. Налог на доходы физических лиц имеет возможность влиять на реальный уровень доходов населения и как следствие на уровень их жизни. Данное воздействие осуществляется при помощи таких инструментов, регулирующих личный доход населения, как налоговые ставки, а также различные системы льгот. Основной целью налога на доходы физических лиц является аккумулирование финансовых средств в бюджет государства и их дальнейшее перераспределение между различными категориями граждан в пользу наиболее незащищенных слоев населения [23].