Файл: Тимоти Голви при участии Эдда Ханзелика и Джона Хортона Стресс как внутренняя игра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
когда пора увеличить скорость, а когда сбросить. Иными словами, речь идет о сознательном принятии решения.
Если вместо «переключения на первую передачу» мы злоупотребляем стимуляторами или другими возбуждающими средствами, чтобы продолжать ехать быстро, то, как правило, еще быстрее теряем силы. Умение вовремя снизить скорость – не менее важная человеческая
способность, чем умение в нужный момент действовать быстрее. Отдых, релаксация и спокойные размышления – все это инструменты замедления темпа жизни, совершенно необходимого для душевного равновесия и благополучия.
Подумайте, что происходит с человеком в течение обычного дня. Очень многие ситуации он воспринимает как стрессогенные. Застрять в пробке на дороге по пути на работу – стресс. На работе вам кажется, что вы недостаточно контролируете ситуацию, что вас не ценят по заслугам и вам нужно слишком многое сделать за короткое время – тоже стресс. По возвращении домой вы сталкиваетесь с межличностными проблемами в семье – и здесь стресс. Вы смотрите вечерние новости по телевизору, вам рассказывают об ужасных вещах, происходящих в мире, – снова стресс. А потом вы ложитесь спать… во всяком случае, пытаетесь заснуть. В это время организм, весь день работавший на высоких скоростях, наконец получает шанс отдохнуть и восстановиться.
Но поскольку переключиться на последнюю передачу легче, чем на первую, достичь расслабленного состояния нередко бывает трудно. Нарушение сна – еще одна весьма распространенная проблема современного человека.
Удачный пример такой динамики – синдром смены часовых поясов. Все знают об этом явлении.
Путешествуя на большие расстояния, вы перемещаетесь из одного часового пояса в другой, и, когда ваше тело оказывается в месте назначения, требуется время, чтобы урегулировались и физиологические процессы. Пищеварительной системе нужно для этого больше времени, чем скелетно-мышечной. Вы можете проснуться утром и сделать все необходимое, но нормально есть и переваривать пищу начнете несколько позже. Для нормализации мелкой моторики потребуется больше времени, чем для общей координации. Умственные способности в полной мере восстановятся еще позже, а сильнее всего отстают эмоциональные реакции. Итак, организм человека перенесся в пространстве и спустя 10–12 часов прибыл в назначенное место, но он еще не способен поддерживать нормальную жизнедеятельность.
Для американской культуры характерно стремление людей трудиться на пределе возможностей и даже выходить за эти рамки. Мы работаем как «фольксваген», под капотом которого скрыт двигатель мощностью 400 лошадиных сил. Однако этот мощный двигатель со временем разрушает остальные части автомобиля. Отпадают крылья, покрывается трещинами багажник, лопаются стекла. И автомобиль в конце концов превращается в развалину: все пришло в негодность, кроме двигателя, который по-прежнему работает как часы. Наш разум можно сравнить с мощным двигателем, а тело – с менее крепким корпусом автомобиля. И относимся мы к себе именно так, если не способны сбавить обороты и выбрать разумную скорость передвижения.
РАБОТА НА ИЗНОС
Данные о пациенте предоставлены доктором Джоном Хортоном
Один мой пациент, владелец тренажерного зала, однажды спросил, не соглашусь ли я заняться несколькими завсегдатаями его спортзала, которые очень часто болеют. Начав работать с этими людьми, я обнаружил, что они не могут оправиться от простой простуды и гриппа, потому что считают необходимым каждый день по несколько часов выполнять интенсивные аэробные упражнения. Их оправдание состояло в том, что эти упражнения улучшают их самочувствие, а без них они чувствуют себя не в своей тарелке. Один из них заявил: «Если я не тренируюсь каждый день, у меня начинается депрессия. Физическая нагрузка помогает мне справляться со стрессом».
