Файл: Тимоти Голви при участии Эдда Ханзелика и Джона Хортона Стресс как внутренняя игра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я также узнала, что для защиты мне нужен щит. Раньше я очень боялась желания заботиться о себе, считала его эгоистичным. Помнится, однажды я расплакалась, решив, что я эгоистка. Да что там говорить, в тот раз я вообще засомневалась в ценности своего существования. Я рассуждала так: как можно считать себя любящим человеком, не испытывая достаточной любви к окружающим и заботясь в первую очередь о себе? Обдумав каждый этап своей жизни, я обнаружила, что никогда не пыталась переосмыслить свою систему убеждений. В моей голове звучали голоса: это были мнения окружающих меня людей, которые указывали мне, что я должна или не должна делать. Вы называете эти голоса создателем стресса. После этого я начала пересматривать все свои убеждения и в итоге нашла свое место в собственной жизни. И научилась доверять себе.
Упражнение на изменение отношения очень мне помогло. Я сделала табличку, размножила ее и развесила по всему дому как напоминание о том, какие инструменты нужно использовать в разных ситуациях. В центре был напечатан вопрос «Каково твое отношение к ситуации?», а вокруг варианты ответов, такие как осознанность, выбор и доверие. Близкие думали, что я сошла с ума, но мне в самом деле нужно было это сделать. Я даже раздавала эти таблички другим участникам семинара по стрессу. Помню, я говорила: «Ребята, эти инструменты действительно работают. Я использую их, и они мне помогают». Я поняла, что должна выполнять упражнения, делать домашнюю работу и как можно больше практиковаться в использовании этих инструментов. Я просто не могла вернуться к прежнему состоянию. У меня не было выбора, я должна была идти только вперед.
В момент рассказа в голосе Эйлин звучали слезы.
– Я отлично понимаю, как эти инструменты помогли вам справиться с психологическими проблемами, – сказал я. – Но расскажите, как это ослабило проявление негативных симптомов?
– Кажется, меня всегда мучили страшные боли в плечах и желудке, – ответила Эйлин. – Когда я впервые обратилась к врачу, то не могла распрямиться. У меня выпадали волосы! Мне постоянно говорили, что я выгляжу больной. Я залезала в машину и плакала там из-за плохого самочувствия.
Я была так больна, что ничего не могла есть. Желудок не принимал никакой пищи, внутри все словно горело огнем. Вот тогда я стала понимать, что стресс действительно влияет на мое здоровье. Мне казалось, что тревога носится и топчет мои внутренности. Теперь я даже хожу прямее. Я чувствую, что все во мне как будто стало легче. У меня больше не болят ни плечи, ни желудок. А люди часто говорят мне, что я отлично выгляжу. Я и правда очень хорошо себя чувствую. Оказывается, самой большой моей проблемой был собственный разум. Раньше я этого совершенно не понимала, а теперь знаю: мой разум и тело здоровы.
Сидя напротив Эйлин, я видел, что она говорит правду: женщина научилась играть во Внутреннюю игру. И я продолжил расспросы:
– Думаю, некоторые наши читатели, услышав вашу историю, решат, что все как-то уж слишком легко и просто. Что бы вы сказали им на это?
Эйлин рассмеялась.
– О, это было совсем нелегко, – заверила она меня. – Как у любого человека, у меня случались неудачи. Самая большая трудность возникла в связи с недавним семейным кризисом. Сначала я просто не могла с этим справиться. Я испытывала сильное напряжение и перегрузку, поэтому была не в силах использовать нужные инструменты. И очень скоро вернулись все симптомы стресса: боли в плече и желудке, тревога, расстройство пищеварения и депрессия. Я очень не хотела возвращаться в это состояние, но не знала, как это остановить.


Тогда я позвонила докторам Ханзелику и Хортону, и они дополнительно проконсультировали меня по поводу использования инструментов. А еще я вновь начала посещать психолога и вернулась на семинар по стрессу, который принес мне очень большую пользу. Там я выполнила упражнение на изменение отношения, и все участники помогали мне. После этого мой настрой изменился. Новое отношение было таким: мне под силу справиться с негативной ситуацией; я и мои родные могут научиться на этом опыте чему-то новому и полезному. Позитивный настрой вызывал у меня приятные чувства, и я осталась в нем надолго. Баланс восстановился. Однажды узнав, что такое жить без стресса, вы ни за что не захотите возвращаться к прежней жизни.
