Файл: I методика анализа движения готовой продукции 1 Экономическое содержание и значение анализа движения готовой продукции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:
-
Внутренние причины:
-
недостатки в организации производства; -
плохое техническое состояние оборудования; -
простои; -
аварии; -
недостаток средств; -
недостатки в системе управления и материального стимулирования.
-
Внешние причины:
-
конъюнктура рынка; -
изменение спроса на отдельные виды продукции; -
состояние материально-технического обеспечения; -
несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:
-
объем выпуска в стоимостной оценке; -
материалоемкость; -
себестоимость товарной продукции; -
прибыль; -
рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПпл = V пл УД пл Ц пл
ВП усл1 = V ф УД пл Ц пл
ВП усл2 = V ф УД ф Ц пл
ВП ф = V ф УД ф Ц ф
ВП
V = ВП усл1 – ВП пл
ВП УД = ВП усл2 – ВП усл1
ВП Ц = ВП ф – ВП усл2
ВП = ВП V + ВП УД + ВП Ц = ВП ф – ВП пл
Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:
ВП = V УД Ц
ВП V = V УД Ц пл
ВП УД = Vф УД Ц пл
ВП Ц = V ф УДф Ц
ВП V + ВП УД + ВП Ц = ВП,
где ВП – изменение валовой продукции,
V – изменение объема производства,
Ц – изменение цены на продукцию.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
ГЛАВА II Оценка движения готовой продукции
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сыры Ставропольские»
Анализ объема и реализации продукции будет проводится на примере ОАО «Сыры Ставропольские».
ОАО «Сыры Ставропольские» на протяжении 15 лет обеспечивает потребительский рынок города Ставрополя и края плавлеными сырами, имея для этого специализированное оборудование, подготовленные кадры, производственные и складские площади, сложившиеся рынки сырья и сбыта готовой продукции. Производственная мощность предприятия позволяет полностью обеспечить потребность населения Ставропольского края в данном продукте.
На предприятии вырабатывается следующий ассортимент продукции:
Сыры плавленые колбасные:
-
сыр плавленый колбасный (с массовой долей жира 40% в сухом веществе);
Сыры плавленые брикетные:
-
Городской (жирность 30%); -
Орбита (жирность 20%); -
Костромской (жирность 40%);
Сыры плавленые пастообразные:
-
Янтарь (жирность 60%); -
Сказка (жирность 30%); -
Золушка (жирность 20%); -
Кисломолочный (жирность 45%); -
Омичка (жирность 50%); -
Сластена (жирность 30%); -
Шоколадный (жирность 30%);
Масло:
-
Масло сливочное крестьянское (фасованное по 200г).
Качество продукции является одним из основных факторов, влияющих на объем ее реализации. На предприятии продукция вырабатывается только из натурального сырья без стабилизаторов и красителей. Продукция вырабатывается по утвержденным в установленном порядке стандартам, сертифицирована в центре по стандартизации, метрологии и сертификации.
Специалистами лабораторий предприятия и санитарно-эпидемиологической станции города ведется строгий химический и бактериологический контроль за качеством сырья, материалов и припасов, готовой продукции, а также контроль за ходом технологического процесса.
Выпуск принципиально новых видов продукции потребует от предприятия больших капитальных вложений и много времени на закупку оборудования, технологии производства, обучения и переквалификацию кадров, маркетинговые исследования и рекламу.
Основными конкурентами на рынке сбыта готовой продукции являются по колбасным сырам – сыродельные заводы различных регионов России.
Таблица 1- Основные характеристики конкурентов
Показатели | Продукция ОАО «Сыры Ставропольские» | Продукция других регионов России | Импортная продукция | |
Качество продукции | высокое | среднее | высокое | |
Внешний вид (Привлекательность) | средняя | средняя | Высокая | |
Объем продаж(тонн/год) - колбасные - плавленые пастообразные | 640 70 | 300 - | - 490 | |
Занимаемая доля рынка (%): - колбасные - плавленые пастообразные | 68 12 | 32 - | - 88 | |
Стабильность продаж: - колбасные - плавленые пастообразные | высокая средняя | средняя - | - высокая |
Анализ конкурентов показывает, что 32 % рынка по колбасным сырам занимают сыродельные заводы различных регионов России, по причине низкой отпускной цены на готовую продукцию.
Низкая цена колбасных сыров у конкурентов складывается :
-
в летний период за счет изготовления собственного сырья для плавленых сыров по летним сниженным на 10 - 15 % ценам на молоко; -
в осенне-зимний период за счет закладки на хранение дешевого собственного летнего сырья (сыра жирного, сыра нежирного, масла, сухого молока).
При наличии финансовой возможности у предприятия осуществлять закладку дешевого летнего сырья, осенне-зимние цены на колбасные сыры приблизятся к ценам конкурентов, но более высокое качество готовой продукции позволит увеличить продажу колбасных сыров.
По плавленым ломтевым, пастообразным сырам картина на рынке складывается следующим образом: главными поставщиками таких сыров являются зарубежные фирмы за счет широкого ассортимента и высокого качества готовой продукции, а также качества и дизайна упаковки и маркировки.
Основными поставщиками сыров, масла, сухого молока в летний период по сниженным сезонным ценам являются молочные заводы Ставропольского края, работающие на местном сырье. В осенне-зимний период, из-за резкого снижения надоев молока, предприятие вынуждено искать поставщиков и закупать сырье по более высоким ценам в других регионах России и СНГ или на предприятиях, заготовивших сырье впрок. Сырьевая база очень не стабильна и носит сезонный характер. Единственным источником стабилизации цен на сырье является летняя закупка сырья, закладка на хранение с последующей его переработкой.
2.2. Анализ динамики выпуска и реализации продукции
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 2
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Годы | Объем производства продукции, тыс, руб | Темпы роста, % | Объем реализации, тыс. руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2009 | 85000 | 100 | 100 | 83000 | 100 | 100 |
2010 | 88000 | 103,5 | 103,5 | 85000 | 102,4 | 102,4 |
2011 | 95000 | 111,7 | 108 | 97000 | 116,8 | 114,1 |
Из таблицы видно, что за три года объем производства вырос на 11,7 %, а объем реализации продукции увеличился на 16,8%. То, что за 2011 год темп производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2010 году реализована в 2011 году полностью.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:
Тр = n-1Т1 Т2 …. Тn , Тпр = Тр – 100%;
С реднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:
Твып.п = Т1 Т2 Т3 = 1,0 1,035 1,08 = 1,1178 = 1,0572 = 105,72 %
Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:
Трп =1,0 1,024 1,141 = 1,1683 = 1,0809 = 108,09
Тпр = 108,09 – 100 = 8,09 %
График 1. Динамика производства и реализации продукции за период с 2009 по 2011 год
Также стоит рассмотреть изменение отдельных видов продукции по годам.
Таблица 3
Объем продаж по видам продукции за 2009 – 2011 гг.
Сыры | Реализовано в 2009г, тыс. руб. | Реализовано в 2010 г. тыс. руб. | Реализовано в 2011 г, тыс. руб. | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Колбасный | 45 000 | 54,22 | 43 000 | 50,59 | 47 000 | 48,45 |
Брикетный | 21 000 | 25,30 | 28 000 | 32,94 | 32 000 | 32,99 |
Пастообразный | 17 000 | 20,48 | 14 000 | 16,47 | 18 000 | 18,56 |
Итого: | 83 000 | 100 | 85 000 | | 97 000 | 100 |