Файл: Тимоти Голви при участии Эдда Ханзелика и Джона Хортона Стресс как внутренняя игра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее я порекомендовал своим ученикам ради успеха их компании, равно как и ради их собственного, персонального успеха, постараться максимально сбалансировать эти три компонента. Тогда я еще не знал, что команда с самыми низкими показателями эффективности приняла мои рекомендации особенно близко к сердцу. Ее члены решили, что подвергаются чрезмерному давлению, добиваясь хороших результатов, из-за чего это получается у них не слишком успешно. Лидер этой команды, полный решимости устранить создавшийся дисбаланс, сказал своим сотрудникам: «Я хочу, чтобы в следующем месяце вы шли к клиентам и наслаждались тем, что делаете, и узнавали как можно больше о самих клиентах и о том, как они относятся к нашему продукту и к продуктам нашего конкурента». Иными словами, его основной посыл, нацеленный на восстановление баланса, звучал так: «Будь любознателен и получай удовольствие от своего дела».
Я узнал обо всем месяц спустя, когда выяснилось, что эта команда перескочила с последнего места по объемам продаж на первое. Очевидно, что после того как фактор давления был устранен, вызов никуда не делся, о чем наглядно свидетельствовали результаты работы команды.
Скорее всего, на тот момент ее члены еще не понимали, что энергия, которую они теперь вкладывали в свой новый, избавленный от давления подход, относится к категории восполняемых энергий, которые можно воспроизводить снова и снова, не страдая при этом от профессионального выгорания.
Следует сказать, что упомянутые выше три компонента работы взаимозависимы. Если, нацелившись на максимальную результативность, игнорировать обучение, результативность неизбежно снизится или как минимум не будет расти. Точно так же, если в уравнении отсутствует удовольствие, будут страдать и обучение, и результативность. И это относится буквально ко всем видам деятельности человека.
СНИЖЕНИЕ СТРЕССА
Данные о пациенте предоставлены доктором Эддом Ханзеликом
Пациент по имени Сэм, пятидесяти двух лет, был ярким примером человека, который считал стресс необходимой составляющей успеха, но стресс его убивал. В конце концов, по настоянию жены и друзей Сэм записался к нам на прием. У него наблюдалось множество физических симптомов расстройства, включая головные боли, тошноту, боль в животе, иногда рвоту и ощущение дурноты и дрожи. Сэм признался, что тянул с посещением врача, потому что боялся, что у него диагностируют рак или даже опухоль головного мозга. Я взял у Сэма целый ряд анализов, провел тщательный осмотр пациента и не выявил ни одного заболевания.
«Почему я чувствую себя так плохо, а все анализы в норме?» – недоумевал Сэм. Когда я предположил, что причиной его симптомов может быть стресс, он был удивлен и занял оборонительную позицию. Подобно многим трудолюбивым бизнесменам, Сэм считал стресс неотъемлемой частью трудовой жизни и думал, что вполне умеет с ним справляться. Его работа была связана с предоставлением бизнес-услуг в аэрокосмической промышленности; она была весьма сложной, требовала долгих часов труда и была сопряжена с постоянными взлетами и падениями, но именно так Сэм зарабатывал на жизнь. В некотором смысле он больше боялся лишиться «конкурентного преимущества стресса», чем симптомов, которые у него наблюдались.
Мне и раньше приходилось о таком слышать. Некоторые из наших пациентов даже описывают себя как «адреналиновых наркоманов», утверждая, что, если им не приходится бороться на работе с серьезным стрессом, значит, они недостаточно усердны и старательны.
Однако человеческий организм не предназначен для адаптации к хроническому стрессу.
Защитный механизм обеспечивает жизненно важную врожденную физиологическую реакцию на чрезвычайные ситуации, – реакцию, необходимую для выживания. Но стресс не должен быть

постоянным. При запуске этого механизма возникает химический дисбаланс, и, если через какое- то время не восстановить гомеостаз, это крайне негативно скажется на физическом, психологическом, эмоциональном и социальном состоянии человека.