Это заявление, признаться, произвело на меня большое впечатление. Однажды узнав, что такое жить без стресса, вы ни за что не захотите возвращаться к прежней жизни. Просто в точку! Это и есть выбор между тем, чтобы склоняться под ударами судьбы, плыть по течению, и тем, чтобы контролировать обстоятельства и даже получать удовольствие в самый разгар жизненных бурь.
Целенаправленные усилия Эйлин служат примером эффективности инструментов Внутренней игры; у меня нет никаких сомнений в том, что с их помощью она существенно улучшила свою способность преодолевать серьезные проблемы, с которыми часто сталкивалась на жизненном пути. Эйлин явно стала СЕО своей жизни и выкупила акции у всех, кому прежде старалась угодить, забывая при этом о себе. Она переосмыслила, что для нее значит помощь другим людям.
Обучение и удовольствие заняли во всех ее действиях должное место наряду с результативностью. Благодаря трем контрольным вопросам, изменению отношения и коду ACT она стала учиться жить, пользуясь своими внутренними ресурсами. Понимание, как человек может уменьшить стресс, оказало огромное влияние на физическое, психологическое и социальное благополучие Эйлин, открыв ей возможность получить удовольствие от жизни. И, знаете, ее энтузиазм был весьма заразителен: мне было очень радостно видеть человека, который смог в полной мере воспользоваться преимуществами Внутренней игры.
Каждый человек применяет эти инструменты самостоятельно. И не существует универсальной для всех формулы снижения стресса. Однако если вы научитесь получать доступ к внутренним ресурсам и будете упорно трудиться над повышением своей жизнестойкости, то непременно научитесь преодолевать трудности и удары судьбы. И может быть, обнаружите, что, даже когда дело доходит до стресса, у вас есть выбор.
– Весь мой мир изменился, – с большим энтузиазмом и искренностью призналась Эйлин. – Я поняла, что моя цель – не столько в том, чтобы помогать всем вокруг, сколько в том, чтобы оставаться здоровой и благодаря этому иметь возможность помогать людям более осознанно и результативно. Это часть моего персонального щита. Теперь я знаю, что мне под силу, а что не входит в сферу моего контроля, а также что я могу получить от жизни. Моя открытость и готовность получать все, на что я могу рассчитывать, сыграла огромную роль в позитивных переменах в моей жизни. Это было для меня ново. А еще я научилась говорить «нет» и смогла уйти от тех, кто не помогал мне в жизни. Это был очень важный шаг. До этого я жила, руководствуясь инстинктами, эмоциональными реакциями, а теперь могу жить так, как мне велит мое сердце. И это несравненно лучше.
Как уже говорилось, Я 1 часто использует одну сторону треугольника PLE, результативность, жертвуя обучением и удовольствием. В результате баланс здоровья и благополучия становится крайне неустойчивым. Во время одного из семинаров по стрессу исполнительный директор крупной компании сообщил, что после того как он позволил амбициям Я 1 поглотить его полностью, его прежде весьма успешная карьера в сфере недвижимости стала подавлять его и перестала приносить прибыль. Этот участник описал, как негативно повлиял на него один проект.
Он тогда не только потерял много денег, но еще и погрузился в сильнейшую депрессию. И вот теперь, восстановив душевное равновесие, он обобщил свой опыт следующим предупреждением

для остальных участников семинара: «Никогда не подменяйте удовольствие, сторону Е треугольника PLE, элементом Е – эгоизмом».
Упражнение. Применение инструментов Внутренней игры
Подумайте, какое жизненное обстоятельство вызывает у вас наибольшее беспокойство и тревогу.
Затем выберите два-три инструмента из описанных в книге, которые, по-вашему, следовало бы применить в этой ситуации.
Прежде чем начать, обдумайте два вопроса:
1. Насколько (по шкале от 1 до 10) я уверен в том, что применение этих инструментов мне поможет?
2. Насколько (по шкале от 1 до 10) я готов применять эти инструменты в жизни?
Глава 19. Вопрос жизни и смерти
После разработки методики Внутренней игры в теннисе я быстро понял, что ее применение выходит за рамки ударов по мячу. Этот подход явно работал во всех сферах. Со временем врачи
Джон и Эдд укрепили меня в этом мнении. Они каждый день имеют дело с вопросами жизни и смерти. В такие моменты люди всерьез задумываются над качеством своей жизни. В игре жизни инструменты Внутренней игры помогают избежать сожалений и раскаяния даже в тяжелейшие минуты – в этом их предназначение.
