Файл: Тимоти Голви при участии Эдда Ханзелика и Джона Хортона Стресс как внутренняя игра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Джон Хортон, доктор медицины, и Эдвард Ханзелик, доктор медицины
Внутренняя игра позволяет нам по мере необходимости переключаться с инстинкта на знания и мудрость. Представленное далее простое описание поможет вам понять строение и функции мозга, задействованные в этом процессе. Когда мы представляем эту информацию на семинарах, участникам очень нравится наблюдать, как реагирует мозг, если мы выбираем реакцию на события на уровне, выходящем за рамки примитивных «бей, беги или замри». Давайте посмотрим на это с эволюционной точки зрения, основанной на новаторской теории ученого Пола
Маклина и более поздних исследованиях.
Итак, Пол Маклин утверждал, что у человека есть три мозга – самый младший располагается поверх старших. По его предположению, болезнь может возникнуть, когда примитивные нервные центры человеческого мозга доминируют над продвинутыми. В этом случае, вместо того чтобы воспользоваться здравым смыслом и пониманием, мы реагируем на событие примитивно, так же как животные. Некоторые специалисты, кстати, описывают цивилизованность как тонкий слой, прикрывающий примитивные поведенческие реакции человека. Однако если принять во внимание уникальные человеческие качества и потрясающие способности мозга в области самовыражения, то очевидно, что наш потенциал неизмеримо больше и человека нельзя считать просто более развитым животным.
Маклин назвал первый, самый примитивный мозг рептильным. Этот мозг сосредоточен на выживании организма; он не знает ни друзей, ни близких, ни развлечений. У людей этот мозг состоит из мозжечка и стволовой части, которая поддерживает жизненно важные функции организма, включая сердцебиение, дыхание и метаболическую активность. Если эти зоны остаются невредимыми, жизнедеятельность сохраняется даже после серьезной черепно-мозговой травмы. Поведение этой части мозга чрезвычайно устойчиво к изменениям и, как правило, основывается на страхе; она неспособна учиться. А еще данная часть мозга весьма ограничена в своих реакциях на трудности или проблемы. Рептилии (или люди, живущие, как рептилии), ощутив угрозу, способны только бить, убегать или замирать.
Второй мозг Маклин назвал мозгом млекопитающих. Он состоит из миндалевидного тела, которое с точки зрения реакции на угрозу представляет собой более умелого и старательного часового, чем живущий в мозге рептилий. Для координации базовой реакции «бей, беги или замри» миндалевидное тело соединено с гипоталамусом и опосредованно с надпочечниками и защищает нас от опасностей окружающего мира. Миндалевидное тело активируется автоматически, без размышления. Например, представьте, что вы выходите из дома и видите на лужайке в траве нечто очень похожее на змею. Вы тут же в страхе заскакиваете обратно в дом.
Затем, лучше присмотревшись, понимаете, что это всего лишь садовый шланг. Успокоившись, вы смеетесь и отправляетесь по своим делам. Первоначальная реакция была инстинктом мозга
(миндалевидного тела или мозжечка) эволюционно более раннего млекопитающего, чем человек. Если бы это был ваш единственный мозг, то вы могли бы напасть на садовый шланг или в ужасе бежать от него.


У более развитой части мозга, мозга млекопитающих, есть более опытный и знающий часовой, гиппокамп, который способен на более точное восприятие и более подходящие эмоции. Именно гиппокамп помог вам понять, что это садовый шланг, а не змея. Гиппокамп обладает способностью к обучению и запоминанию информации, что и обеспечивает млекопитающих дополнительными способностями. В отличие от рептилии, ваша собака узнает вас и реагирует на вас. Она, несомненно, видит разницу между вами, ее хозяином, и незнакомым человеком.
Третий, самый развитый, компонент – это человеческий мозг; он включает в себя большую кору головного мозга, на которую приходится пять шестых всего мозга. Это наш мыслящий мозг с множественными связями между гиппокампом и префронтальной корой. Префронтальная кора объединяет многочисленные крупные нейронные сети, создавая условия для существования человеческой мысли, размышлений и мудрости.
