Файл: I методика анализа движения готовой продукции 1 Экономическое содержание и значение анализа движения готовой продукции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На следующих графиках наглядно изображено процентное изменение производства отдельных видов продукции предприятия ОАО «Сыры Ставропольские».
КС – колбасный сыр
БС – брикетный сыр
ПС – пастообразный сыр
График 2. Процентное отношение производства отдельных видов продукции к общему объему за 2009, 2010, 2011 гг.
Очевидно, что общий объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении в 2009 году составлял 83000 тыс. рублей, в 2010 году – 85000тыс. рублей, 2011 году – 97000 тыс. рублей. То есть объем выпуска продукции увеличился. Увеличение объема выпуска сказалось и на структуре выпускаемой продукции. Наибольший удельный вес в 2009 году в общем объеме производства занимал колбасный сыр (54,2 %), в 2010, 2011 годах удельный вес уменьшился и на 2011 год составлял 48,9 %. В то же время увеличился удельный вес брикетных сыров в общем объеме продукции. Если в 2009 году он составлял 25,3 %, то в 2011 году – 32,9 %.
Далее можно проанализировать и дать оценку выполнению плана по производству и реализации продукции за отчетный период, 2011 год.
Таблица 4
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ОАО «Сыры Ставропольские» за 2011 год
Изделие | Объем производства продукции, Тыс. руб | Реализация продукции, тыс. руб | ||||||
План | Факт | +, - | % к плану | план | факт | +, - | % к плану | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Колбасный | 40 000 | 44 000 | + 4 000 | + 10 | 39 500 | 47 000 | + 7 500 | + 18,9 |
Брикетный | 30 500 | 32 500 | + 2 000 | + 6,5 | 30 500 | 32 000 | + 1 500 | + 6,5 |
Пастообразный | 19 000 | 18 500 | - 5 000 | - 2,63 | 19 000 | 18 000 | - 1 000 | - 5,2 |
Итого: | 89 500 | 95 000 | + 5 500 | + 13,9 | 89 000 | 97 000 | + 8 000 | +20,2 |
Из таблицы видно, что фактический выпуск сыра в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 5500 тыс. рублей, это составило 13,9 %, а реализации на 8000 тыс. рублей, 20,2 %.
Если анализировать по сортам сыра, то фактический выпуск колбасного сыра в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 4000 тыс. руб. (что составило 10 %), а реализация на 7500 тыс. руб. (18,9 %); брикетного – выпуск на 2011 тыс. руб. (6,5 %), реализация - также на 1500 тыс. руб. (6,5 %); выпуск пастообразных сыров по сравнению с планом уменьшился на 5000 тыс. руб. (2, 6%), реализация также уменьшилась – на 1000 тыс. руб. (5,2 %).
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Таблица 5
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за январь, тыс. руб.
Изделие | Потребитель | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Колбасный | 1 | 600 | 600 | - | 600 |
2 | 200 | 250 | - | 200 | |
3 | 700 | 830 | - | 700 | |
4 | 450 | 300 | - 150 | 300 | |
5 | 800 | 850 | - | 800 | |
6 | 400 | 400 | - | 400 | |
7 | 1 100 | 1 000 | - 100 | 1 000 | |
8 | 650 | 690 | - | 650 | |
9 | 700 | 700 | - | 700 | |
10 | 300 | 480 | - | 300 | |
Брикетный | 1 | 200 | 300 | - | 200 |
2 | 450 | 400 | - 50 | 400 | |
3 | 120 | 100 | - 20 | 100 | |
4 | 350 | 450 | - | 350 | |
5 | 560 | 1050 | - | 560 | |
6 | 620 | 700 | - | 620 | |
Пастообразный | 1 | 250 | 300 | - | 250 |
2 | 100 | 100 | - | 100 | |
3 | 50 | 100 | - | 50 | |
4 | 320 | 300 | - 20 | 300 | |
5 | 200 | 150 | - 50 | 150 | |
6 | 150 | 150 | - | 150 | |
Итого: | | 9 270 | 10 200 | - 390 | 8 780 |
Процент выполнения договорных обязательств равен:
Кд.п = (9270 –390) / 9270 = 0,95 или 95 %.
Из таблицы видно, что за отчетный месяц по договорам недопоставлено на сумму 390 тыс. рублей, или на 5%. Если проводить анализ по видам сыров, что по колбасному сыру недопоставка составила 250 тыс. рублей, по брикетному сыру – 70 тыс. рублей, и по пастообразному также 70 тыс. рублей.
Далее нужно проанализировать выполнение договорных обязательств за год.
Таблица 6
Анализ выполнения договорных обязательств за 2011 год, тыс. руб.
Месяц | План поставки продукции | Недопоставка продукции | Выполнение, % | |||
За месяц | С начала года | за месяц | с начала года | За месяц | С начала года | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Январь | 9 270 | 9 270 | - 390 | - 390 | 95,8 | 95,8 |
Февраль | 8 900 | 18 170 | - 200 | - 590 | 97,7 | 96,7 |
Март | 8 400 | 26 570 | - 350 | - 940 | 95,8 | 96,4 |
Апрель | 7 300 | 33 870 | - 150 | - 1 090 | 97,9 | 96,7 |
Май | 6 800 | 40 670 | - 400 | - 1 490 | 94,1 | 96,4 |
Июнь | 6 000 | 46 670 | - 500 | - 1 990 | 91,7 | 95,7 |
Июль | 5 900 | 52 670 | - 100 | - 2 090 | 98,3 | 96,0 |
Август | 6 000 | 58 570 | - 300 | - 2 390 | 95 | 96,0 |
Сентябрь | 7 000 | 65 570 | - 700 | - 3 090 | 90 | 95,2 |
Октябрь | 7 230 | 72 800 | - 200 | - 3 290 | 97,2 | 95,4 |
Ноябрь | 8 100 | 80 900 | - 160 | - 3 450 | 98,0 | 95,7 |
Декабрь | 8 600 | 89 500 | - 350 | - 3 800 | 95,9 | 95,7 |
Из таблицы видно, что сумма недопоставки за 2011 год составила 3800 тыс. рублей, а план выполнен только на 95,7 %.
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
-
определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
-
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
-
изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
-
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Таблица 7- Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. | Процент выполнения плана | Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | |
План | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Колбасный | 40 000 | 44 000 | 110 | 40 000 |
Брикетный | 30 500 | 32 500 | 106,5 | 30 500 |
Пастообразный | 19 000 | 18 500 | 97,3 | 18 500 |
Итого: | 89 500 | 95 000 | 106,1 | 89 000 |
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Из таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 99,4 %
К вып. п = 89000 / 89500 100 = 99,4 %
А если проводить анализ по изделиям, то процент выполнения плана по колбасному сыру составил 110 %, по брикетному сыру –106,5 %, по пастообразному сыру – 97,3 %.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки. Этот способ позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПф = (Vф общ. УДi ф Цi пл) = 95000 тыс. руб.
ВП усл. = (Vф общ. УДi пл Цi пл) = 94570 тыс. руб.
ВП стр = ВПф – ВП усл = 95000 – 94570 = + 430 тыс. руб.
ГЛАВА III Факторы и резервы увеличения объема производства и реализации продукции
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема: