Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Предоставление рекламных услуг» (Обзор теории и мировая практика предоставления рекламных услуг).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Обзор теории и мировая практика предоставления рекламных услуг
1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
ГЛАВА 2. Моделирование бизнес-процесса «Предоставление рекламных услуг»
2.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
Для удовлетворения запросов всех клиентов мы берем на должность менеджера двух людей. Курьер (опыт работы не обязателен) возит необходимые документы от Заказчика к исполнителю и наоборот.
Техническая оснащенность производства.
3 персональных компьютера для директора, исполнительного директора и дизайнера, 1 принтер, плоттер, сканер, дигитайзер, соответствующие лицензионные программные продукты.
1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
В современной практике моделирования управленческой и производственной деятельности для обозначения объектов моделирования принято использовать термин «бизнес-процесс». В международном стандарте ISO 9000:2000 принят термин «процесс», однако в настоящее время эти термины можно считать синонимами [10].
Моделирование бизнес процессов является важной составной частью проектов по реинжинирингу (реорганизации) бизнес процессов и созданию крупномасштабных систем программного обеспечения (ПО). Отсутствие таких моделей является одной из главных причин неудач многих проектов. Однако даже наличие моделей не гарантирует успеха, поскольку существует ряд других серьезных причин, приводящих к неудачам:
- отсутствие заинтересованности со стороны высшего руководства организации;
- некорректная постановка целей проекта;
- недостаточная информированность персонала организации относительно целей и результатов проекта;
- непонимание сути и реальных возможностей используемых методов моделирования;
- отсутствие корпоративных стандартов описания и регламентации бизнес процессов;
- неэффективное применение инструментов моделирования.
Бизнес - процесс определяется как логически завершенный набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, поддерживающий деятельность организации и реализующий ее политику, направленную на достижение поставленных целей. Стандарт ISO 9000:2000 определяет процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. По отношению к получению добавленной ценности продукта или услуги можно выделить следующие классы процессов:
- основные процессы;
- обеспечивающие процессы.
Для моделирования бизнес процессов используется несколько различных методов, основой которых являются как структурный, так и объектно ориентированный подходы к моделированию. Однако деление самих методов на структурные и объектные является достаточно условным, поскольку наиболее развитые методы. Методы и средства моделирования бизнес процессов используют элементы обоих подходов. К числу наиболее распространенных методов относятся:
- метод функционального моделирования SADT (IDEF0);
- метод моделирования процессов IDEF3;
- моделирование потоков данных DFD;
- метод ARIS;
- метод Ericsson Penker;
- метод моделирования, используемый в технологии Rational Unified Process.
Сравнительный анализ различных методов и инструментальных средств моделирования. Основная задача сравнительного анализа состоит в том, чтобы ответить на ряд вопросов, возникающих у руководителей и специалистов в начале проекта по моделированию и реорганизации бизнес_процессов предприятия:
Какое инструментальное средство использовать в проекте (ARIS, BPwin, Rational Rose и др.)?
Какой метод использовать для описания процессов?
• Как моделировать процессы с использованием некоторого инструментального средства?
В настоящее время на российском рынке представлено достаточно большое количество инструментальных средств (ARIS, AllFusion Modeling Suite, Rational Rose и др.), которые позволяют, так или иначе, создавать описания (модели) бизнес_процессов. Рациональный выбор средств возможен при понимании руководством компании и ее специалистами нескольких аспектов:
- целей проекта;
- требований к информации о бизнес процессах, необходимой для анализа и принятия решений в рамках конкретного проекта;
- возможностей инструментальных средств в части описания процессов.