Кора головного мозга задействована в высокоорганизованных видах психической деятельности: речи, рациональном мышлении, памяти, понимании, контроле мелкой моторики, творчестве, музыкальных способностях, письме, эмпатии, доброте, способности быть частью семьи или
группы и при этом оставаться личностью, осознании своей персональной истории и признании фактора времени.
Львиная доля стресса, который мы испытываем, не по зубам примитивному мозгу с его реакциями «бей, беги или замри» – так же, как и древнему или более продвинутому мозгу млекопитающих с их ограниченными возможностями, управляемыми инстинктом, стремлением соответствовать законам группы и четкому иерархическому порядку. Только благодаря уникальному человеческому мозгу мы можем сделать шаг назад, обдумать ситуацию и предпринять осознанные действия, основываясь на своих знаниях, опыте и мудрости.
Человеческий мозг способен уравновешивать более примитивные реакции механизма стресса осмыслением и здравым смыслом. Именно эти качества позволяют нам смеяться перед лицом угрозы и разрабатывать блестящие стратегии для преодоления боли и борьбы с разочарованием.
Благодаря им у нас есть потенциал, позволяющий преодолевать очень многие жизненные вызовы.
За рамками восприятия стресса
Мы все, трое соавторов этой книги, живем в Южной Калифорнии, и каждый из нас боится лесных пожаров, которые, порождаемые сильными ветрами, могут прокатиться по каньонам Малибу и в считаные часы уничтожить множество домов. Нет никаких сомнений в том, что лесные пожары – огромный стрессор. Однако даже такой сильнейший стрессовый фактор не вызывает стресса сам по себе. Чтобы проиллюстрировать эту важнейшую особенность психологии стресса, представьте себе трех человек, которые стоят на дороге над каньоном и смотрят, как высоченное страшное пламя подбирается к двум домам внизу.
Первый человек пожарный; он разрабатывает стратегию защиты от огня. Он возбужден и очень занят управлением гружеными водой вертолетами, которые должны остановить распространение пламени. Второй человек – домовладелец. Понятное дело, он очень нервничает, но не напуган.
Он живет в этом доме много лет и пережил уже не один такой пожар. У него хорошая страховка, и он готов при необходимости, если вода с вертолетов не остановит огонь, погрузить всех домочадцев, домашних животных и все ценное в свой фургон и за один раз перевезти их в безопасное место. Третий человек тоже домовладелец, но, отличие от второго, он объят ужасом.
Он купил дом совсем недавно и не знает, насколько надежна его страховка. Машина у него совсем маленькая, и он не сможет в случае необходимости разом вывезти всю семью, домашних животных и ценности подальше от пожара. Все трое мужчин подверглись воздействию одного стрессового фактора, но их восприятие, как и реакция на него, совершенно разные.


Психологический стресс тесно связан с негативным восприятием, с тем, что расстраивает человека, причиняет ему боль либо вызывает страх. Это не зависит от того, основано восприятие на реальности или нет. В приведенном выше примере пожар, возможно, не повредит дома, но третий мужчина все равно будет продолжать страдать от стресса еще несколько дней или даже недель и месяцев. Остальные же двое надежно защищены от страха перед пожаром благодаря подготовке, опыту и планированию на случай непредвиденных ситуаций.
Другой, более тонкий и неуловимый, психологический аспект стресса связан с неудовлетворением потребности человека в самоактуализации. Психолог Абрахам Маслоу в своей знаменитой пирамиде потребностей человека поставил ее на самом верху, выделив как потребность высочайшего уровня. Он обнаружил, что самые успешные люди с наиболее здоровой психикой – это те, кому посчастливилось в полной мере удовлетворить свою потребность в самореализации.
Для всех людей характерно врожденное стремление к прогрессу – до определенного уровня, когда мы довольны собой и тем, чего достигли. Все мы, часто даже этого не осознавая, жаждем такого внутреннего удовлетворения, удовлетворенности собой. Если же мы не признаем значимости этой самой человеческой из всех потребностей, мы, можно сказать, остаемся меньше самих себя, не реализуем свой потенциал полностью, и это тоже может стать источником сильного стресса.
