Файл: Тимоти Голви при участии Эдда Ханзелика и Джона Хортона Стресс как внутренняя игра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
игре люди совершали настоящий прорыв, поэтому ответил: «Если Внутренняя игра сыграна как следует, фактически одновременно происходят три вещи. Повышается результативность, естественным образом происходит обучение и во всем этом присутствует удовольствие».
При ответе у меня сложилось впечатление, что мое Я 2 впервые ответило на этот вопрос.
Продолжая размышлять над этим, я все четче понимал, что это очень хорошее определение работы, игры, да и любой человеческой деятельности. Я и сам находился под влиянием характерного для нашего общества культурного представления о том, что результативность – единственное, что имеет значение. Работа для меня равнялась результативности, так как успех оценивался по результатам. Однако, пока вы работаете, вы также либо учитесь чему-то, либо нет.
В процессе работы вы непременно испытываете и переживаете разные чувства – от досады до огромной радости достижений. Наблюдая за детьми, я понял, что все три компонента – результативность, обучение и удовольствие – одинаково важны для развития ребенка и, как правило, имеют место одновременно.
Не секрет, что представление о работе, характерное для большинства людей, не включает в себя ни обучения, ни удовольствия. Следовательно, использование такого инструмента, как треугольник PLE, – отличный способ найти баланс в любой деятельности, который более свойствен человеку, чем опора на одну сторону треугольника, когда «все яйца кладутся в одну корзину». Результативность проявляется во всем: мост строится, продукт продается, еда подается на стол. Никто не спорит с тем, что цели в области результативности важны и их нужно достигать.
Тем не менее найдутся весьма веские основания для того, чтобы не менее упорно работать над достижением целей в части обучения и удовольствия, которые мы переживаем внутри. Их ценность не менее важна, чем результаты.
Многие люди не считают удовольствие обязательным условием результативности. Особенно это свойственно американцам, на которых повлияла протестантская трудовая этика. Философ Новой
Англии Джордж считал, что пуританин[7][Пуританство – одно из направлений протестантизма, проповедующих аскетическую строгость нравов и быта. Прим. ред.] – это «человек, которого постоянно терзает страх, что где-то кто-то каким-то образом, не дай Бог, получает от жизни удовольствие».
Итак, треугольник PLE состоит из трех одинаково важных элементов:
1. Результативность (Performance) – фактическое выполнение задачи.
2. Обучение (Learning) – овладение новыми знаниями и навыками при осуществлении того или иного вида деятельности.
3. Удовольствие (Enjoyment) – качество переживаемого во время этой деятельности опыта.
Расскажу вам поучительную историю, которой поделилась женщина, посещавшая наш семинар.
Однажды ей позвонили на работу и сказали, что ее сына на день отстранили от школьных занятий, поэтому ей нужно немедленно приехать и забрать его. По дороге в школу она беспокоилась и испытывала некоторую злость, но потом вспомнила о треугольнике PLE, о котором мы говорили на семинаре, и поймала себя на том, что обдумывает, как использовать его для того, чтобы полностью избавиться от стресса.


В данном случае цель в области результативности была понятной и простой. Ее сына уже неоднократно отстраняли от занятий на один день, и она ничего не могла поделать, чтобы изменить это. Однако у нее была цель, связанная с обучением. Женщина поняла, что плохо понимает, каково ее сыну в школе. Она была слишком занята, чтобы спросить его и выслушать.
Кроме того, она не знала, что случилось именно сегодня, из-за чего его отстранили на этот раз. Ей предстояло многое узнать, многому научиться, и ей было очень интересно.
Обдумывая, какое удовольствие она могла бы получить, мать вдруг с огромной радостью осознала, что у них с сыном появилась редкая возможность провести вместе целый день.
Возможно, их ждали интересные приключения.
Вы, конечно, можете себе представить удивление ее сына, когда мать с улыбкой объявила, что сейчас они пойдут обедать в его любимый ресторан. Там они отлично поговорили, и в тот день женщина многое узнала о сыне. Она узнала достаточно, чтобы впоследствии предметно побеседовать с учителем и обсудить эпизод, который привел к отстранению мальчика от занятий.
Упражнение. Треугольник PLE
Преимущественно стресс начинается с дисбаланса, когда эффективность достигается за счет обучения и удовольствия. Психологи называют это подстройкой под социум. Итак, я хочу, чтобы при выполнении этого упражнения вы выбрали, в какой области испытываете стресс, связанный с эффективностью деятельности. Это может быть что угодно: семейная ссора, рабочий проект и даже намерение похудеть.
• Какова ваша цель в сфере результативности? Объективно оцените то, чего хотите достичь.
• Каковы ваши возможности с точки зрения обучения? Знаете ли вы, чему именно хотите научиться на этом опыте, который в итоге может оказаться ценным для вас?
• Какие у вас есть возможности получить удовольствие? Какой положительный опыт в вашей деятельности вы хотели бы приобрести вместе с результативностью и обучением?
Сначала, просто по привычке, результативность, скорее всего, будет перетягивать чашу весов. Но если вы решительно настроены уделить должное внимание всем трем элементам, то очень скоро найдете баланс, при котором каждая сторона треугольника поддерживается и даже дополняется

