Файл: Вопросы к зачету Основы управления персоналом Методы, принципы, функции и задачи управления персоналом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к зачету «Основы управления персоналом»


  1. Методы, принципы, функции и задачи управления персоналом.

На практике выделяют три группы методов управления персоналом организации:

  • экономические методы (среди распространенных форм такого воздействия — материальное стимулирование, экономические нормы и нормативы);

  • административные или организационно-распорядительные методы (это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.);

  • социально-психологические методы (включают в себя: психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата в коллективе), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.).

Управление персоналом традиционно осуществляется на основе принципов:

  • научности;

  • демократического централизма;

  • плановости;

  • первого лица;

  • единства распорядительства;

  • отбора, подбора и расстановки кадров;

  • сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;

  • линейного, функционального и целевого управления;

  • контроля исполнения решений и др.

Основные функции управления персоналом


  • Подбор, наем, обучение (в случае необходимости), формирование персонала с целью повышения уровня успешности компании.

  • Оценка персонала.

  • Развитие благоприятного морального климата и организационной структуры для повышения творческой активности каждого работника.

  • Наиболее эффективное использование потенциала сотрудников и его вознаграждение.

  • Обеспечение гарантии социальной ответственности перед каждым сотрудником.

  • Анализ кадрового потенциала и планирование его дальнейшего развития.

  • Мотивация персонала.

  • Оценка, обучение кадров.

  • Содействие адаптации работников к нововведениям в компании.

  • Создание комфортных социальных условий в коллективе.

  • Решение индивидуальных вопросов касательно психологической совместимости сотрудников.

Основными задачами управления персоналом являются:

  • формирование системы управления персоналом;

  • планирование кадровой работы;

  • разработка оперативного плана работы с персоналом;

  • проведение маркетинга персонала;

  • определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале.

  • Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров:

  • наем, отбор и прием персонала;

  • деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе;

  • профориентационная и трудовая адаптация;

  • мотивация трудовой деятельности персонала и его использования;

  • организация труда и соблюдение этики деловых отношений;

  • управление конфликтами и стрессами;

  • обеспечение безопасности персонала;

  • управление нововведениями в кадровой работе;

  • обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров;

  • управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;

  • управление поведением персонала в организации;

  • управление социальным развитием;

  • высвобождение персонала.





  1. Профессиональный стандарт «Специалиста по управлению персоналом».

Необходимые умения:

  • Определять параметры и критерии аттестации персонала.

  • Определять и применять средства и методы аттестации.

  • Выделять группы персонала для проведения аттестации.

  • Обеспечивать документационное сопровождение аттестации персонала.

  • Составлять и контролировать статьи расходов на аттестацию персонала для планирования бюджетов.

  • Пользоваться информационными ресурсами и базами данных по проведению аттестации.

  • Соблюдать нормы этики делового общения.

 Необходимые знания:

  • Порядок и технология проведения аттестации.

  • Технологии и методы определения и оценки профессиональных знаний, умений и компетенций.

  • Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала.

  • Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оценки персонала.

  • Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права и др.




  1. Современные требования к кадровой политики. Основные направления формирования кадровой политики организации.

Сегодня эффективное функционирование любой организации возможно только при условии формирования и реализации эффективной кадровой политики, отвечающей следующим требованиям:

  • соответствовать целям и стратегии развития;

  • быть адаптированной к конкретным условиям хозяйствования;

  • обеспечивать высокую мотивацию труда персонала;

  • предусматривать постоянное внедрение инновационных технологий работы с персоналом;

  • отвечать требованиям и условиям внутренней и внешней среды;

  • быть экономически обоснованной, учитывающей реальные финансовые возможности;

  • формироваться на основе индивидуального подхода к трудовому потенциалу каждого работника и учета совокупности факторов его социально-психологического характера;

  • быть гибкой и;

  • учитывать влияние социальных рисков и др.

Система основных направлений формирования и реализации кадровой политики

  • Проведение маркетинговой деятельности в области персонала.

  • Прогнозирование создания новых рабочих мест.

  • Планирование потребности организации в персонале.

  • Профориентация, организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, трудовая адаптация персонала.

  • Разработка рациональных систем стимулирования труда и мотивационного механизма.

  • Разработка программ развития персонала.

  • Организация труда и рабочего места, подбор и расстановка персонала, оптимизация численности работников.

  • Организация эффективного использования кадрового потенциала.

  • Управление новациями в кадровой работе.

  • Анализ причин высвобождения персонала.

  • Обеспечение высокого уровня качества и результатов труда.

  • Совершенствования управления персоналом и оценка экономической и социальной эффективности.

  • Рационализация затрат на персонал.

  • Обеспечение работникам безопасных условий труда.

  • Обеспечение качество трудовой жизни работникам.





  1. Система критериев и показателей для проведения диагностики кадровой политики и оценки ее эффективности.

Оценка эффективности кадровой политики – это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности, и для соотнесения их результатов с итогами деятельности предприятия в прошлом, с итогами других предприятий и с целями предприятия

Эффективная кадровая политика компании невозможна без постоянного анализа обстановки внутри предприятия и во внешней среде.

Критерии оценки:

1) количественный и качественный состав персонала; 2) уровень текучести кадров; 3) результативность труда; 4) затраты на персонал


  1. Кадровая стратегия: понятие и принципы разработки.


