Файл: I методика анализа движения готовой продукции 1 Экономическое содержание и значение анализа движения готовой продукции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На следующих графиках наглядно изображено процентное изменение производства отдельных видов продукции предприятия ОАО «Сыры Ставропольские».







КС – колбасный сыр

БС – брикетный сыр

ПС – пастообразный сыр

График 2. Процентное отношение производства отдельных видов продукции к общему объему за 2009, 2010, 2011 гг.

Очевидно, что общий объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении в 2009 году составлял 83000 тыс. рублей, в 2010 году – 85000тыс. рублей, 2011 году – 97000 тыс. рублей. То есть объем выпуска продукции увеличился. Увеличение объема выпуска сказалось и на структуре выпускаемой продукции. Наибольший удельный вес в 2009 году в общем объеме производства занимал колбасный сыр (54,2 %), в 2010, 2011 годах удельный вес уменьшился и на 2011 год составлял 48,9 %. В то же время увеличился удельный вес брикетных сыров в общем объеме продукции. Если в 2009 году он составлял 25,3 %, то в 2011 году – 32,9 %.

Далее можно проанализировать и дать оценку выполнению плана по производству и реализации продукции за отчетный период, 2011 год.

Таблица 4

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ОАО «Сыры Ставропольские» за 2011 год


Изделие

Объем производства продукции,

Тыс. руб

Реализация продукции, тыс. руб

План

Факт

+, -

% к плану

план

факт

+, -

% к плану

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Колбасный

40 000

44 000

+ 4 000

+ 10

39 500

47 000

+ 7 500

+ 18,9

Брикетный

30 500

32 500

+ 2 000

+ 6,5

30 500

32 000

+ 1 500

+ 6,5

Пастообразный

19 000

18 500

- 5 000

- 2,63

19 000

18 000

- 1 000

- 5,2

Итого:

89 500

95 000

+ 5 500

+ 13,9

89 000

97 000

+ 8 000

+20,2




Из таблицы видно, что фактический выпуск сыра в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 5500 тыс. рублей, это составило 13,9 %, а реализации на 8000 тыс. рублей, 20,2 %.

Если анализировать по сортам сыра, то фактический выпуск колбасного сыра в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 4000 тыс. руб. (что составило 10 %), а реализация на 7500 тыс. руб. (18,9 %); брикетного – выпуск на 2011 тыс. руб. (6,5 %), реализация - также на 1500 тыс. руб. (6,5 %); выпуск пастообразных сыров по сравнению с планом уменьшился на 5000 тыс. руб. (2, 6%), реализация также уменьшилась – на 1000 тыс. руб. (5,2 %).

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Таблица 5

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за январь, тыс. руб.


Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

1

2

3

4

5

6

Колбасный

1

600

600

-

600

2

200

250

-

200

3

700

830

-

700

4

450

300

- 150

300

5

800

850

-

800

6

400

400

-

400

7

1 100

1 000

- 100

1 000

8

650

690

-

650

9

700

700

-

700

10

300

480

-

300

Брикетный

1

200

300

-

200

2

450

400

- 50

400

3

120

100

- 20

100

4

350

450

-

350

5

560

1050

-

560

6

620

700

-

620

Пастообразный

1

250

300

-

250

2

100

100

-

100

3

50

100

-

50

4

320

300

- 20

300

5

200

150

- 50

150

6

150

150

-

150

Итого:




9 270

10 200

- 390

8 780




Процент выполнения договорных обязательств равен:

Кд.п = (9270 –390) / 9270 = 0,95 или 95 %.

Из таблицы видно, что за отчетный месяц по договорам недопоставлено на сумму 390 тыс. рублей, или на 5%. Если проводить анализ по видам сыров, что по колбасному сыру недопоставка составила 250 тыс. рублей, по брикетному сыру – 70 тыс. рублей, и по пастообразному также 70 тыс. рублей.

Далее нужно проанализировать выполнение договорных обязательств за год.

Таблица 6

Анализ выполнения договорных обязательств за 2011 год, тыс. руб.


Месяц

План поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение, %

За месяц

С начала года

за месяц

с начала года

За месяц

С начала года

1

2

3

4

5

6

7

Январь

9 270

9 270

- 390

- 390

95,8

95,8

Февраль

8 900

18 170

- 200

- 590

97,7

96,7

Март

8 400

26 570

- 350

- 940

95,8

96,4

Апрель

7 300

33 870

- 150

- 1 090

97,9

96,7

Май

6 800

40 670

- 400

- 1 490

94,1

96,4

Июнь

6 000

46 670

- 500

- 1 990

91,7

95,7

Июль

5 900

52 670

- 100

- 2 090

98,3

96,0

Август

6 000

58 570

- 300

- 2 390

95

96,0

Сентябрь

7 000

65 570

- 700

- 3 090

90

95,2

Октябрь

7 230

72 800

- 200

- 3 290

97,2

95,4

Ноябрь

8 100

80 900

- 160

- 3 450

98,0

95,7

Декабрь

8 600

89 500

- 350

- 3 800

95,9

95,7



Из таблицы видно, что сумма недопоставки за 2011 год составила 3800 тыс. рублей, а план выполнен только на 95,7 %.
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей:

  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

  • изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.


Таблица 7- Выполнение плана по ассортименту продукции



Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

План

факт

1

2

3

4

5

Колбасный

40 000

44 000

110

40 000

Брикетный

30 500

32 500

106,5

30 500

Пастообразный

19 000

18 500

97,3

18 500

Итого:

89 500

95 000

106,1

89 000


Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Из таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 99,4 %


К вып. п = 89000 / 89500  100 = 99,4 %

А если проводить анализ по изделиям, то процент выполнения плана по колбасному сыру составил 110 %, по брикетному сыру –106,5 %, по пастообразному сыру – 97,3 %.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки. Этот способ позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПф = (Vф общ.  УДi ф  Цi пл) = 95000 тыс. руб.
ВП усл. = (Vф общ.  УДi пл  Цi пл) = 94570 тыс. руб.
ВП стр = ВПф – ВП усл = 95000 – 94570 = + 430 тыс. руб.
ГЛАВА III Факторы и резервы увеличения объема производства и реализации продукции

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема: