Файл: Реферат По дисциплине Правовое обеспечение нефтегазового бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский горный университет

Кафедра экономики, организации и управления

Реферат

По дисциплине Правовое обеспечение нефтегазового бизнеса

(наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану)

Тема работы: Особенности организации деятельности предприятий нефтегазовой сферы

Выполнила: студент гр.

(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О)

Проверил: доцент

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2021


Содержание




Введение 3

1.Классификация добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса и особенности их правоотношений 4

2.Источники правового регулирования 8

3.Правовое положения добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса 10

Заключение 13

Список использованной литературы 14


Введение


Надлежащее правовое обеспечение деятельности добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса имеет прямую взаимосвязь с развитием энергетической отрасли - ключевой отрасли экономики Российской Федерации. Налоги, поступающие от добывающих компаний нефтегазового комплекса, составляют значительную часть бюджета Российской Федерации.

Пробелы и противоречия в правовом регулировании деятельности добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса могут оказывать негативное влияние на развитие как энергетической отрасли, так и экономики в целом.

В этой связи исследование правового положения добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса как участников частноправовых и публично-правовых отношений, выявление пробелов и противоречий в правовом регулировании на национальном и международном уровнях, определение наиболее сбалансированной модели правового регулирования деятельности данных субъектов энергетического права отвечает современным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации.


Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в нефтегазовом комплексе с участием добывающих энергетических компаний.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие правовое положение добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса, судебная практика, теоретические разработки в данной сфере.
  1. Классификация добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса и особенности их правоотношений


Для выявления особенностей правового положения требуется проведение классификации по конкретным критериям, которые могут показать особенности правового статуса, правоотношений, в которые могут вступать добывающие компании.

Обоснованная классификация субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики уже проводилась по следующим критериям:

1) в зависимости от отношения между поставщиком и покупателем;

2) в зависимости от вида деятельности в энергетике;

3) в зависимости от участия или неучастия государства в уставном капитале субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики;

4) в зависимости от стратегического значения субъекта частноправовых отношений;

5) в зависимости от состояния товарного рынка;

6) в зависимости от территории деятельности (реализация продукции на внутреннем рынке либо участие во внешнеэкономической деятельности).

Используя вышеуказанную классификацию, а также дополняя ее, выделим следующие разновидности добывающих компаний нефтегазового комплекса. В зависимости от вида деятельности компания может иметь добычу в качестве единственного или основного вида деятельности, либо иметь наряду с добычей иные виды деятельности в сфере нефтегазового комплекса, либо быть вертикально-интегрированной (вертикально-интегрированные компании – ВИНК). Соответственно, чем больше видов операций осуществляет компания, тем больше к ней предъявляется правовых требований, сложнее правовое регулирование. Одним из ярких примеров вертикальной интеграции является ПАО «Газпром», которое, с учетом дочерних и аффилированных обществ (например – ПАО «Газпром нефть»), осуществляет деятельность по геологоразведке, хранению, добыче, транспортировке, сбыту энергетических ресурсов. ПАО «Газпром», являясь лидером мировой газодобычи, также выступает как организация – собственник единой системы газоснабжения.

Вертикально-интегрированные компании могут за счет своих собственных технических и финансовых средств осуществлять сложные операции по добыче углеводородного сырья, владеют мощной производственной базой и отличаются значительными объемами добычи нефти и газа.



В зависимости от участия или неучастия государства в уставном капитале компании можно выделить компании с государственным участием и частные компании. При этом степень государственного участия, как отмечалось выше на примере ПАО «Газпром» может быть установлена на таком уровне, что государство сохраняет контроль над действиями добывающей компании. Как известно, нефтегазодобывающая отрасль современной России изначально формировалась на базе советской промышленности, во время функционирования которой роль частной собственности в экономике сводилась к минимуму. Одним из первых и важнейших документов стал Указ Президента Российской Федерации от 17.11.1992 No 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». Данный акт устанавливал особенности приватизации, то есть преобразования предприятий нефтегазового комплекса в акционерные общества.

По критерию наличия у участников юридических лиц прав на участие и управление можно подразделить компании на корпоративные и унитарные; а также в зависимости от конкретной организационной правовой формы: хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы и т.д. Как правило, в нефтегазовом комплексе добывающие компании выбирают организационно-правовую форму: акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. С целью привлечения капитала, обращения акций на бирже, а также в силу требований законодательства большое значение имеют публичные акционерные общества.