Благодаря коучингу Сэм узнал, что стресс не обеспечивал ему никакого конкурентного преимущества и что противоположность стресса – вовсе не расслабленная, ленивая неторопливость, а стойкость и стабильность перед лицом неизбежных потрясений в личной жизни и на работе. Со временем Сэм вынужден был согласиться и с тем, что стресс очень плохо сказывался на его способности успешно функционировать, и более охотно начал изучать, как человек может поддерживать в себе спокойствие и благополучие независимо от происходящего вокруг. «Я понял, что иногда нужно говорить “нет”, – признался Сэм. – Я перестал постоянно корить себя за то, что не сделал что-то быстрее и лучше, и теперь признаю, что моя работа не имеет никакого смысла, если я не получаю от нее удовольствия». Это осознание стало для Сэма значительным прорывом и весьма хорошо сказалось на его здоровье.
Занимаясь практикой, мы узнали, что чаще всего стресс вызывает стремление во что бы то ни стало адаптироваться к необоснованному внешнему давлению, вопреки собственным потребностям. И часто этот стресс самый вредоносный. Такая адаптация может казаться несущественной и даже вполне нормальной, но в итоге она ведет к истощению организма, что, в свою очередь, неизменно приводит к болезням. Вот почему первым делом мы стараемся узнать у своих новых пациентов, насколько они выкладываются на работе. Меня совсем не удивило, что в результате снижения беспокойства и стресса начали ослабевать и симптомы Сэма. Даже одно только понимание этого факта может иметь более сильный эффект, чем многие думают. Однако понимание и принятие – всего лишь первый шаг. Чтобы избавиться от стресса, требуются значительные целенаправленные усилия, и теперь только от Сэма зависело, решит он работать в этом направлении или оставит все как есть.
У вас стресс?
Прежде чем продолжить, я хотел бы, чтобы вы не пожалели нескольких минут, чтобы измерить температуру своего стресса. Стресс – это не абстракция. Да и эта книга написана не о некоем общем явлении с таким названием. Стресс вполне реален и даже индивидуален, а мера, в какой вы его испытываете, определит ваш подход к осмыслению остальной части книги. Кроме того, стресс вреден для здоровья, поэтому, измерив его температуру, вы сможете понять, не страдаете ли вы тем, что мы называем «стрессовой лихорадкой», и насколько серьезно это заболевание в вашем случае.
Итак, возьмите листок бумаги и ответьте на вопросы.
1. Без долгих обдумываний выберите и запишите число от нуля до десяти, отражающее, насколько сильному стрессу вы подвергались в последнее время.
2. Теперь запишите все возможные стрессоры, которые, скорее всего, ему способствовали.
Оцените по десятибалльной системе силу стресса, вызванного каждым из них. Например:
• Начальник установил нереалистичные сроки выполнения задания – 7.
• Поссорился с сыном-подростком – 5.
• Не могу оплатить счет за электричество – 9.
• Пожилому родителю требуется госпитализация – 8.
• Нет времени купить свадебный подарок для друга – 3.


Список может быть длинным или коротким. Помните, что даже незначительные события могут вызывать стресс – например, вы обнаруживаете, что дети требуют на завтрак хлопья, а в холодильнике нет молока. Если сталкиваться с подобными досадными мелочами каждый день, они могут оказывать весьма серьезный негативный эффект.
3. Запишите, какие чувства вызывают у вас эти стрессоры. Каковы ваши симптомы: физические, эмоциональные, психологические и социальные? Например:
Физические: потные ладони, головная боль, боль в желудке.
Эмоциональные: плаксивость, ощущение тупика.
Психологические: затуманенное сознание, неспособность сосредоточиться.
Социальные: беспокойство из-за возможности неудачи, страх перед осуждением руководства или увольнением.