Однако мне было ясно, что интенсивные занятия спортом для этой группы людей контрпродуктивны, поскольку они не дают им до конца выздороветь после болезни. Для выработки антител, которые борются с вирусами, иммунной системе требуются время и энергия, а эти фанаты спортзала не желали позволить выздоровлению протекать должным образом.


Собственно говоря, они хотели только одного: чтобы я прописал им побольше разных антибиотиков, несмотря на то что эти препараты неэффективны в борьбе с хроническими вирусными инфекциями.
В конце концов я так и не смог помочь этим людям, потому что они были полностью порабощены ложной идеей о том, что, для того чтобы справляться с трудностями жизни, они обязаны всегда работать на пределе. Они не верили в ценность временного сброса скорости и не понимали ограниченности своих внутренних ресурсов. Непоколебимое стремление к физическим нагрузкам не позволяло им заметить сигналы организма: «Сбавь обороты… Передохни…» В некотором смысле они были эндокринными наркоманами.
Эндорфины вырабатываются, когда функционирование организма на высокой скорости позволяет нам чувствовать себя хорошо. И если мы постоянно находимся в таком состоянии, то начинаем рассчитывать на этот эффект. Эндорфины чрезвычайно ценны с эволюционной точки зрения.
Когда древних людей, живших в полных всевозможных опасностей джунглях, травмировали хищные животные, действие эндорфинов позволяло им терпеть боль. И мы, современные люди, порой тоже не чувствуем боли, хотя организм истощен и страдает от болезни.
Медицинские исследования и здравый смысл свидетельствуют о том, что правильная физическая нагрузка делает нас более устойчивыми к стрессу и улучшает здоровье в целом. Вопрос в том, что значит правильная нагрузка? Упомянутые завсегдатаи тренажерного зала считали экстремальную физическую нагрузку единственным спасением от стресса. Однако занятия физкультурой для укрепления здоровья и тренировки спортсмена ради высоких спортивных достижений – совсем не одно и то же. Когда цель занятий – улучшение здоровья, одной из их важных составляющих становится удовольствие, а мои бывшие пациенты изнуряли и мучили себя. Они были одержимы тренировками, заменявшими им развитие других способностей, необходимых человеку для того, чтобы справляться с жизненными трудностями.
Ох уж эти перегрузки!
Чаще всего в корпорациях и на семинарах по стрессу приходится слышать жалобы на перегруженность. Слишком много обязательств ложится на плечи людей, слишком много им предъявляется требований. Мне кажется горьким то, что новые технологии, призванные упростить работу, судя по всему, производят обратный эффект. Многие люди жалуются, что им ежедневно приходится отвечать на целый шквал электронных писем. Один менеджер рассказал, что, вернувшись из трехдневного отпуска, нашел в ящике электронной почты 400 сообщений! А что может вызывать более сильный стресс, чем постоянное давление, вынуждающее человека каждый день функционировать на пределе своих сил, а то и делать еще больше? А между тем с таким давлением сталкиваются очень многие люди, и, когда я спрашиваю, что они могли бы сделать для восстановления контроля над ситуацией, они, как правило, смотрят на меня как на сумасшедшего. «Да что же тут сделаешь?! У меня просто нет выбора, если я хочу сохранить работу».
Вот так-то: вы вряд ли можете сделать то, что от вас требуют, но от вас ожидается, что вы в любом случае выполните свои обязательства, и при этом у вас нет выбора. И если продолжать идти этим путем, вас ждет неизбежный крах.
МЕДИЦИНСКИЕ ЗАПИСИ: СТРЕМЛЕНИЕ К БАЛАНСУ
Эдвард Ханзелик, доктор медицины, и Джон Хортон, доктор медицины
Насколько ваш организм ориентирован на поддержание баланса? Еще в 1932 году Уолтер Кеннон, знаменитый врач и исследователь, написал увлекательную книгу на эту тему под названием
The Wisdom of the Body («Мудрость тела»). И она до сих пор остается классикой ясности и

понимания данного вопроса. Доктор Кеннон изучил экстраординарные меры, которые принимает организм человека, чтобы оставаться в состоянии баланса, или гомеостаза, независимо от того, какие проблемы на него сваливаются.