Кадровая стратегия - совокупность принципиальных подходов к реализации ключевых задач по кадровому направлению деятельности организации, отражающих особенности ее текущего и перспективного развития

Кадровая стратегия организации определяется следующими факторами:

  • — внешней и внутренней средой функционирования организации;

  • — философией организации (миссией, видением, ценностями);

  • — типом стратегии организации, принятой ее руководством;

  • — уровнем планирования;

  • — типом кадровой политики;

  • — компетентностью персонала




  1. Методы оценки и отбора персонала. Критерии отбора кадров.


Методы

  1. сбор данных о кандидатах

  2. тестирование на выявления профессиональных и личных качеств

  3. рекомендации

  4. интервью (собеседование)

Критерии отбора кандидатов устанавливаются по основных требованиям к кандидатам, они ни в коем случае не должны быть завышенными. А так же они обязательно и связанны с местом работы.


  1. Формы социального взаимодействия в команде.


Формы

  1. соперничество (стремление опередить соперника. Также делится на два вида: конфликт и конкуренция)

  2. сотрудничество (взаимопомощь друг другу для достижения целей)




  1. Цели, задачи, виды и формы аттестации - как способ оценки персонала.

Аттестация существует как плановая, так и внеплановая, основная цель – это проверка деловых качеств персонала, итогов работы, способствует выявлению пригодности данного сотрудника для занимаемой должности.


Формы и виды

  1. официальная и неофициальная

  2. первичная аттестация

  3. после испытательного срока

  4. периодическая аттестация

  5. внеплановая аттестация

  6. итоговая




  1. Методы и формы формирования системы взаимоотношений в коллективе.


Существует несколько основных принципов эффективного взаимодействия:

  1. четкость мыслей.

  2. Разрешение конфликтов, а не их создание

  3. Обмен информацие

Для эффективности взаимодействия:

  1. Общее место и предмет взаимодействия.

  2. Развитые и развивающиеся навыки общения

  3. Личное общение

  4. Контроль эмоций, интонации и жестов

  5. Двустороннее общение

  6. Главное факты, а не предложения

  7. Разговор с нужным человеком.




  1. Принципы социального, делового и личностного взаимодействия.


Принципы социального взаимодействия

  1. Помощь друг другу при участие в общем деле – сотрудничество

  2. Конкуренция или конфликт – соперничество


Принципы делового взаимодействия

  1. пунктуальность

  2. Конфиденциальность

  3. Любезность, доброжелательность и приветливость.

  4. Внимание к окружающим

  5. Внешний облик.

  6. Грамотность.


Принципы личностного взаимодействия

    1. Вербальное – устная речь

    2. Невербальное –жесты и прочие сигналы

    3. Аффективное – обмен эмоциями




  1. Основные направления, задачи и принципы научной организации труда.

Основными задачами научной организации труда в правоохранительной деятельности являются:

  • экономические задачи, предполагающие экономию материальных и финансовых ресурсов, а также экономию рабочего времени, психофизиологических ресурсов человека и его трудозатрат на конкретных участках деятельности;

  • психофизиологические задачи, связанные с созданием благоприятных условий работы, поддержанием оптимальных параметров рабочей среды, а также с обеспечением здоровья и высокой работоспособности;

  • социальные задачи, заключающиеся в создании условий для профессионального роста, получения образования, всестороннего и гармоничного развития личности, повышения содержательности и привлекательности труда, служебного роста, а также в воспитании добросовестного отношения к служебным обязанностям;

  • правовые задачи, обладающие особой значимостью и специфическим содержанием. С одной стороны, научная организация труда в правоохранительной деятельности должна полностью соответствовать законодательству. С другой стороны, инновационные процессы обусловлены закономерностями развития общества, что объективно предполагает необходимость совершенствования законодательства, регулирующего оперативно-служебную деятельность органов вмнутренних дел.


К числу принципов НОТ можно отнести следующие:

1) приоритет прав человека над иными целями совершенствования деятельности органов внутренних дел. Данный принцип предполагает, что в этой деятельности возможна только та новация, которая соответствует общепринятым нормам уважения и защиты прав человека и гражданина;

2) верховенство закона над технологичностью нововведения. Для правоохранительной деятельности более важна не материальная выгода, полученная от новшества, а его соответствие требованиям закона, которыми регламентирован этот вид деятельности;

3) единство общесистемных средств и методов правоохранительной деятельности. Этот принцип означает, что нововведение не может быть прерогативой одного структурного звена в системе МВД России;

4) разделение компетенции между разработчиком нововведения и заказчиком научной продукции (например, между научной организацией и МВД России), которое основано на договорной форме правовых отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) Ответственность за последствия применения нововведения. Это его обязательный компонентом, поэтому новации в органах внутренних дел должны проходить предварительную апробацию;

6) гласность форм и средств научной организации труда. Этот принцип заключается в том, что, с одной стороны, правоохранительная деятельность открыта для общественного контроля и обсуждения, а с другой — гласность способствует исключению любого рода непоследовательности, случайности нововведения в правоохранительной деятельности;

7) преемственность форм и методов научной организации труда. Предполагает последовательное совершенствование правоохранительной деятельности с учетом ранее внедренных новаций.


  1. Методы научного обоснования норм труда.


По принципиальной схеме установления норм методы нормирования труда делят на аналитические и суммарные.

Аналитические методы включают: анализ конкретного трудового процесса, разделение его на элементы, проектирование рациональных режимов работы оборудования, организации труда и необходимых затрат времени по элементам трудового процесса, установление норм на операции.

Суммарные методы предполагают установление норм труда без разделения процесса на элементы и проектирование рациональной организации труда, т. е. на основе либо опыта нормировщика (опытный метод), либо статистических данных о выполнении аналогичных работ (статистический метод).