Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 545
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности академического письма. Научная статья
Мастерская «Создание академического текста»
(с использованием компьютерного оборудования)
Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте
Тезис и аргументация в научной статье
Композиция академического текста. Основная часть научной статьи
Введение и заключение научной статьи
Д.А. Черемохина, Г.Ю. Мальцева
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО:
ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Учебно-методическое пособие
Белгород 2020
Печатается по решению
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор И.И. Чумак-Жунь
кандидат филологических наук, доцент ФИО
Черемохина Д.А., Мальцева Г.Ю.
Академическое письмо: технологии и приемы работы с текстом: учеб.-метод. пособие. –Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2020. – с.
Учебно-методическое пособие содержит систему лекционных материалов и практических занятий, формирующих навык письменной научной речи. В основу пособия положен текстоцентрический принцип: все задания направлены на создание собственного академического продукта – научной статьи. Предлагаются материалы для самостоятельной работы, список литературы и глоссарий.
Пособие адресовано студентам, магистрантам, преподавателям и может быть использовано для самостоятельной работы студентов.
© Черемохина Д.А., Мальцева Г.Ю., 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 5
Лекция №1 6
Практическое занятие №1 15
Особенности академического письма. Научная статья 15
Практическое занятие №2 16
Мастерская «Создание академического текста» 16
Лекция №2 23
Лабораторное занятие №3 30
(с использованием компьютерного оборудования) 30
Практическое занятие №4 32
Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте 32
Лекция №3 35
Практическое занятие №5 42
Тезис и аргументация в научной статье 42
Лекция №4 43
Практическое занятие №6 51
Композиция академического текста. Основная часть научной статьи 51
Практическое занятие №7 52
Введение и заключение научной статьи 52
Лекция №5 55
Занятие-практикум №8 60
Редактирование академического текста 60
Практическое занятие №9 64
Аннотация и реферат 64
Практическое занятие №10 69
Курсовая работа 69
Практическое занятие №11 74
Устное выступление с докладом 74
Занятие-конференция №12 75
Информационное письмо 75
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ 79
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современных образовательных условиях возрастает потребность в активном академическом общении. Студенты программ бакалавриата или специалитета имеют возможность включиться в исследовательский процесс и делиться результатами своих первых научных опытов. Возникает необходимость формирования у них особой коммуникативной компетенции, связанной с решением задач профессионального научного общения.
В пособии предлагается комплекс заданий, объединенных текстоцентрическим подходом в обучении основам академического письма. Научный текст рассматривается как основная единица академического дискурса, а также как единица контроля и оценки сформированности навыков академического общения. Именно через текст происходит приобщение обучающихся к культуре научного общения.
В качестве такого текста, позволяющего познакомиться с особенностями академической коммуникации, мы предлагаем научную статью как относительно малый жанр научного стиля, но жанр, позволяющий включиться в академическую коммуникацию и, возможно, научную дискуссию. Мы лишь условно называем статью «малым» жанром академического дискурса, подразумевая в данном случае статью для студенческой научной конференции, объем которой традиционно не превышает 5-7 страниц.
Структура и содержание практических занятий, представленных в пособии, обусловлены основными этапами работы над текстом статьи: от разработки тезиса и составления плана к редактированию и подготовке статьи к печати. Отдельное внимание в предлагаемом пособии уделяется научной этике и правилам ведения научной дискуссии. Таким образом, задания пособия формируют умения и навыки устного и письменного академического общения, в том числе с привлечением современных информационных технологий, позволяющих включиться в работу, используя возможности онлайн-платформ, электронных баз данных и научных менеджеров, таких, как Mendeley или Zotero.
Преемственность и системность как важные принципы практического овладения нормами академического письма реализуются в таких элементах предлагаемого пособия, как «Вопросы для обсуждения», «Задания для практической работы», «Вопросы и задания для домашней работы», закрепляющие пройденный или предваряющие новый теоретико-практический материал курса.
В пособие включены и новые виды работы, удовлетворяющие требованиям современных образовательных стандартов: мастерская по созданию пятиабзацного эссе, работа в малых группах по редактированию текстов, работа с применением компьютерных технологий и, самое главное, – работа по подготовке публичного выступления по теме статьи на конференции.