Добывающие энергетические компании могут быть классифицированы в зависимости от того, на каком участке недр осуществляется добыча нефти, газа:

- компании, осуществляющие добычу нефти, газа на участках недр федерального значения;

- компании, осуществляющие добычу нефти, газа на континентальном шельфе Российской Федерации;

- компании, осуществляющие добычу нефти, газа в Арктической зоне;

- компании, осуществляющие добычу нефти, газа за рубежом.

Так, например, действующим законодательством предусмотрены особые требования для компаний, осуществляющих добычу углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации. Так в ч.3 ст.9 Закона РФ «О недрах» перечислены квалифицирующие признаки, позволяющие компании принять участие в работах на шельфе: пятилетний опыт работ на российском континентальном шельфе, наличие доли (вклада) государства в уставном капитале более чем 50% либо право государства распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.


Целесообразно также отметить, что добывающие компании нефтегазового комплекса могут подпадать под различные механизмы налогового регулирования. В настоящее время распространено применение налога на добычу полезных ископаемых, особенности уплаты которого (с учетом многочисленных льгот и изъятий в отношении различных видов углеводородного сырья и методов их добычи) установлены в Налоговом Кодексе Российской Федерации. В свою очередь, предприятия, работающие на основании соглашений о разделе продукции, подпадают под особый режим налогообложения и выплачивают роялти в денежном либо натуральном виде (продукции). Наконец, некоторые добывающие компании имеют потенциальную возможность перейти на систему налогообложения по налогу на дополнительный доход (НДД), в случае соответствия критериям перехода на налог на дополнительный доход, их собственного волеизъявления. Соответствующий законодательный акт был принят и налог на дополнительный доход был введен в России.

Проведя классификацию добывающих компаний нефтегазового комплекса по различным основаниям, уместно будет охарактеризовать правовую природу отношений с их участием.

Субъекты энергетического права вступают как в частноправовые отношения, так и в публично-правовые отношения.

Добывающие компании, заключая разнообразные договоры (на строительство скважин, на поставку энергетического оборудования, на поставку нефти, газа, договоры на оказание услуг по транспортировке нефти, газа по магистральным трубопроводам и многие другие), являются участниками частноправовых отношений.

Когда государственные органы издают нормативные правовые акты, обязательные для добывающих компаний, издают ненормативные правовые акты, проводят проверки – то есть взаимодействуют с добывающими компаниями на основе отношений власти-подчинения, речь идет о публичных правоотношениях.

Государство устанавливает различные требования к добывающим компаниям нефтегазового комплекса. Указанные требования охватывают весь цикл деятельности добывающих компаний нефтегазового комплекса и включают в том числе требования, которым необходимо соответствовать для получения участка недр в пользование, требования промышленной безопасности, требования налогового регулирования.

По результатам правового анализа действующего правового регулирования деятельности добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса можно выделить следующие основные требования, предъявляемые к данным субъектам энергетического права и характеризующие особенности правового положения указанных субъектов: требования к составу участников; требования к порядку создания; требования к
порядку осуществления корпоративного управления; требования к договорному регулированию; требования к порядку получения лицензии на право пользования недрами; требования по соблюдению правил пользования недрами в соответствии с лицензией; требования промышленной безопасности; требования антитеррористической защищенности объектов для добычи нефти и газа как объектов топливно-энергетического комплекса; требования налогового регулирования; требования по учету добываемых нефти, газа; требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Невыполнение данных требований может грозить добывающей компании негативными последствиями, в том числе такими, как, например, досрочное прекращение права пользования недрами для добычи нефти, газа.
  1. Источники правового регулирования


В регулировании деятельности добывающих компаний нефтегазового комплекса задействованы различные источники энергетического права.

К источникам энергетического права относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, акты некоммерческого партнерства Совет рынка, акты саморегулируемых организаций, содержащие нормы права, локальные нормативные акты юридических лиц, содержащие нормы права, международные договоры Российской Федерации, обычаи, судебные акты высших судебных инстанций, доктрина.

Рассмотрение источников следует начать с Конституции Российской Федерации. Указанный акт высшей юридической силы имеет влияние практически на все отрасли права. Как отмечается, «любая конституция выходит за рамки государственной организации. Ее регулирующая роль касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную, но и негосударственные сферы».

Среди важнейших статей, относящихся к правовому положению добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса – ст. 9 Конституции Российской Федерации, в которой установлено, что природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В части второй этой же статьи установлены различные формы собственности на природные ресурсы, в том числе частная, государственная, муниципальная.