Отличный пример важности сбалансированной жизни – потребность в кислороде. Если лишить человека кислорода более чем на несколько минут, начнется необратимое отмирание нервных клеток мозга и в результате неизбежно наступит смерть. В случае сильных физических нагрузок потребность организма в кислороде может возрасти в 45 раз, в то время как максимальная способность усваивать его увеличится только в 12 раз. И как же организм отреагирует на такое несоответствие?
Так вот, Кеннон обнаружил, что для обеспечения потребности в кислороде даже в самых сложных условиях человеческий организм принимает дополнительные меры. Резко повышается частота дыхания, и в легкие поступает намного больше кислорода. Увеличивается объем крови, перекачиваемой сердцем. Ускоряется сердцебиение. Повышается артериальное давление.
Кислород легче проникает в капилляры. Ткани эффективнее выделяют его из крови. Резко усиливается выработка эритроцитов, переносчиков кислорода. Все эти замечательные изменения представляют собой важнейшую реакцию организма на серьезную проблему. А чистый эффект заключается в сохранении баланса и получении нашими тканями достаточного количества кислорода.
Кеннон изучил с этой точки зрения каждую систему человеческого организма, включая баланс жидкости, содержание соли, сахара, белков и кальция в крови, температуру тела и многие другие, и обнаружил, что, независимо от сложности задачи, во все системы организма изначально встроены аналогичные сложные механизмы для поддержания гомеостаза.
Но что, если гомеостаз нарушается в ментальной или эмоциональной сфере? Что происходит, когда хронический стресс разбалансирует сразу несколько систем организма? Когда дисбаланс вызван хроническим стрессом, мы не можем просто сидеть сложа руки в ожидании, пока все придет в равновесие. Мы должны подходить к проблеме осознанно и делать правильный выбор.
Нам необходимо предпринять конкретные шаги для восстановления баланса. Чем больше мы в этом практикуемся, тем естественнее и привычнее становится выполнение задачи. Понимание и инструменты Внутренней игры помогают ясно видеть, что у нас действительно есть выбор и доступ к потрясающим внутренним ресурсам, которые позволяют поддерживать баланс независимо от того, какие сюрпризы и трудности преподносит нам жизнь.
Несколько лет назад, взяв на себя явно слишком много обязательств, я попал в сложную ситуацию. Взглянув на дела объективно, я увидел, что для их выполнения потребуется 250 процентов моего времени. И тут же почувствовал себя как авиакомпания, которая забронировала слишком много билетов: пассажиров много, а мест недостаточно. Как я позволил такому случиться? А очень просто! Люди приходили ко мне с интересными идеями, и я говорил им «да», потому что действительно хотел этим заниматься, но при этом забывал сверять свои планы с имеющимся в моем распоряжении временем.
Большинство людей, приходящих на семинары по стрессу, говорят, что им приходится заниматься в жизни слишком многим. Чаще всего они поступают примерно одинаково – жертвуют сном и отдыхом, которые считают необязательными. Но, как мы с вами уже поняли, функционирование на высоких скоростях без переключения на первую передачу – худшее, что можно сделать для своего здоровья.
Можете ли вы освободиться от тирании списка обязательных дел? Способны ли вы сами сделать этот выбор, и сделать его правильно?


Ни разу в жизни я не встречал того, кто, имея выбор, не предпочел бы посвящать больше времени отдыху и размышлениям, в которых он действительно нуждается. Поэтому я вынужден сделать вывод, что тут мы имеем дело с дилеммой, касающейся нашей воли. Вольны ли мы иметь больше того, чего хотим и в чем нуждаемся? В сущности, речь идет не о свободе от чего-то, а о праве на что-то.
