Файл: I методика анализа движения готовой продукции 1 Экономическое содержание и значение анализа движения готовой продукции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:

  • Внутренние причины:

  • недостатки в организации производства;

  • плохое техническое состояние оборудования;

  • простои;

  • аварии;

  • недостаток средств;

  • недостатки в системе управления и материального стимулирования.

  • Внешние причины:

  • конъюнктура рынка;

  • изменение спроса на отдельные виды продукции;

  • состояние материально-технического обеспечения;

  • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:

  • объем выпуска в стоимостной оценке;

  • материалоемкость;

  • себестоимость товарной продукции;

  • прибыль;

  • рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПпл = V пл  УД пл  Ц пл

ВП усл1 = V ф  УД пл  Ц пл

ВП усл2 = V ф  УД ф  Ц пл

ВП ф = V ф  УД ф  Ц ф

 ВП
V = ВП усл1 – ВП пл

 ВП УД = ВП усл2 – ВП усл1

 ВП Ц = ВП ф – ВП усл2

 ВП =  ВП V +  ВП УД + ВП Ц = ВП ф – ВП пл

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

ВП = V  УД  Ц

 ВП V =  V  УД  Ц пл

 ВП УД = Vф   УД  Ц пл

 ВП Ц = V ф  УДф  Ц

 ВП V +  ВП УД +  ВП Ц =  ВП,

где  ВП – изменение валовой продукции,

 V – изменение объема производства,

Ц – изменение цены на продукцию.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
ГЛАВА II Оценка движения готовой продукции

2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сыры Ставропольские»

Анализ объема и реализации продукции будет проводится на примере ОАО «Сыры Ставропольские».

ОАО «Сыры Ставропольские» на протяжении 15 лет обеспечивает потребительский рынок города Ставрополя и края плавлеными сырами, имея для этого специализированное оборудование, подготовленные кадры, производственные и складские площади, сложившиеся рынки сырья и сбыта готовой продукции. Производственная мощность предприятия позволяет полностью обеспечить потребность населения Ставропольского края в данном продукте.

На предприятии вырабатывается следующий ассортимент продукции:

Сыры плавленые колбасные:

  • сыр плавленый колбасный (с массовой долей жира 40% в сухом веществе);

Сыры плавленые брикетные:

  • Городской (жирность 30%);

  • Орбита (жирность 20%);

  • Костромской (жирность 40%);

Сыры плавленые пастообразные:

  • Янтарь (жирность 60%);

  • Сказка (жирность 30%);

  • Золушка (жирность 20%);

  • Кисломолочный (жирность 45%);

  • Омичка (жирность 50%);

  • Сластена (жирность 30%);

  • Шоколадный (жирность 30%);

Масло:

  • Масло сливочное крестьянское (фасованное по 200г).


Качество продукции является одним из основных факторов, влияющих на объем ее реализации. На предприятии продукция вырабатывается только из натурального сырья без стабилизаторов и красителей. Продукция вырабатывается по утвержденным в установленном порядке стандартам, сертифицирована в центре по стандартизации, метрологии и сертификации.

Специалистами лабораторий предприятия и санитарно-эпидемиологической станции города ведется строгий химический и бактериологический контроль за качеством сырья, материалов и припасов, готовой продукции, а также контроль за ходом технологического процесса.

Выпуск принципиально новых видов продукции потребует от предприятия больших капитальных вложений и много времени на закупку оборудования, технологии производства, обучения и переквалификацию кадров, маркетинговые исследования и рекламу.

Основными конкурентами на рынке сбыта готовой продукции являются по колбасным сырам – сыродельные заводы различных регионов России.
Таблица 1- Основные характеристики конкурентов

Показатели

Продукция ОАО «Сыры Ставропольские»

Продукция других регионов России

Импортная продукция

Качество продукции

высокое

среднее

высокое

Внешний вид (Привлекательность)

средняя

средняя

Высокая

Объем продаж(тонн/год)

- колбасные

- плавленые пастообразные


640

70


300

-


-

490

Занимаемая доля рынка (%):

- колбасные

- плавленые пастообразные


68

12


32

-


-

88

Стабильность продаж:

- колбасные

- плавленые пастообразные


высокая

средняя


средняя

-


-

высокая


Анализ конкурентов показывает, что 32 % рынка по колбасным сырам занимают сыродельные заводы различных регионов России, по причине низкой отпускной цены на готовую продукцию.

Низкая цена колбасных сыров у конкурентов складывается :


  • в летний период за счет изготовления собственного сырья для плавленых сыров по летним сниженным на 10 - 15 % ценам на молоко;

  • в осенне-зимний период за счет закладки на хранение дешевого собственного летнего сырья (сыра жирного, сыра нежирного, масла, сухого молока).

При наличии финансовой возможности у предприятия осуществлять закладку дешевого летнего сырья, осенне-зимние цены на колбасные сыры приблизятся к ценам конкурентов, но более высокое качество готовой продукции позволит увеличить продажу колбасных сыров.

По плавленым ломтевым, пастообразным сырам картина на рынке складывается следующим образом: главными поставщиками таких сыров являются зарубежные фирмы за счет широкого ассортимента и высокого качества готовой продукции, а также качества и дизайна упаковки и маркировки.

Основными поставщиками сыров, масла, сухого молока в летний период по сниженным сезонным ценам являются молочные заводы Ставропольского края, работающие на местном сырье. В осенне-зимний период, из-за резкого снижения надоев молока, предприятие вынуждено искать поставщиков и закупать сырье по более высоким ценам в других регионах России и СНГ или на предприятиях, заготовивших сырье впрок. Сырьевая база очень не стабильна и носит сезонный характер. Единственным источником стабилизации цен на сырье является летняя закупка сырья, закладка на хранение с последующей его переработкой.

2.2. Анализ динамики выпуска и реализации продукции

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Таблица 2

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Годы

Объем производства продукции, тыс, руб

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

1

2

3

4

5

6

7

2009

85000

100

100

83000

100

100

2010

88000

103,5

103,5

85000

102,4

102,4

2011

95000

111,7

108

97000

116,8

114,1



Из таблицы видно, что за три года объем производства вырос на 11,7 %, а объем реализации продукции увеличился на 16,8%. То, что за 2011 год темп производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2010 году реализована в 2011 году полностью.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:




Тр = n-1Т1 Т2 …. Тn , Тпр = Тр – 100%;

С реднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:

Твып.п = Т1  Т2  Т3 = 1,0  1,035  1,08 = 1,1178 = 1,0572 = 105,72 %

Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

Трп =1,0  1,024  1,141 = 1,1683 = 1,0809 = 108,09

Тпр = 108,09 – 100 = 8,09 %





График 1. Динамика производства и реализации продукции за период с 2009 по 2011 год

Также стоит рассмотреть изменение отдельных видов продукции по годам.

Таблица 3

Объем продаж по видам продукции за 2009 – 2011 гг.

Сыры

Реализовано в 2009г, тыс. руб.

Реализовано в 2010 г.

тыс. руб.

Реализовано в 2011 г, тыс. руб.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

Колбасный

45 000

54,22

43 000

50,59

47 000

48,45

Брикетный

21 000

25,30

28 000

32,94

32 000

32,99

Пастообразный

17 000

20,48

14 000

16,47

18 000

18,56

Итого:

83 000

100

85 000




97 000

100