Надеемся, что пособие поможет студентам сделать первые уверенные шаги в мир науки.
Желаем удачи и научных побед!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Данное пособие предназначено для работы по дисциплине «Академическое письмо (на русском языке)». Учебная аудиторная нагрузка включает 10 лекционных часов и 26 часов практических занятий.
При изучении материала лекции помните, что ее содержание лишь намечает пути вашего исследовательского поиска, а не исчерпывает тему. Углубить знания по дисциплине и подготовиться к ответам на теоретические вопросы практических занятий вы можете, используя предложенный после лекции список основой и дополнительной литературы.
Практический блок пособия представляет собой список вопросов для обсуждения на занятии, а также набор тренировочных упражнений, связанных с написанием собственного научного текста. После каждого практического занятия предложены задания для домашней работы.
В практическом блоке есть несколько важных разделов:
NB Цель раздела – напомнить теоретический материал, усвоенный вами на других курсах программы бакалавриата (специалитета) или в школьном курсе русского языка;
-
Дискуссионная площадка
Цель раздела – заострить ваше внимание на спорных моментах изучения данной темы в науке;
Справочные материалы
Цель раздела – наглядно продемонстрировать содержание или структуру какого-либо явления или процесса.
Желаем вам успешной и продуктивной работы.
Лекция №1
Научный текст и академическое письмо
План лекции
-
Академическое письмо в системе высшего образования -
Языковые особенности научного текста. -
Научный текст как базовая модель академического письма.
ВОПРОС 1
Модуль «Академическое письмо (на русском языке)» появился в программах обучения бакалавриата и специалитета в 2017 году. Включение дисциплины в учебные планы всех направлений обучения обусловлено тем, что научный текст как продукт академического письма является не только средством получения информации, но и способом реализации научного общения.
Практика обучения технологиям и приемам академического письма заимствована из западной системы образования, в которой она утверждалась и совершенствовалась более 40 лет. По утверждению И.Б. Короткиной, «под собственно академическим письмом американские ученые понимают комплекс базовых знаний и умений, т.е. систему элементов и законов построения текста, к изучению которой мы только приступаем»
1.
Обобщая опыт наших западных коллег, мы стремимся сделать текст соответствующим международным стандартам. В данном случае речь идет не столько об оформлении текста, так важном в академическом сообществе, сколько о тех особенностях семантической структуры и композиции, которые делают текст понятным и доступным. Первые шаги в этом направлении делает молодой исследователь уже на первых курсах обучения, когда пишет сначала отчетную, а затем и научно-исследовательскую курсовую работу, участвует в научных семинарах и конференциях сначала как слушатель, а затем и как выступающий. Помочь включиться в научное общение должен курс «Академическое письмо (на русском языке)».
Итак, задачи курса «Академическое письмо (на русском языке)» можно обобщить в следующих пунктах:
-
Познакомить студентов с особенностями языка научной литературы, со структурой научного произведения, с правилами цитирования и оформления библиографии; -
Развить умения аннотирования и реферирования научной литературы; -
Подготовить к написанию собственного текста.
ВОПРОС 2
Языковым и стилистическим особенностям научного текста посвящено много исследований (Арнольд И.В., Введенская Л.А., Голуб И.Б. и др.). В курсе «Русский язык и культура речи» мы подробно говорили об экстралингвистических и лингвистических признаках функциональных стилей русского литературного языка (см. Схема 1 «Функциональные стили русского языка») и научного стиля в частности.
Схема 1. Функциональные стили русского языка
Прежде чем приступать к знакомству с технологиями и приемами создания академического текста, вспомним его основные признаки:
-
подчеркнутая логичность, -
терминологичность, -
неличный характер изложения, -
сдержанность тона как эмоциональная норма научного стиля, -
нелинейность как коммуникативное качество, обеспечивающее текстам научного стиля доступность восприятия информации, -
свертываемость и способность порождать вторичные жанровые формы.
Безусловно, некоторые качества, перечисленные выше, могут быть присущи и текстам других стилей. Давайте посмотрим на специфические черты научного текста в сравнении с другими текстами. Например,