ЛЕГКАЯ ЦЕЛЬ
Данные о пациенте предоставлены доктором Джоном Хортоном
Рой – мужчина среднего возраста, работает исполнительным директором. Рой заботится о своем здоровье, поэтому пришел ко мне на прием во время рождественских каникул. У него сильно загноилась царапина на лице, полученная во время бритья; заражение грозило распространиться даже на мозг. Мы смогли остановить воспалительный процесс, положив Роя на несколько дней в больницу и прописав ему курс антибиотиков. Рой очень быстро шел на поправку, но его явно встревожило то, что простая царапина привела к серьезным проблемам. «Как я мог так сильно заболеть от какой-то ничтожной бактериальной инфекции?» – обеспокоенно спросил он. Ответ был прост. На протяжении нескольких месяцев Рой трудился чрезмерно много. При этом работа ему не нравилась; ему приходилось заставлять себя завершать проекты, в которые он не верил.
Организм не успевал отдохнуть, и можно было с полной уверенностью сказать, что рано или поздно это как-нибудь скажется на здоровье Роя. Кстати, он подошел к этой черте необязательно из-за большой рабочей нагрузки. Причиной стала скорее рабочая среда, не приносившая ему удовольствия.
Ганс Селье, автор классической книги The Stresses of Life («Стресс жизни»), чьи теории и сегодня используются в медицинских исследованиях, обнаружил, что организм человека адаптируется к длительному стрессу, постепенно повышая активность симпатической нервной системы, то есть реакций «бей, беги или замри». Во время длительного периода адаптации метаболические системы истощаются, что приводит к выгоранию. Селье сделал вывод, что, если не восстановить баланс, это может привести к болезни и в конце концов к смерти.
Чтобы понять эту мысль, подумайте, что произойдет, если слегка потереть предплечье двумя пальцами. Очевидно, вам не будет неприятно. Но что, если делать это ежедневно на протяжении недели или даже месяца? Вы натрете кожу, и со временем прикосновение начнет причинять вам боль. Точно так же и хронический стресс развивается постепенно, день за днем истощая резервы организма и приводя к болезни.
Селье заметил, что даже в состоянии, близком к истощению, люди продолжают заниматься тем, что стимулирует симпатическую нервную систему работать на высоких оборотах, вместо того чтобы реагировать на четкий сигнал о необходимости отдыха. Это все равно что хлестать измученную лошадь, заставляя ее бежать быстрее. Люди борются с усталостью, подстегивая себя с помощью кофе, чая, безалкогольных напитков с кофеином, сигарет, алкоголя и пищи с высоким содержанием жира. Эти стимуляторы еще больше ослабляют организм и создают еще больший дисбаланс.


Четыре R
Многие современные люди живут в режиме атаки. Они атакуют проекты, теннисные мячики, повседневные задачи. Они повсюду видят угрозы и врагов. Они гипербдительны. Они находятся в созданных самими собой джунглях, в которых им угрожают саблезубые тигры. Надеюсь, к настоящему моменту вы уже понимаете, что такая жизнь ни к чему хорошему не приведет.
Эдд и Джон достигли значительного успеха, занимаясь коучингом пациентов с помощью четырех
R: rest (отдых), relaxation (релаксация), recreation (восстановление сил) и reflection (размышление, рефлексия). Сначала людям трудно понять, что все эти факторы не просто приятны, а абсолютно необходимы для поддержания здоровья. Иногда для того, чтобы они наконец это осознали, требуется серьезный физический сбой.
Когда на семинарах по стрессу мы спрашиваем людей, сколько времени в неделю они посвящают отдыху, восстановлению сил, релаксации и размышлениям, они, как правило, обижаются и даже начинают петушиться. Обычно люди не помнят этого или не могут четко назвать время. Они слишком заняты. Встречаются и другие, более любопытные реакции. Например, на одном семинаре я спросил женщину по имени Синтия, как она расслабляется и восстанавливает силы.
