Файл: Вопросы к зачету Основы управления персоналом Методы, принципы, функции и задачи управления персоналом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к зачету «Основы управления персоналом»
-
Методы, принципы, функции и задачи управления персоналом.
На практике выделяют три группы методов управления персоналом организации:
-
экономические методы (среди распространенных форм такого воздействия — материальное стимулирование, экономические нормы и нормативы); -
административные или организационно-распорядительные методы (это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.); -
социально-психологические методы (включают в себя: психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата в коллективе), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.).
Управление персоналом традиционно осуществляется на основе принципов:
-
научности; -
демократического централизма; -
плановости; -
первого лица; -
единства распорядительства; -
отбора, подбора и расстановки кадров; -
сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; -
линейного, функционального и целевого управления; -
контроля исполнения решений и др.
Основные функции управления персоналом
-
Подбор, наем, обучение (в случае необходимости), формирование персонала с целью повышения уровня успешности компании. -
Оценка персонала. -
Развитие благоприятного морального климата и организационной структуры для повышения творческой активности каждого работника. -
Наиболее эффективное использование потенциала сотрудников и его вознаграждение. -
Обеспечение гарантии социальной ответственности перед каждым сотрудником. -
Анализ кадрового потенциала и планирование его дальнейшего развития. -
Мотивация персонала. -
Оценка, обучение кадров. -
Содействие адаптации работников к нововведениям в компании. -
Создание комфортных социальных условий в коллективе. -
Решение индивидуальных вопросов касательно психологической совместимости сотрудников.
Основными задачами управления персоналом являются:
-
формирование системы управления персоналом; -
планирование кадровой работы; -
разработка оперативного плана работы с персоналом; -
проведение маркетинга персонала; -
определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале. -
Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров: -
наем, отбор и прием персонала; -
деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; -
профориентационная и трудовая адаптация; -
мотивация трудовой деятельности персонала и его использования; -
организация труда и соблюдение этики деловых отношений; -
управление конфликтами и стрессами; -
обеспечение безопасности персонала; -
управление нововведениями в кадровой работе; -
обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; -
управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; -
управление поведением персонала в организации; -
управление социальным развитием; -
высвобождение персонала.
-
Профессиональный стандарт «Специалиста по управлению персоналом».
Необходимые умения:
-
Определять параметры и критерии аттестации персонала. -
Определять и применять средства и методы аттестации. -
Выделять группы персонала для проведения аттестации. -
Обеспечивать документационное сопровождение аттестации персонала. -
Составлять и контролировать статьи расходов на аттестацию персонала для планирования бюджетов. -
Пользоваться информационными ресурсами и базами данных по проведению аттестации. -
Соблюдать нормы этики делового общения.
Необходимые знания:
-
Порядок и технология проведения аттестации.
-
Технологии и методы определения и оценки профессиональных знаний, умений и компетенций. -
Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала. -
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оценки персонала. -
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права и др.
-
Современные требования к кадровой политики. Основные направления формирования кадровой политики организации.
Сегодня эффективное функционирование любой организации возможно только при условии формирования и реализации эффективной кадровой политики, отвечающей следующим требованиям:
-
соответствовать целям и стратегии развития; -
быть адаптированной к конкретным условиям хозяйствования; -
обеспечивать высокую мотивацию труда персонала; -
предусматривать постоянное внедрение инновационных технологий работы с персоналом; -
отвечать требованиям и условиям внутренней и внешней среды; -
быть экономически обоснованной, учитывающей реальные финансовые возможности; -
формироваться на основе индивидуального подхода к трудовому потенциалу каждого работника и учета совокупности факторов его социально-психологического характера; -
быть гибкой и; -
учитывать влияние социальных рисков и др.
Система основных направлений формирования и реализации кадровой политики
-
Проведение маркетинговой деятельности в области персонала. -
Прогнозирование создания новых рабочих мест. -
Планирование потребности организации в персонале. -
Профориентация, организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, трудовая адаптация персонала. -
Разработка рациональных систем стимулирования труда и мотивационного механизма. -
Разработка программ развития персонала. -
Организация труда и рабочего места, подбор и расстановка персонала, оптимизация численности работников. -
Организация эффективного использования кадрового потенциала. -
Управление новациями в кадровой работе. -
Анализ причин высвобождения персонала. -
Обеспечение высокого уровня качества и результатов труда. -
Совершенствования управления персоналом и оценка экономической и социальной эффективности. -
Рационализация затрат на персонал. -
Обеспечение работникам безопасных условий труда. -
Обеспечение качество трудовой жизни работникам.
-
Система критериев и показателей для проведения диагностики кадровой политики и оценки ее эффективности.
Оценка эффективности кадровой политики – это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности, и для соотнесения их результатов с итогами деятельности предприятия в прошлом, с итогами других предприятий и с целями предприятия
Эффективная кадровая политика компании невозможна без постоянного анализа обстановки внутри предприятия и во внешней среде.
Критерии оценки:
1) количественный и качественный состав персонала; 2) уровень текучести кадров; 3) результативность труда; 4) затраты на персонал
-
Кадровая стратегия: понятие и принципы разработки.