4. Просмотрите свои ответы и, прочтя описания далее, определите свое место на изображенном на рисунке «термометр для стресса».

37°C У вас нормальная температура. Вы чувствуете себя спокойным, достаточно отдохнувшим и продуктивным. Ваши силы вовремя восстанавливаются. Время от времени вы обдумываете, что с вами происходит. Отсутствуют физические, психологические, эмоциональные и социальные симптомы стресса. Вы чувствуете себя хорошо.
37,8°C У вас небольшой стресс и некоторые связанные с ним симптомы, такие как напряжение мышц нижней части шеи или расстройство желудка. Вы можете чувствовать себя несколько возбужденным или, напротив, немного усталым. Стресс не слишком сильно сказывается на том, насколько вы довольны происходящим, на ясности ваших мыслей и продуктивности.
38,3°C У вас умеренный стресс. Ваш организм страдает в физическом, психологическом, эмоциональном или социальном плане. Вы чувствуете, что довольно сильно устаете. Обязанности кажутся вам тягостным бременем, что, скорее всего, отражается на общем балансе.
38,9°C У вас сильный стресс. Вы раздражительны, и стресс наносит вам весьма ощутимый вред.
Ваши тело и разум явно страдают. Вы не можете мыслить так четко, как обычно, и большую часть времени чувствуете себя усталым и перегруженным. Вас мучает предчувствие, что еще одно бремя на ваших плечах вас сломает.
39,4°C Вы приближаетесь к опасной отметке. Ваши тело и разум сильно страдают от симптомов, указывающих на сильнейший стресс. Еще один стресс – и вы можете не выдержать. Большую часть времени вы чувствуете себя истощенным. Обычные обязанности вызывают у вас сильнейший дискомфорт. Вы сознательно или неосознанно стремитесь к бегству от окружающей реальности.
40,0°C и выше. Ваш организм страдает от стресса. У вас есть вызванное им заболевание и множество физических и психологических симптомов, которые, как вы знаете, связаны со стрессом. Вы не видите выхода из этого состояния. Будущее вас пугает. Вы измучены и истощены.
Выполнять обычные обязанности вам уже не под силу. Чтобы справляться с ними и нормально спать по ночам, вам требуются поддерживающие средства и препараты. Еще один стрессовый фактор может окончательно сбить вас с ног.
Обычно, если у человека поднимается температура, он относится к этому довольно серьезно. Он не идет на работу, ложится в постель и отдыхает. Если температура выше 38 градусов, он, как правило, вызывает врача, а не говорит: «Да ерунда, само пройдет». В случае со стрессовой лихорадкой проблема столь же серьезна, но многие люди почему-то считают, что ее можно игнорировать, что достаточно просто принять что-нибудь для улучшения самочувствия или даже просто постараться адаптироваться к стрессу. Однако чем дольше держится высокая температура стресса и чем тяжелее протекает болезнь, тем менее вероятно, что вы сможете от нее отмахнуться и она пройдет без серьезных последствий.
Я надеюсь, что благодаря этому небольшому упражнению вы лучше поняли, как на вас влияет стресс. И для того чтобы с ним справиться, вам нужна более всеохватывающая стратегия, чем стратегия управления стрессом. Вы же не стали бы пытаться управлять высокой температурой, и управлять стрессом у вас тоже вряд ли получится. Зато вы можете его преодолеть.
Внутренняя игра обеспечивает возможность выбора
Большинство разговоров о стрессе сосредоточены на том, как избавиться от негатива. Люди рассуждают о вреде стресса и спрашивают, как бы от него избавиться. Но разве вы хотите, чтобы вся ваша жизнь вертелась вокруг избавления от этого скверного и негативного состояния? Кроме того, борьба со стрессом и даже попытки управления им неэффективны. Вам нужно установить более осмысленную и позитивную цель. И Внутренняя игра предлагает вам такую возможность – сосредоточиться на том, чего вы действительно хотите.