Психолог Карл Юнг отмечал, что его пациенты, которые больше других боялись смерти, считали, что никогда не жили в полную силу. Верно и обратное: люди, чья жизнь наполнена, внутренне удовлетворены собой и относятся к смерти гораздо спокойнее.
Социология стресса
Наш мир складывается из динамических взаимоотношений трех типов: отношения человека с самим собой, с другими людьми и с обществом. Стрессоры могут воздействовать на нас в любой из этих областей, но залогом эффективного регулирования механизма стресса является наше отношение к самому себе. Почему? Потому что это единственная арена, поддающаяся нашему контролю. Нам не под силу контролировать то, что думают, чувствуют или делают другие люди; и мы не можем контролировать вклад, получаемый нами как индивидами от общества. А вот в
границах своего надежно защищенного «я» есть место для определенного маневра – при условии, однако, что мы готовы принимать вещи такими, какие они есть, и умеем пользоваться своими уникальными внутренними ресурсами.
Осознать и признать необходимость понимания себя бывает нелегко, ведь люди – существа социальные. Вопрос в том, как, будучи частью группы или племени, не потерять самого себя? Как оставаться связанным с чем-то большим, чем вы сами – семьей, местным сообществом, рабочей командой и другими группами, – и при этом сохранять способность при необходимости выйти из- под их влияния и жить своим умом?
Философ Конфуций говорил, что в совсем юном возрасте старался угодить родителям, позже – понравиться друзьям, а потом мудрым учителям, и только в конце жизни научился нравиться самому себе. Тогда-то он и обнаружил в себе внутреннюю мудрость, которая оказала неоценимое влияние на всю китайскую культуру.
Навязчивое стремление угодить всем и каждому – проблема весьма распространенная, одна из тех, которые мешают нам добиваться успеха в жизни. Широко известная история об индуистском божестве Шиве и его супруге Парвати отлично иллюстрирует эту мысль. Однажды Парвати спросила Шиву, почему люди нередко очень несчастны, хотя созданы для того, чтобы наслаждаться прекрасными дарами Земли. В ответ Шива предложил Парвати вместе с ним посетить Землю.
Замаскировавшись под людей, божества отправились на Землю и увидели обычную пожилую супружескую пару, бредущую из одной деревушки в другую; они стали за ними наблюдать.
Сначала старик ехал на осле, а старуха шла рядом. Когда старики добрались до какой-то деревни, они услышали, как местные жители называют мужчину злым и эгоистичным, потому что он сам едет, а его бедная жена идет пешком. Поэтому, приближаясь к следующей деревне, старик слез с осла, а старуха забралась на животное; так они и вошли в деревню. И снова жители были настроены критически, заявив, что женщина не уважает своего мужа, ведь он так много и тяжело трудился в своей жизни и теперь должен ехать, а она идти. Когда пара приблизилась к следующей деревне, они оба сидели на осле. Жители этой деревни с возмущением сказали старикам, что они жестоки, так как обременяют бедного осла двойным грузом. У следующей деревни старики слезли с животного и пошли рядом. И тут их высмеяли за глупость. У них есть здоровый, сильный осел, а они оба идут пешком!
Понаблюдав за всем этим, Шива, взглянув на Парвати, сказал: «Понимаешь, люди очень хотят угодить друг другу, а всем угодить невозможно». И хотя, безусловно, желать нравиться окружающим, доставить им удовольствие, угодить – это часть человеческой натуры, хорошее качество, однако, позабыв себя ради этого, мы вряд ли сможем многого достичь в жизни.
