Файл: Лабораторная работа 5 оформление результатов научноисследовательской работы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это выражается в том, что оно выступает в качестве средства формирования внимания, памяти, мышления, речи детей. Оно же выступает в роли одного из компонентов учебного процесса. Поэтому можно считать, что в процессе общения у детей формируются познавательные процессы и развиваются навыки и умения. Следует отметить, что формирование познавательных процессов происходит в форме взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, а общение выступает в этой форме как средство.
При рассмотрении каждого элемента общения следует исходить из того, что каждый элемент включает в себя как минимум 2 элемента: коммуникативные действия участников, между которыми протекает контакт, и средства, которые служат для их осуществления.
Субъект общения (зеркальный пример, диалог) – человек, от которого исходят коммуникативные сообщения.
Объект (зритель, слушатель, участник) – то, на что направлено сообщение.
Коммуникативные действия – это способы и приемы проведения диалога между людьми.
Средства общения – это средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие субъекта и объекта взаимодействия. К средствам общения относят прежде всего язык, речь, мимику, жесты, позы, музыку.
При решении задач по математике учащиеся знакомятся с понятием "площадь фигуры". Но многие задачи, которые они воспринимают как задачи на измерение площади фигуры, оказываются сложно решаемыми, то есть возникает необходимость решать их с помощью построения.
Задачи с решением на построение очень часто встречаются в учебниках арифметики. В этом разделе мы будем рассматривать те задачи на сооружение фигур, решение которых не связано с измерением площади фигуры. Для решения таких задач используются готовые чертежи фигур, построенных с помощью вычислений площади фигуры или ее построений.
Коммуникация во время решения этих задач очень важна. Она учит детей быть внимательными, сосредоточенными. Учит их также работать в парах. Эта работа очень полезна для развития речи и коммуникативных навыков. Дети учатся высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. Кроме того, они учатся работать в группе.
Актуальность. В настоящее время существует ряд проблем в изучении геометрии в основной школе, которые нуждаются в решении. В частности, это касается формирования у учащихся универсальных действий. Формирование универсальных учебных действий – один из центральных вопросов при изучении школьного курса геометрии, так как именно от решения данной проблемы зависит формирование у школьников мотивации к обучению.
Противоречия, возникающие на пути решения проблемы формирования универсальных учебных действий у учащихся основной школы, и явились основанием для выбора темы настоящего исследования.
Проблема формирования универсальных учебных действий в основной школе актуальна уже с первых дней обучения в школе. Поэтому от того, насколько успешно будет сформирован необходимый навык работы по усвоению нового учебного материала, зависит успешность обучения школьников в целом. Изучение геометрии в школе – достаточно сложное и трудоемкое дело, поэтому все учителя, работающие в старших классах, испытывают трудности в формировании у учащихся метапредметных, предметных и личностных учебных действий (УУД).
Объектом исследования является процесс обучения геометрии в 5 – 7 классах.
Предметом исследования – формирование универсальных учебных действий учащихся при обучении геометрии
Цель исследования заключается в выявлении путей формирования универсальных учебных (УУД) действий при обучении математике в основной школе.
Гипотеза исследования:
- формирование УУД будет способствовать успешному обучению математике, если:
1) учащиеся на уроках математики будут действовать в соответствии с заданными целями;
2) в процессе реализации технологий обучения на уроках будут сформированы универсальные учебные действия;
3) учитель будет использовать в своей работе приемы формирования УУД и педагогические технологии, направленные на формирование универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основы формирования УУД при обучении математике;
• проанализировать особенности формирования универсальных ученых действий у школьников в процессе обучения математике;
• сформулировать методические рекомендации по формированию УУД на уроках математики в основной школе.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблемам формирования универсальных учеб-ных действий в основной школе, в том числе, на основе результатов эмпирического исследования; анализ учебно-методических комплексов и программ по математике для основной школы и опыт их использования в учебной деятельности.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
В первой главе работы рассматриваются понятия универсальных учебных действий, их виды, а также основные подходы к их формированию.
В первой главе работы рассматриваются различные подходы к формированию универсальных учебных действий (УДД), приводятся их виды и дается их краткая характеристика.
В качестве основного подхода к формированию УДД рассматривается деятельностный подход.
Основными задачами деятельностного подхода являются:
- формирование у школьников умений действовать;
- развитие у учащихся способности действовать в различных ситуациях.
Деятельностный метод обучения предполагает выполнение определенных действий для достижения определенного результата.
Действия, которые должен выполнить ученик, обозначаются как учебные действия.
Результат выполнения действия должен быть осознан учеником.
Таким образом, при формировании УУД учащиеся должны научиться выполнять определенные действия, чтобы научиться самостоятельно ставить перед собой цель и достигать ее.
Во второй главе приводится методика формирования УДД, а также результаты исследования.
В заключение содержатся рекомендации по использованию данной методики при формировании УДД на уроках математики.