Играя во Внутреннюю игру, вы создаете «ядро устойчивости», которое позволяет вам достигать в своей игре наилучших результатов, избегая негативных последствий хронического стресса.
Благодаря этой устойчивости вы можете сохранять баланс, ясность, осознанность и спокойствие перед лицом множества непредсказуемых вызовов, которые неизбежно бросает вам жизнь.
Упражнение. Выберите свой стресс
Просмотрите список, составленный вами в ходе выполнения упражнения «Термометр стресса», и выберите один или более стрессоров, на которых вы сосредоточитесь при чтении книги, выполнении описанных в ней упражнений и применении предлагаемых инструментов. Выбирайте те стрессовые факторы, избавление от которых позволит вам ощутимо улучшить свою жизнь.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Глава 2. Два наших «я»
Методика Внутренней игры базируется на двух предпосылках. Во-первых, мы все располагаем внутренними ресурсами, которые плохо нами осознаются. Во-вторых, мы сами мешаем их эффективному использованию, причем значительно сильнее, чем готовы себе признаться.
Данный факт привлек мое внимание много лет назад, когда я работал тренером по теннису, и это осознание помогло мне разгадать одну большую тайну. Почему я и мои ученики иногда играли на редкость хорошо, а потом вдруг качество игры возвращалось к привычной посредственности? Я понял, что и в моей голове, и в головах моих учеников ведется непрерывный внутренний диалог.
Пока мяч приближался к ракеткам, в уме проносился целый шквал мыслей-инструкций самому себе: Согни колени… разверни ракетку, бей по мячу… Черт! Промазал.… Следи за мячом… Фу ты, как досадно… Ну давай же… Давай, давай, давай!
Очевидно, что на корте нас было двое: тот, кто на самом деле играл в теннис, и тот, кто инструктировал первого, судил его и беспокоился. Я назвал того, кто говорит, Я 1 – это воображаемая сущность с полным набором представлений и ожиданий относительно того, что правильно и неправильно, как все должно и не должно быть, что желательно и нежелательно, – а того, кто действительно играет, Я 2. Проблема на теннисном корте – да и в жизни, как я понял позже, – заключается в том, что наше Я 1 похоже на копеечный калькулятор, пытающийся руководить парадом, и этим оно мешает эффективной работе суперкомпьютера стоимостью в миллиард долларов, то есть Я 2.
Я также заметил, что в запасе Я 1 полно идей и ожиданий других людей и обычно он доносит все это голосом сержанта-инструктора по строевой подготовке. Сам-то он играть не умеет, но, боже мой, сколько критики! Вышеупомянутый и подобные ему диалоги создавали внутреннюю среду для стресса, разрушительную для цели – хорошего удара по мячу. И чем активнее был Я 1, тем хуже функционировал Я 2.
С точки зрения Я 1, обучение навыкам, например игре в теннис, – задача чрезвычайно сложная.
Вам нужно вычислить, где держать руку, как занять правильное положение для приема мяча; надо овладеть техникой удара и так далее и тому подобное. При этом в голове тут же возникали оценочные и критические мысли, которые вызывали стресс, и – мяч летел не туда, куда надо, и игра была проиграна.
Что же не так в этой картинке? Размышляя над этим вопросом, я задумался о естественной мудрости человеческого организма. Мне нравится описывать это с точки зрения обучения ходьбе маленького ребенка. Что бы произошло, если бы мы учили детей ходить так, как учим людей играть в теннис? Можете представить себе подобные инструкции: «Поставь левую ногу параллельно правой. Подними ее на десять сантиметров над землей. Теперь переставь ее на десять сантиметров вперед и перенеси на нее тяжесть тела. Теперь подними правую ногу. Следи за руками. Они должны слегка раскачиваться туда-сюда. Нет, не так сильно…»?