Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При помощи НДФЛ государство может корректировать существующий уровень дифференциации доходов населения. Данная корректировка осуществляется наиболее эффективно при дифференцированной системе налогообложения физических лиц, которая присутствует в большинстве зарубежных стран. В основе этой системы находится принцип взимания равного налога с равных доходов, при этом учитываются такие факторы как экономическое и социальное состояние налогоплательщика, его возраст и семейное положение, и другие. В результате получается, что более богатые слои населения несут большее налоговое бремя [41].

Что касается практики применения дифференцированной системы налогообложения в нашей стране, то данная система применялась с 1992 по 2001 года. Была установлена прогрессивная шакала подоходного налогообложения, которая варьировались от 12% до 35%. Но в 2001 году, после принятия современного налогового кодекса РФ была введена плоская шкала налогообложения и установлена ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13%. Данная ставка действует и в настоящее время [15].

Налогообложение физических лиц играет очень значимую роль в налоговой системе России.

Во-первых, оно удовлетворяет государство в его потребности в дополнительных доходах для государственной казны, то есть выполняет свою фискальную функцию.

Налоги, полученные от физических лиц играют очень важную роль в формировании региональных и местных бюджетах.

Во-вторых, налогообложение физических лиц является одним из главных инструментов реализации политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения. В частности налог на доходы физических лиц имеет возможность влиять на реальный уровень доходов населения и как следствие на уровень их жизни, а также помогает государству в регулировании существующего уровня дифференциации доходов населения. Данное воздействие осуществляется при помощи таких инструментов, регулирующих личный доход населения, как налоговые ставки, а также различные системы льгот. Основной целью налога на доходы физических лиц является аккумулирование финансовых средств в бюджет государства и их дальнейшее перераспределение между различными категориями граждан в пользу наиболее незащищенных слоев населения.

2. Практика налогообложения физических лиц


2.1 Роль налогов с физических лиц в бюджете РФ

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Рассмотрим данные налоговых органов РФ о поступлении налогов в консолидированный бюджет нашей страны (табл. 1).

Таблица 1

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2017-2018 гг., млрд р.

Вид налога

2017 год

2018 год

Темп прироста, %

НДПИ

2 904,2

3 226,8

111,1

НДФЛ

2 679,5

2 806,5

104,7

Налог на прибыль

2 372,8

2 598,8

109,5

НДС

2 181,4

2 448,3

112,2

Имущественные налоги

955,1

1 068,4

111,9

Акцизы

999,0

1 014,4

101,5

По данным таблицы 1 видно, что НДФЛ занимает второе место по суммам, перечисленным в бюджет РФ за 2017-2018 гг., уступая лишь НДПИ.

Рис 1. Динамика поступлений по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2017-2018 гг., млрд р.

В 2018 году поступления подоходного налога выросли на 127 млрд р., что составило 104,7 % прироста. Доля НДФЛ в разрезе сравниваемых налогов в 2018 году составила 21,3 %, что говорит о значимости данного налога в формировании налоговых доходов нашей страны.

Далее определим долю НДФЛ в налоговых доходах (табл.2)

Таблица 2

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за 2017–2019гг., млрд. руб.

Консолидированный
бюджет РФ

2017г.

2018г.

2019г.

Абсолютное
отклонение (±)

Относительное
отклонение (%)

2018 г.к
2017 г.

2019 г.к
2018 г.

2018 г.к
2017 г.

2019 г.к
2018 г.

Поступление НДФЛ

2702,6

2807,8

2592,1

+105,2

-215,7

+3,89

-7,68

Всего налоговыедоходы

19450,6

21153,3

20633

+1702,7

-520,3

+8,75

-2,46

Доля НДФЛ в налоговых доходах

13,89

13,27

12,56

-0,62

-0,71

-4,46

-5,35


Из таблицы 2 видно, что в 2018 г., по сравнению с 2017 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 3,89 %

Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2018 г. составила в консолидированном бюджете 13,27 %, что на 0,62 % меньше, чем в 2017 г, а в 2019 г. – 12,56 %, что на 0,71 % меньше, чем в 2018 г.

Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ увеличилось в 2018 г. по сравнению с 2017 г., а также в 2019 г. Наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации в 2018 г. Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017 году поступило 2 688,7 млрд. рублей, или на 7,6% больше, чем в 2016 году и в 2018 году на 4,4% больше, чем в 2017 году.

Анализ зачисление НДФЛ в бюджеты бюджетной системы РФ на основании Бюджетного кодекса показывает, что наибольшая часть НДФЛ направляется в бюджеты бюджетов РФ (табл.3)

Таблица 3

Зачисление НДФЛ лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.

Бюджет

Зачисленный
налог, %

Бюджетный кодекс

Бюджеты субъектов РФ

85

ст. 56 «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» Бюджетного кодекса

Бюджеты поселений

10

ст. 61 «Налоговые доходы бюджетов поселений» Бюджетного кодекса

Бюджеты муниципальных

районов

5

ст. 61.1 «Налоговые доходы муниципальных районов» Бюджетного кодекса

Данные региональные особенности, которые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных подсобных хозяйств, семьям, имеющим детей, индивидуальным предпринимателям, привлекающим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости.