Очередной этап в эволюции человечества
Учитывая, что реакция на стресс сформировалась в ходе эволюции, разумно предположить, что следующий этап в развитии человека поможет выдержать давление стрессоров, испытываемое нами сегодня. Когда мы с Эддом и Джоном используем на семинарах инструменты Внутренней игры, то часто видим, к какому фундаментальному сдвигу в жизни участников это приводит. Мы видим, что вместо страха, удивления и шока, с которыми большинство людей встречают неизбежные, но все же потрясающие изменения в жизни, они обучаются новым реакциям, в которых задействуются внутренние возможности Я 2, такие как ясность, любовь, обучение, осознание и принятие. Иными словами, признавая реакции прежнего механизма стресса и помня о них, мы получаем возможность выбирать новые, эволюционно более продвинутые варианты.


К несчастью, примитивная реакция на стресс происходит автоматически, поскольку предназначена для выживания. Она активируется неосознанно. А новые реакции сродни тренировке мышц, сила которых ранее не использовалась; чтобы сделать мышцы сильными и гибкими, требуются ежедневные целенаправленные занятия в тренажерном зале.
Упражнение. Использование мозга высшего порядка
Выберите одну из стрессовых ситуаций, которые вы записали в упражнении в главе 1
, и обдумайте, как вы обычно реагируете в таких случаях. Попытайтесь придумать альтернативные реакции «бей, беги или замри» учитывая высокую организацию мозга современного человека.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Глава 5. Переключение скоростей
Стресс, с которым мы сталкиваемся в жизни, не неизбежен и не сопровождает нас с рождения.
Обучая людей игре в теннис и гольф, я не устаю поражаться тому, что люди испытывают стресс, занимаясь тем, что, по сути, призвано улучшить их физическую и психологическую форму.
Нередко они говорят: «Пойду-ка немного расслаблюсь, сыграю в теннис…» или «Хочу сегодня отдохнуть, поиграть в гольф». Но, оказавшись на корте или на поле для гольфа, они чувствуют еще большее напряжение, чем раньше. Образно говоря, они хотели снизить скорость, но только ускорились. Я часто наблюдал за игроками на поле для гольфа в прекрасный солнечный день; перед ними простирается бесконечная зеленая гладь, они окружены друзьями. У них есть все необходимое для радости и удовольствия, но на лицах читается совсем другое – история о мрачной сосредоточенности, разочаровании, негодовании. Стоит ли удивляться, что одна из причин смерти на поле для гольфа – это остановка сердца? А между тем, как уже говорилось, стресс не является непременным условием игры в теннис или гольф. Его вызывает то, что мы вкладываем в победу и поражение, в свою хорошую или плохую игру. И осознанный выбор в этом плане – важнейшее условие для преодоления вредоносного стресса. Поскольку в правилах игры в гольф об этом ничего не сказано, игрокам остается придумывать их самим. Чтобы выбор был осознанным, спросите себя не только о том, какова ваша цель, но и о том, почему вы играете в гольф. Ради чего вы это делаете? Каковы ваши намерения? Может, для поддержания хорошей физической формы или ради приятного общения с партнерами? А может, для того чтобы на время уйти от повседневности и насладиться красотой природы? Полезно лучше узнать самого себя, потренировать внимание или поэкспериментировать с выбором разных целей, поставленных вами в тот или иной день игры. Скорее всего, вы обнаружите, что это не так уж и просто. Влияние того, что вкладывают в игру ваши друзья, сообщество, наверняка начнет ощущаться особенно остро. Чтобы устоять перед ним, придется постоянно повторять сформулированное вами намерение: «Нет, я пришел сюда сегодня не для того, чтобы доказать себе и всем, что отлично играю в гольф. Я здесь, чтобы…»
Сбавьте обороты
В течение дня мы постоянно переключаемся с одной скорости на другую, причем в большинстве случаев делаем это неосознанно. Проблема возникает, когда хронические страх, разочарование или подавленность приводят к истощению. Каждый может убедиться в этом на собственном примере, ведь это не бином Ньютона понять. В состоянии сильного стресса мы становимся похожи на сухую губку, которую выжимают, хотя в ней уже не осталось ни капли влаги. Не в силах приспособиться к ситуации, мы начинаем что есть мочи давить на газ. А нужно-то всего лишь понять,