Она ответила: «Смотрю телевизор». Я спросил: «И что вы смотрите?» И тут женщина начала описывать свою зависимость от новостей и ток-шоу. Однажды, словно одержимая, она день за днем следила за историей пропавшей трехлетней девочки, которую считали убитой. Каждый вечер женщина посвящала два-три часа деталям этого расследования. Услышав ее рассказ, один из членов группы признался, что не знает, о чем она говорит. Он даже не слышал об этом.
Вздохнув, Синтия сказала, что завидует ему. Думаю, произнося эти слова, она поняла, что включать или не включать телевизор – это ее личный выбор.
Джон любит рассказывать случай, произошедший с ним, когда он работал на Тайване. Каждый день после обеда местное общество отправлялось отдыхать. Это было очень непривычно для
Джона, ведь он вырос в обществе, в котором говорили: «Если тебе нужен дневной сон, значит, ты
слабак». Вскоре он убедился в том, что эта культурная особенность тайваньцев на редкость мудра.
Но в американской культуре идея, что каждому человеку после обеда следует немного вздремнуть, вызовет только смех. Мы всегда должны быть чем-то заняты. Самые усердные из нас даже обедают, не выходя из кабинета. Они трудятся, не прерываясь ни на минуту. Менеджеры стремятся выжать больше продуктивности из подчиненных каждую минуту рабочего дня. В некоторых компаниях люди соперничают, кто последним вечером уйдет домой.
ЧТО НУЖНО НАШЕМУ ОРГАНИЗМУ
Данные о пациенте предоставлены доктором Джоном Хортоном
Сьюзен пришла ко мне на прием, потому что ее мучило сильное сердцебиение по ночам. Это была молодая женщина, и кардиологические проблемы в таком возрасте казались маловероятными, что, собственно, и подтвердил тщательный медицинский осмотр и результаты анализов. Я заметил, что иногда учащенное сердцебиение провоцируется чрезмерным употреблением кофеина или сильным стрессом. Сьюзен сказала, что проблема не в кофеине, но признала, что в последнее время ее жизнь стала чрезвычайно напряженной. Она заняла в местном волонтерском сообществе новую ответственную должность, которая, как оказалось, требовала от нее намного больше времени и сил, чем она ожидала.
Мое чутье подсказывало, что эффективный рецепт для Сьюзен должен включать четыре R: отдых, релаксацию, восстановление сил и размышления.
Я сказал пациентке:
– Думаю, мы сможем легко решить вашу проблему.
Она явно обрадовалась и с надеждой посмотрела на меня. Я улыбнулся.
– Но я должен вас предупредить: услышав, что для этого нужно делать, вы можете рассмеяться – таким абсурдным вам это покажется.
– О нет, – запротестовала она. – Я не буду смеяться. Я доверяю вашим рекомендациям.
– Хорошо, – сказал я. – Так вот, если вы сможете каждый день уделять себе полчаса, если вы просто сядете и будете делать все, что доставляет вам удовольствие, ваша проблема очень скоро разрешится.
Сьюзен рассмеялась.
Я оставил ее в смотровой, сказав, что через несколько минут жду ее в своем кабинете. Каково же было мое удивление, когда, войдя в кабинет несколькими минутами позже я увидел, что Сьюзен сидит в кресле и всхлипывает. Обеспокоенный, я спросил ее, не сказал ли я чего-то, что ее обидело или расстроило.
Она отрицательно помотала головой и вытерла глаза. Когда, отдышавшись, Сьюзен смогла наконец говорить, она сказала: «Знаете, я даже не понимала, насколько все плохо». И объяснила, что, оказывается, у нее нет возможности выделить себе полчаса в день, чтобы делать только то, что ей нравится. Только теперь она начала осознавать, что ситуация несовместима с нормальной жизнедеятельностью. Просто удивительно, сколько пациентов страдают от стресса и болезней, полагая, что у них нет времени на то, чтобы позаботиться о себе, о своем психологическом состоянии. В итоге все нередко кончается тем, что им приходится тратить намного больше времени на борьбу с последствиями стресса.
Упражнение. Размышление над четырьмя R