Неразрывно связанными понятиями с зачислением НДФЛ является и уровень его собираемости, данные о котором представлены в табл.4

Таблица 4

Уровень собираемости НДФЛ

Показатели

2015

2016

2017

2018

2019

Всего за
2015-2019

Налогооблагаемая база. трлн. руб. *

15.4

17.4

19.2

20.6

21.4

94.0

Потребительские расходы населения, трлн. руб.

29.9

34.0

38.1

41.8

43.8

187.6

Уровень собираемости НДФЛ. %*'

51.5

51.1

50.4

49.0

48.9

50.1

Расчётное поступление НДФЛ. трлн. руб.

3.9

4.4

5.0

5.5

5.7

24.5

Фактическое поступление НДФЛ. трлн. руб.

2.0

2.3

2.5

2.7

2.8

12.3

Недопоступление НДФЛ. трлн. руб.

1.9

2.1

2.5

2.8

2.9

12.2


Предоставленные данные свидетельствуют о низком уровне собираемости НДФЛ, одной из причиной которого, по моему субъективному мнению является недостатками действующей системы реформировании данного налога в контексте реформирования всей системы налогообложения РФ.

Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Об этом свидетельствуют три фактора:

  1. социально-экономическая направленность политики России.
  2. признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран.
  3. правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения.

2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц

При определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Подоходный налог (НДФЛ) – налог, уплачиваемый с полученных доходов всеми резидентами и нерезидентами России. Рассчитывает, удерживает и перечисляет подоходный налог с зарплаты налоговый агент, т.е. лицо, выплачивающее доход.

Под налогообложение подпадают практически все доходы физика:

  1. заработная плата;
  2. премии, надбавки;
  3. вознаграждения, полученные в рамках выполнения договоров гражданско-правового характера;
  4. выигрыши;
  5. доходы, полученные в натуральной форме и т.д.

Ставки подоходного налога зависят от статуса физического лица и вида дохода:

Ставка налога

Применяется к:

13%

- доходам резидентов РФ;

- доходам беженцев и граждан ЕАЭС, полученным при исполнении трудовых обязанностей на территории РФ

15%

дивидендам, выплачиваемым нерезидентам

30%

доходам по ценным бумагам российских компаний

35%

- выигрышам в сумме более 4 тыс.руб.;

- процентам по вкладам в части превышения суммы процентов, исчисленной исходя  из увеличенной на 5% ставки рефинансирования ЦБ и т.д.


НК РФ не содержит определенных льгот по НДФЛ. Но предусматривает определенные суммы:

  • в виде доходов, которые не облагаются налогом вовсе;
  • которые не облагаются налогом в установленном размере и вычитаются из полученного дохода (вычеты). То есть полученный доход уменьшается на величину вычета и с остатка удерживается подоходный налог.

Вычеты бывают:

  1. стандартные (детские вычеты);
  2. имущественные (на приобретение/ продажу имущества);
  3. социальные (на лечение, обучение, пенсионное обеспечение);
  4. профессиональные (только для физических лиц, выполняющих работы по договорам ГПХ, а также ИП, самозанятых лиц и т.п.);
  5. инвестиционные (для физических лиц, которые открывают инвестиционные счета, а также получают доходы от продажи (погашения) ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ)

Доход в виде заработной платы начисляется один раз в месяц, в последний день месяца (п. 2 ст. 223 НК РФ). Соответственно, один раз в месяц должен исчисляться и удерживаться подоходный налог с зарплаты. Это положение подтверждено письмами Минфина РФ от 12.09.2017 № 03-04-06/58501, от 10.04.2015 № 03-04-06/20406. Исключение составляет ситуация увольнения работника, при которой расчет его заработной платы за текущий месяц делается в день увольнения (последний рабочий день).

Сроки уплаты в бюджет подоходного налога с начисленной зарплаты, в соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ, связаны с датами фактической выплаты доходов. НДФЛ с заработной платы перечисляется не позднее следующего дня за днем его выплаты.

В связи с тем, что ст. 136 ТК РФ обязывает организации выплачивать заработную плату не реже 2 раз в месяц (за первую и за вторую его половины), заработная плата фактически выплачивается дважды:

  • в текущем месяце за его первую половину (аванс);
  • в следующем за расчетным месяце за его вторую половину (окончательный расчет).

С 03.10.2016 ст. 136 ТК РФ ограничивает срок, в течение которого начисленная зарплата должна быть выплачена: дата выплаты не может устанавливаться более поздней, чем 15 календарный день, наступающий после периода, за который зарплата начислена.

Нужно ли уплачивать НДФЛ при выплате аванса? Если его платят до окончания месяца, с которым он связывается, то не нужно. Аванс – это еще не заработная плата, а выплата в счет той суммы, которая будет рассчитана только в последний день месяца. Точка зрения о том, что НДФЛ с аванса перечислять не нужно, подтверждается письмами Минфина РФ от 15.12.2017 № 03-04-06/84250, ФНС от 29.04.2016 № БС-4-11/7893, от 26.05.2014 № БС-4-11/10126@.