Кадровая стратегия - совокупность принципиальных подходов к реализации ключевых задач по кадровому направлению деятельности организации, отражающих особенности ее текущего и перспективного развития
Кадровая стратегия организации определяется следующими факторами:
-
— внешней и внутренней средой функционирования организации; -
— философией организации (миссией, видением, ценностями); -
— типом стратегии организации, принятой ее руководством; -
— уровнем планирования; -
— типом кадровой политики; -
— компетентностью персонала
-
Методы оценки и отбора персонала. Критерии отбора кадров.
Методы
-
сбор данных о кандидатах -
тестирование на выявления профессиональных и личных качеств -
рекомендации -
интервью (собеседование)
Критерии отбора кандидатов устанавливаются по основных требованиям к кандидатам, они ни в коем случае не должны быть завышенными. А так же они обязательно и связанны с местом работы.
-
Формы социального взаимодействия в команде.
Формы
-
соперничество (стремление опередить соперника. Также делится на два вида: конфликт и конкуренция) -
сотрудничество (взаимопомощь друг другу для достижения целей)
-
Цели, задачи, виды и формы аттестации - как способ оценки персонала.
Аттестация существует как плановая, так и внеплановая, основная цель – это проверка деловых качеств персонала, итогов работы, способствует выявлению пригодности данного сотрудника для занимаемой должности.
Формы и виды
-
официальная и неофициальная -
первичная аттестация -
после испытательного срока -
периодическая аттестация -
внеплановая аттестация -
итоговая
-
Методы и формы формирования системы взаимоотношений в коллективе.
Существует несколько основных принципов эффективного взаимодействия:
-
четкость мыслей. -
Разрешение конфликтов, а не их создание -
Обмен информацие
Для эффективности взаимодействия:
-
Общее место и предмет взаимодействия. -
Развитые и развивающиеся навыки общения -
Личное общение -
Контроль эмоций, интонации и жестов -
Двустороннее общение -
Главное факты, а не предложения -
Разговор с нужным человеком.
-
Принципы социального, делового и личностного взаимодействия.
Принципы социального взаимодействия
-
Помощь друг другу при участие в общем деле – сотрудничество -
Конкуренция или конфликт – соперничество
Принципы делового взаимодействия
-
пунктуальность -
Конфиденциальность -
Любезность, доброжелательность и приветливость. -
Внимание к окружающим -
Внешний облик. -
Грамотность.
Принципы личностного взаимодействия
-
Вербальное – устная речь -
Невербальное –жесты и прочие сигналы -
Аффективное – обмен эмоциями
-
Основные направления, задачи и принципы научной организации труда.
Основными задачами научной организации труда в правоохранительной деятельности являются:
-
экономические задачи, предполагающие экономию материальных и финансовых ресурсов, а также экономию рабочего времени, психофизиологических ресурсов человека и его трудозатрат на конкретных участках деятельности; -
психофизиологические задачи, связанные с созданием благоприятных условий работы, поддержанием оптимальных параметров рабочей среды, а также с обеспечением здоровья и высокой работоспособности; -
социальные задачи, заключающиеся в создании условий для профессионального роста, получения образования, всестороннего и гармоничного развития личности, повышения содержательности и привлекательности труда, служебного роста, а также в воспитании добросовестного отношения к служебным обязанностям; -
правовые задачи, обладающие особой значимостью и специфическим содержанием. С одной стороны, научная организация труда в правоохранительной деятельности должна полностью соответствовать законодательству. С другой стороны, инновационные процессы обусловлены закономерностями развития общества, что объективно предполагает необходимость совершенствования законодательства, регулирующего оперативно-служебную деятельность органов вмнутренних дел.
К числу принципов НОТ можно отнести следующие:
1) приоритет прав человека над иными целями совершенствования деятельности органов внутренних дел. Данный принцип предполагает, что в этой деятельности возможна только та новация, которая соответствует общепринятым нормам уважения и защиты прав человека и гражданина;
2) верховенство закона над технологичностью нововведения. Для правоохранительной деятельности более важна не материальная выгода, полученная от новшества, а его соответствие требованиям закона, которыми регламентирован этот вид деятельности;
3) единство общесистемных средств и методов правоохранительной деятельности. Этот принцип означает, что нововведение не может быть прерогативой одного структурного звена в системе МВД России;
4) разделение компетенции между разработчиком нововведения и заказчиком научной продукции (например, между научной организацией и МВД России), которое основано на договорной форме правовых отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) Ответственность за последствия применения нововведения. Это его обязательный компонентом, поэтому новации в органах внутренних дел должны проходить предварительную апробацию;
6) гласность форм и средств научной организации труда. Этот принцип заключается в том, что, с одной стороны, правоохранительная деятельность открыта для общественного контроля и обсуждения, а с другой — гласность способствует исключению любого рода непоследовательности, случайности нововведения в правоохранительной деятельности;
7) преемственность форм и методов научной организации труда. Предполагает последовательное совершенствование правоохранительной деятельности с учетом ранее внедренных новаций.
-
Методы научного обоснования норм труда.
По принципиальной схеме установления норм методы нормирования труда делят на аналитические и суммарные.
Аналитические методы включают: анализ конкретного трудового процесса, разделение его на элементы, проектирование рациональных режимов работы оборудования, организации труда и необходимых затрат времени по элементам трудового процесса, установление норм на операции.
Суммарные методы предполагают установление норм труда без разделения процесса на элементы и проектирование рациональной организации труда, т. е. на основе либо опыта нормировщика (опытный метод), либо статистических данных о выполнении аналогичных работ (статистический метод).