РОБЕРТ ЗНАЕТ ЛУЧШЕ
Данные о пациенте предоставлены доктором Джоном Хортоном
Много лет назад один коллега спросил меня, не возьмусь ли я за медицинскую помощь на дому
Роберта Янга. Большинство людей постарше помнят Янга по сериалу «Отец знает лучше», а позже он играл семейного врача в сериале «Доктор Маркус Уэлби». Играя вымышленных персонажей,
Роберт Янг стал истинным образцом идеального отца и врача. Несмотря на многолетний опыт содиректора медицинского хосписа, я почувствовал, что мне немного страшно. Мне часто приходилось слышать, как люди сравнивают реальных врачей с сыгранным Янгом Маркусом
Уэлби – и отнюдь не пользу первых.
Надо сказать, сам Роберт Янг всегда опровергал любые заявления о своем величии. За долгие годы он много раз повторял, что никогда не был идеальным отцом, какого изображал в сериале, и что в жизни ему очень часто недостает мудрости доктора Уэлби. В прошлом у Роберта были серьезные проблемы с алкоголем, депрессия, и в своих многочисленных интервью он не раз выражал беспокойство по поводу того, что люди не способны отделить личность телевизионного героя от реального, далеко не идеального человека.
Когда я впервые встретился с Робертом, он был довольно стар. Он уже не пил и не страдал от депрессии. Актер жил в прекрасном доме в окружении штата чрезвычайно преданных и опытных сиделок. Это был добрый, обаятельный и приветливый пожилой мужчина.
Я оставался личным доктором Роберта в течение трех лет и довольно скоро подружился с его персоналом. Со временем мы решили позволить нашему подопечному быть таким, каким ему хотелось, то есть не заставлять его вовремя вставать и заниматься физкультурой. Словом, ему разрешалось делать все, что он хотел, и не делать ничего, чего он не хотел. Роберту нравилось подолгу валяться в постели; он много спал, мирно, словно ребенок. А встав, с удовольствием ел, смотрел телевизор и встречался с друзьями. В последние месяцы жизни Роберт уже не хотел вылезать из постели, и мы просто заботились о нем, пока он в ней оставался. Однажды, в день, когда я нанес ему визит, Роберт проснулся особенно бодрым и веселым. Я спросил его, как он

себя чувствует. Посмотрев на меня с милейшим выражением полного удовлетворения на лице, он ответил: «Идеально». Когда пришло время, он умер без стонов и малейших признаков боли. Мы присутствовали при этом, и все было так тихо и красиво, что, сами того не ожидая, мы зааплодировали. Кто-то воскликнул: «Отличный уход со сцены, Роберт!»
Нашей целью в работе с Робертом Янгом было сделать его последние годы свободными от стресса. Никто не просил его делать то, что противоречило бы его желанию отдохнуть и расслабиться. Известно, что, когда даже самому измученному стрессами мозгу позволяют расслабиться, многие страдания прошлого стираются и начинается активный рост новых нервных клеток и образование новых нейронных связей.
Сегодня существует прекрасное движение по созданию так называемых социальных хосписов, где умирающим дома или в лечебном учреждении создают условия, в которых они могут отпустить незавершенные дела и избавиться от страданий; благодаря этому они получают возможность уйти из жизни в состоянии мира и любви. Я сам не раз видел такой исход при условии, что людям давали достаточно времени для достижения идеального баланса.
Если в этот невероятно сложный период человеком управляют страх, разочарование и боль, то есть производные от примитивных реакций «бей» (гнев, горечь, жалобы), «беги»
(злоупотребление наркотиками, негативный настрой, диссоциации) или «замри» (тревога, отчаяние, депрессия), уход в иной мир существенно осложняется. К счастью, мы все имеем право выбирать, как хотим развиваться даже в последние месяцы, недели, дни и часы своей жизни.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

Внутренняя игра старения
На начальных этапах я применял Внутреннюю игру в основном в работе с молодыми людьми в сфере спорта и был очень далек от мыслей о проблемах старения. Позже, начав тренировать сотрудников корпораций, я заметил, что людям старшего возраста свойственно негативное отношение к старению, что только усугубляет стресс. Этот настрой можно описать такими словами: «Время моего расцвета миновало». Помню, один чрезвычайно успешный и способный менеджер сказал: «На прошлой неделе мне исполнилось пятьдесят лет. Отныне жизнь покатится под уклон». Но, объективно говоря, он ничем не отличался от себя самого неделю назад. Судя по моему профессиональному опыту, в свои пятьдесят он играл лучше, чем раньше. Но все это не имело никакого значения, поскольку его выводила из себя сама цифра. Изменилось его отношение к себе.