Говорить о преимуществе того или иного метода и средств бессмысленно, пока не определены тип и рамки проекта, его основные задачи. Описание бизнес процессов проводится с целью их дальнейшего анализа и реорганизации. Целью реорганизации может быть внедрение информационной системы, сокращение затрат на выпуск продукции, повышение качества обслуживания клиентов, создание должностных и рабочих инструкций при внедрении стандартов ISO_9000 и т.д. Одним из важнейших аспектов описания моделей бизнес процессов является отражение управляющих воздействий, обратных связей по контролю и управлению процедурой. В нотации ARIS eEPC управление процедурой может быть отражено только при помощи указания входящих документов, которые регламентируют выполнение процедуры, и последовательности вы полнения процедур во времени (запускающие события). В отличие от ARIS, в нотации IDEF0 каждая процедура должна иметь хотя бы одно управляющее воздействие (вход управления – стрелка сверху). Для адекватного описания процесса управления в нотации eEPC необходимо заранее договориться, как будут отражены в модели документы (информация), регламентирующие выполнение процедур процесса [11].
Часто одним из недостатков BPwin называют ограничение по количеству объектов на диаграмме. Однако опыт реальных проектов показывает, что для проекта, результаты которого можно практически использовать (критерий обозримость), количество объектов в базе данных ARIS или модели BPwin составляет 150_300. Это означает, что при 8 объектах на одной диаграмме общее количество диаграмм (листов) в модели составит 20_40.
Для построения схем бизнес процессов часто используют программный пакет Visio. По своей сути он не является CASE средством. Несмотря на это, для простейшего моделирования Visio достаточно удобен. Он позволяет создавать наглядные схемы процессов.
Microsoft Visio - это векторный графический редактор, позволяющий создавать и редактировать блок-схемы и диаграммы, т. е. решать задачи, с которыми регулярно сталкиваются сотрудники самых разных подразделений любой компании. Первоначальная его версия была выпущена в 1992 году компанией Visio Corporation и регулярно обновлялась вплоть до 2000 года, когда эта компания была приобретена Microsoft. После этого был произведен ребрендинг и новые версии продукта, интегрированные с пакетом Microsoft Office, выходили уже под названием Microsoft Visio [12].
Новая версия - Visio 2013 - заметно упрощает и ускоряет довольно нудную, но необходимую работу по построению блок-схем и диаграмм благодаря появлению новых удобных инструментов. Она дает возможность совместного редактирования диаграмм несколькими пользователями одновременно (в версии Professional), имеет улучшенное меню и хорошо приспособлена для работы с сенсорными экранами под управлением ОС Windows 8. В новой версии значительно расширена библиотека шаблонов, фигур и элементов, улучшены возможности оформления схем и диаграмм. Появились, в частности, возможности конструировать 3D-схемы, заменять отдельные фигуры или сразу несколько фигур в схеме с сохранением всех элементов их оформления и связей между ними, производить 3D-вращение фигур и т. п. В новой версии можно создавать диаграммы в соответствии со стандартами BPMN 2.0 или UML (Unified Modeling Language) 2.4. Связав диаграмму с источником данных - например, с таблицей Excel или SQL-сервером, - можно включить автоматическое обновление с заданными интервалами, и тогда диаграмма будет изменяться, постоянно отображая текущее состояние данных в таблице. Еще одна удобная функциональность - возможность подключить к диаграмме фотографии.
В Visio 2013 используется новый формат файлов - VSDX, созданный на базе обновленного XML-формата Office 2013 и позволяющий уменьшить размеры сохраняемых файлов, упростить взаимодействие пользователей при редактировании схем и т. д. При этом сохраняется возможность работы с файлами старого формата VDX и сохранения новых диаграмм и схем в формате VDX, благодаря чему обеспечивается обмен результатами с теми пользователями, кто работает со старыми версиями Visio.
Использование Visio 2013 совместно с Microsoft SharePoint 2010 или 2013 обеспечивает возможность просмотра созданных в Visio диаграмм другими пользователями в браузере, без ее инсталляции. Они могут участвовать в работе над диаграммой, оставляя свои комментарии. При этом пользователи могут видеть только те данные и только те компоненты диаграмм, доступ к которым им разрешен в соответствии с политикой компании. Преимущества Microsoft Visio:
Microsoft Visio является мощным графическим инструментом для представления различных диаграмм и схем. С его помощью можно создавать модели процессов и показывать комплексные данные в удобном виде. Простой интерфейс значительно упрощает рисование схем. Эти возможности дают ряд преимуществ при моделировании процессов [13].