двумя другими. В конце концов, получать результат и при этом учиться – чрезвычайно приятно и весело. И со временем обучение просто не может не привести к повышению результативности.
Словом, вы берете на себя большую ответственность и становитесь сознательным, а не просто действующим человеком.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

Глава 18. История Эйлин
Когда у вас есть хорошие инструменты, вы можете достать любой из них в тот момент, когда он вам понадобится. По моим наблюдениям, обычно люди первым используют инструмент STOP, так как он дает пространство для маневра и время для рассмотрения и применения других инструментов. Позже выбор превращается в своего рода творческое упражнение – определение того, какой инструмент наиболее эффективен в создании персонального щита или обеспечении надежной внутренней устойчивости.
Недавно я присутствовал при беседе Джона и Эдда с пациенткой. После расспросов она рассказала, как благодаря инструментам Внутренней игры улучшила свое здоровье. На наших семинарах Эйлин – так ее звали – произвела на всех большое впечатление: эта женщина росла и воспитывалась в очень суровых условиях, а ее семейная жизнь во взрослом возрасте стала продолжением тяжелых жизненных испытаний. Большой стресс вылился в серьезные проблемы со здоровьем. И все же стремление женщины к хорошему самочувствию и нормальной жизни – проживанию в своем Я 2 – служило вдохновением для всех членов ее группы.
Эйлин, привлекательная пятидесятипятилетняя женщина, впервые обратилась за помощью к Эдду пять лет назад; она попала к врачу не по записи, а на скорой помощи из-за острой боли. Эйлин вспоминает, что не могла разогнуться, невольно плакала и не могла сдержать громких стонов. У нее была сложная история болезни, в том числе несколько операций, желудочный рефлюкс и хроническое расстройство кишечника. Эта хрупкая женщина уже принимала шестнадцать разных лекарств, и все врачи, которых она раньше посещала, сказали, что больше ничем не могут ей помочь. После тщательного осмотра и многочисленных анализов Эдд пришел к заключению, что у Эйлин синдром раздраженной толстой кишки, усугубленный стрессом. Познакомившись с пациенткой поближе, он узнал, что от истории ее жизни волосы могут встать дыбом.
Неудивительно, что ее стресс был так велик.
Сегодня Эйлин уже не обезумевший от боли человек, который появился однажды на пороге кабинета Эдда. Ее больше не мучают боли в животе и проблемы с кишечником. Она активна и позитивно настроена. Теперь это совсем другой человек. Как Эйлин удалось справиться со своими огромными проблемами? Основным фактором ее нынешнего благополучия стало осознание роли стресса в формировании болезней, а также решимость использовать инструменты Внутренней игры для выздоровления.

Беседуя с Эйлин, я увидел в ее истории весьма вдохновляющий пример, – реальный пример того, как человек активно включился во Внутреннюю игру и победил в ней. Эйлин решила поделиться своей историей с другими людьми, чтобы все смогли убедиться, что в любой момент способны радикально изменить свою жизнь, даже после многолетнего стресса.
Интервью с Эйлин
– Понимали ли вы, что стресс был основным фактором ваших болезней? – спросил я Эйлин.
– Нет. Я решительно отрицала стресс, – ответила она. – Я не знала, что он так силен. На самом деле я думала, что если он и есть, то я с ним отлично справляюсь. Какая ирония! Я вообще не справлялась со стрессом, и это меня доканывало.
– А что, по-вашему, вносило наибольший вклад в ваш стресс? – спросил я.

