Файл: Предприятие в рыночной экономике проблемы, перспективы развития..docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 554
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности.
1.3.Производственная структура предприятия.
2.1 Общая характеристика компании ПАО «Лукойл».
2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности компании.
2.3 Анализ рентабельности компании ПАО «Лукойл».
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика предприятия»
Тема: «Предприятие в рыночной экономике: проблемы, перспективы развития.»
Выполнила: Студентка гр. 2-СДП-1
Направление: 38.03.02
Бушуева Юлия Вячеславовна
Проверил(а):
Касумова Набат Меджнуновна
Оценка:_____________
Подпись:____________
Санкт-Петербург
2022
Реферат
Данная курсовая работа содержит 44 страницы, 2 рисунка, 4 таблицы, 5 формул, 3 приложения. Список использованных источников содержит 13 наименований.
Ключевые слова: РЫНОК, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, РАЗВИТИЕ, ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, РЕНТБЕЛЬНОСТЬ.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предприятия в рыночной экономике, а также проблемы и перспективы развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теорию, связанную с предприятием в рыночной экономике;
2) дать характеристику предприятию в рыночной экономике;
3) проанализировать формирование предприятия в рыночной экономике;
4) определить возможные варианты развития предприятия в рыночной экономике;
5) провести анализ бухгалтерской и финансовой отчетностей предприятия.
Объектом практической части исследования в ходе данной курсовой работы является ПАО «Лукойл». Предметом этой части исследования является рассмотрение финансово – хозяйственной деятельности данного предприятия.
Содержание
Введение 4
Глава I. Теоретическая часть. 6
1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности. 6
1.2 Классификация предприятия 13
1.3.Производственная структура предприятия. 19
Глава II. Практическая часть. 26
2.1 Общая характеристика компании ПАО «Лукойл». 26
2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности компании. 28
2.3 Анализ рентабельности компании ПАО «Лукойл». 33
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложение А 40
Приложение Б 41
Приложение В 42
Введение
Данная работа является актуальной так как, рыночная экономика диктует товаропроизводителю специфические условия, при которых производственные отношения строятся на принципах закона стоимости, спроса и предложения, конкуренции, на всестороннем учете интересов, прежде всего, покупателя, который через куплю-продажу диктует свои условия к качеству и количеству товара. Более того, при рыночных отношениях расширенное воспроизводство предприятия и любая предпринимательская деятельность должна осуществляться, главным образом, за счет самофинансирования, собственных накоплений, прибыли.
Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.
В современной экономике производство организуется в форме предприятия. Поэтому предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень используемой на предприятии техники и технологии, организация производства, финансовое состояние предприятия непосредственно определяет степень развития экономики в целом.
Предприятие - это структура или самостоятельный хозяйственный субъект, который использует ресурсы для производства продукции, товаров или услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие.
Под самостоятельным промышленным предприятием понимается производственная единица обладающая производством, техническим единством, организационно администрацией.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предприятия в рыночной экономике, а также проблемы и перспективы развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теорию, связанную с предприятием в рыночной экономике;
2) дать характеристику предприятию в рыночной экономике;
3) проанализировать проблемы предприятия в рыночной экономике;
4) определить возможные варианты перспективы развития предприятия в рыночной экономике;
5) провести анализ бухгалтерской и финансовой отчетностей предприятия.
Объектом практической части исследования в ходе данной курсовой работы является ПАО «Лукойл». Предметом этой части исследования является рассмотрение финансово – хозяйственной деятельности данного предприятия.
Глава I. Теоретическая часть.
1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности.
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Как основные хозяйствующие субъекты предприятия играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. От эффективности их деятельности во многом зависит социальная и политическая стабильность в обществе.
Предприятие-это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнение работ и оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие как юридическое лицо — это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны.
Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:
1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);
2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);
3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента, адекватных спросу на рынке);
4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);
5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.)
6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);
7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);
8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).
Основные черты предприятия:
-
организационное единство: предприятие - это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности; -
определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли; -
обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях; -
имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам; -
предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления; -
выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования); -
оперативно - хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.
Выделяют следующие принципы управления предприятием:
-
экономичность; -
финансовая устойчивость; -
прибыль.
Принцип экономичности требует, во - первых, достигался определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации; и, во -вторых, при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации, другими словами, принцип экономичности выдвигает требование - не тратить даром производственные ресурсы, т.е. работать «экономично».
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло бы в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
В современных, рыночных, условиях ключевая фигура рыночных отношений-предприниматель. Субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и их объединение. Основная цель предпринимательства-получение прибыли, но не любой ценой.