Основными преимуществами Visio , по сравнению с CASE средствами, являются:
Легкость создания схем. Для разработки схем процессов не требуется специальное обучение. Рисование диаграмм и схем процессов осуществляется с помощью простого и понятного интерфейса;
Наличие образцов диаграмм. В Microsoft Visio включено большое количество различных образцов диаграмм, что упрощает и ускоряет процесс создания схем бизнес процессов;
Связь схем процессов с данными из офисных приложений. Т.к. Visio входит в состав пакета Microsoft Office, то схемы процесса можно связать с документами и данными из Word , Excel , PowerPoint , Access and Project;
Применение стандартных нотаций. Для создания схем процессов, применяемых в различных CASE средствах (например, ARIS, BPWIN,ERWin, Rational Rose) Visio включает в себя набор диаграмм, которые используются в этих средствах. Например, eEPC, IDEF0, IDEF3, UML. Для некоторых из них Visio позволяет осуществлять контроль правильности создания схем процессов.
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Рассматривается деятельность и бизнес-процессы агенства, специализирующейся на предоставлении рекламных услуг. Моделирование бизнес-процессов должно позволить повысить эффективность деятельности компании. При этом количество и качество заключенных договоров (О) зависит от таких эндогенных переменных как: эффективность деятельности сотрудников компании, вложений на рекламу (I). Управляющими воздействиями (экзогенными переменными) являются влияние законодательной базы, условий заказчиков (С) и фактора времени навыполнение заказа (Т), которые накладывают ограничения на реализацию деятельности компании. Целевой функцией системы является максимизация количества и качества заключенных договоров, прибыли.
Таким образом, модель деятельности компании на теоретико-множественном уровне может быть представлена как:
(Z , I , О , T , C ; ϕ , ψ ),
ϕ : I× Z× T × С → Z ; ψ : Z× T → O,
где Z, I, О, С, Т – множества значений соответственно вектора фазовых координат (состояний), входов, выходов, управляющих воздействий и времени; ϕ , ψ – переходная функция и выходное отображение соответственно.
Основными этапами разработки проекта являются следующие:
- Проведение обследования деятельности компании.
- Построение моделей.
- Модель «как есть».
- Модель «как должно быть».
Для создания модели бизнес-процессов выбраны инструментальные средства Microsoft Visio 2013.
Эта программная среда поддерживает нотации IDEF0, DFD, IDEF3. Средство удобное, с интуитивно понятным интерфейсом. Позволяет строить иерархию диаграмм.
Принципы моделирования бизнес процессов.
Моделирование бизнес процессов основывается на ряде принципов, которые дают возможность создать адекватные модели процессов. Их соблюдение позволяет описать множество параметров состояния процессов таким образом, чтобы внутри одной модели компоненты были тесно взаимосвязаны, в то время как отдельные модели оставались в достаточной степени независимыми друг от друга [14].
Главными принципами моделирования бизнес процессов являются следующие:
Принцип декомпозиции – каждый процесс может быть представлен набором иерархически выстроенных элементов. В соответствии с этим принципом процесс необходимо детализировать на составляющие элементы.
Принцип сфокусированности – для разработки модели необходимо абстрагироваться от множества параметров процесса и сфокусироваться на ключевых аспектах. Для каждой модели эти аспекты могут быть свои.
Принцип документирования – элементы, входящие в процесс, должны быть формализованы и зафиксированы в модели. Для различных элементов процесса необходимо использовать различающиеся обозначения. Фиксация элементов в модели зависит от вида моделирования и выбранных методов.
Принцип непротиворечивости – все элементы, входящие в модель процесса должны иметь однозначное толкование и не противоречить друг другу.
Принцип полноты и достаточности – прежде чем включать в модель тот или иной элемент, необходимо оценить его влияние на процесс. Если элемент не существенный для выполнения процесса, то его включение в модель не целесообразно, т.к. он может только усложнить модель бизнес-процесса [15].
Методы моделирования бизнес процессов.