– Я всю жизнь жила под напряжением, – сказала Эйлин. – В детстве я была одной из старших дочерей в неблагополучной семье с двенадцатью детьми. Отец постоянно оскорблял и избивал нас. Я взяла на себя роль защитницы и пыталась нести мир на своих плечах; это продолжалось и тогда, когда я стала взрослее. Я никому не могла сказать «нет». Тут у меня вообще не было границ. Но я, конечно, чувствовала, что взвалила на себя непосильную ношу. Когда я обратилась к доктору Ханзелику, мне было очень плохо: я была в отчаянии, потому что ни один из врачей, к которым я до этого обращалась, не смог мне помочь. Я чувствовала себя пленницей в собственном мире.
– А каким же было начало вашего выздоровления? – спросил я.
– При первой встрече доктор Ханзелик очень долго беседовал со мной. Я чувствовала, что его внимательность и участие поддерживают меня, поэтому поверила, когда он сказал, что я поправлюсь. Во-первых, для этого мне надо было признать свое существование в этом мире.
Должна сказать, что до встречи с доктором меня даже не было на этой картине. Я ровным счетом ничего не контролировала в своей жизни, поэтому вынуждена была признать, что мне нужна помощь. Обдумывая свою жизнь, я долго копалась в душе. Я чувствовала, что готова учиться. И команда доктора Ханзелика мне в этом очень помогла.
– Где вы черпали энергию, чтобы помочь себе в этом трудном деле, ведь вы были так сильно больны? – продолжал я расспросы.
– Само выполнение действий помогло мне ощутить некоторый прилив сил. А семинар по стрессу дал в руки инструменты, которые позволили себе помочь. В самом начале особенно полезен был инструмент STOP. Благодаря ему я научилась делать шаг назад из ситуации и хорошенько все обдумывать, прежде чем взять на себя очередное обязательство. Очень помогли мне и контрольные вопросы. Я постоянно напоминала себе, что не в моих силах изменить других людей.
Они должны менять себя сами. Для меня это было чрезвычайно важно. Я всегда пыталась исправить своих родных, и это длилось так долго, что я уже и не знала, есть ли другой способ общения с людьми. В последнее время, например, я постоянно была занята помощью своей четырнадцатилетней племяннице, у которой, надо сказать, было множество проблем. Мало того что она сама порой не желала со мной сотрудничать, еще и другие члены семьи сердились на меня и обвиняли в том, что я только ухудшаю ситуацию. Такое отношение с их стороны было основным источником моего стресса, но оно помогло мне понять, что я не в силах изменить никого, кроме самой себя. Поэтому я начала активно делать шаги, чтобы помочь себе. Среди того, что я предприняла, было изменение режима питания, посещение семинаров по здоровью и спа- салона, обучение медитации и встречи с психологом. Я начала ходить на консультации доктора
Хортона по вопросам стресса и на его семинары для людей с эмоциональными проблемами и обнаружила, что могу перестать остро реагировать на потребности всех и каждого.
Первым, что я узнала, была важность осознанности, выбора и доверия. Теперь я всегда держу эти красивые слова в голове, и это мне помогает. Я осознаю, что происходит вокруг и со мной, и гораздо лучше понимаю, что происходит с моим телом. Раньше я даже не чувствовала его до тех пор, пока у меня не возникало какого-либо недомогания, выбивавшего меня из седла. Порой я была неспособна даже осознать свою боль.
Результаты не заставили себя долго ждать. Если раньше, стоило только кому-то из моих родных и близких позвать на помощь, я тут же прыгала в машину и летела к нему, да еще и всю дорогу говорила с ним по телефону, то теперь я сначала рассматриваю другие варианты – например, сказать: «Я не могу приехать прямо сейчас, но могу помолиться вместе с тобой по телефону».
Наконец-то я осознала, что не обязана быть спасателем для всех и каждого.