Следует признать, социальное давление, сопровождающее старение, несомненно, реально. Но этот стрессор существует отдельно от нас. Как и во всем остальном, когда дело доходит до старения, нам вовсе не обязательно идти на поводу у создателя стресса. Мы можем его переиграть.
Отношение многих людей к старению напоминает мне о давлении результативности, препятствующем хорошей игре в теннис. Игроки нередко слишком много думают о движениях, слишком сильно стараются контролировать игру, чрезмерно беспокоятся о результатах действий и о том, как они выглядят в собственных глазах. Все эти помехи, порождаемые сомнениями, мешают им хорошо играть.
Инструменты для комфортного старения
Можно прожить зрелые годы без негативного настроя, словно чистое Я 2, которому совсем не мешает Я 1. В данном случае особенно полезно применять «Треугольник PLE». Возможно, в старшем возрасте вы действительно не сможете делать что-то так же эффективно, как прежде, но вы можете поставить перед собой новые цели в отношении результативности. А если будете одинаково внимательно относиться к остальным двум сторонам треугольника, удовольствию и
обучению, перед вами откроются новые горизонты. Человек может получать удовольствие от жизни до самого конца, как, впрочем, и учиться чему-то новому. Вы можете раз и навсегда запретить стрессу лишать вас возможности наслаждаться великим даром жизни.
Очень полезен здесь инструмент «Примерка нового отношения». «Примерьте» его к старению.
Например:
«Теперь у меня больше мудрости, чем в молодости, и я могу поделиться ею с другими».
«У меня теперь больше времени на размышления и открытие своих внутренних ресурсов».
«Это мой второй шанс узнать то, что я впервые понял в детстве: жизнь хороша и приятна сама по себе, без особых причин. Быть там, где я есть, прекрасно, и я могу без особых усилий перейти от одного удовольствия к следующему.
Я могу отпустить свои страдания, успокоить свою боль и найти мир, который мне нужен, чтобы красиво жить и изящно уйти из жизни».
Однажды старик девяноста лет сказал мне: «Мне уже безразлично, что обо мне думают люди.
Теперь я могу говорить все, что хочу». Такое откровение часто приходит к очень старым людям.
Они отпускают все свои страхи и оценочные суждения и становятся самими собой.
ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ
Данные о пациенте предоставлены доктором Джоном Хортоном
В сорок пять у Кэти диагностировали рассеянный склероз. Почти каждую ночь она просыпалась от панических атак. После постановки такого серьезного диагноза женщина была чрезвычайно напугана даже несмотря на то, что главный специалист Калифорнийского университета в Лос-
Анджелесе сообщил ей, что болезнь протекает в мягкой форме и, скорее всего, не скажется на продолжительности ее жизни.
Просыпаясь ночью, Кэти тут же попадала в лапы страха, и боялась она не инвалидности, а смерти.
Вместо того чтобы продолжать убеждать пациентку в отсутствии причин для подобных страхов, я обсудил с ней методику Внутренней игры; я попросил Кэти примерить новое отношение к смерти и посмотреть, не найдется ли чего-то такого, что могло бы послужить ей персональным щитом от ночного страха.
Получив ее согласие, я начал предлагать возможные варианты.
– Как насчет того, что после смерти вы попадете на небеса?
– Я в это не верю, – ответила женщина.
– Ладно, а что если после смерти человек просто разлагается на атомы и прекращает существовать.
– Но это как раз то, чего я боюсь! – воскликнула пациентка. – Это явно не годится.
Наконец я предложил ей такой вариант:
– Вы живете на земле уже более сорока лет. Какая-то добрая сила заботилась о вас все это время, и, возможно, когда вы уйдете, она продолжит о вас заботиться.
Кэти улыбнулась.
– А вот это мне нравится, – призналась она.