Файл: 1. Предмет, методы, задачи осу объект науки это та часть окружающего нас мира, на которую направлено внимание этой науки. Объектом дисциплины Организационные структуры управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Предмет, методы, задачи ОСУ
Объект науки – это та часть окружающего нас мира, на которую направлено внимание этой науки. Объектом дисциплины «Организационные структуры управления», как и следует из названия этой науки, является организация (организация – социальная группа). При этом «Организационные структуры управления» изучает организацию как таковую, идеальный тип, и организации самых разных типов и видов.
Предмет науки – это значимая часть объекта либо какой-то важный процесс, которые, собственно, и изучает данная наука. Предметом изучения науки «Организационные структуры управления» являются закономерности построения, функционирования и развития различных структур управления организацией.
Методы анализа: системный подход, при котором организация представляется в виде системы; метод абстрагирования, который позволяет отбросить все несущественное, частное и вычленить важное, общее; метод историзма, который предполагает анализ организаций и их проблем в их историческом окружении, с учётом тех конкретных условий, в которых они создавались и функционировали
Задачи дисциплины «Организационные структуры управления»:
– методологические – разработка системы категорий и понятий для описаний организаций;
– конкретно-исследовательские – анализ типов организационных отношений, поведения человека в организации, взаимодействия социально-психологических и административных факторов, процессов принятия и осуществления управленческих решений;
– управленческие – обработка информации об организационных процессах, консультирование руководителей, 6 разработка стиля и методов управления, обоснование нововведений в организациях;
– проектно-прогностические – анализ проблем проектирования и создания новых организаций, выработка нормативов и целей преобразования организаций, определение организационных последствий экономических и правовых мероприятий.
2. Понятие, сущность организации
В русском языке термином «организация» обозначают 3 явления: 1. Организация – процесс упорядочения неорганизованных, хаотически расположенных элементов. 2. Организация – состояние и результат организованности, упорядоченное расположение элементов. 3. Организация – специфический вид социальной группы, объединения людей. «Организационные структуры управления» своим объектом имеет и изучает организации – социальные группы.
Организация – это набор стабильных социальных отношений, созданных преднамеренно, с ясной целью решения некоторых специфических задач. Неотъемлемой чертой каждой организации является ее структурированность, наличие у нее структуры. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, кто докладывает и кому, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для нее характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность означает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделение труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых разрабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решения крайне централизован, действия по разрешению любых проблем предпринимаются только высшим руководством, в других организациях принятие решений децентрализовано, полномочия и ответственность за это делегируются вниз по иерархии. Принятые соотношения централизации и децентрализации определяют характер и тип устанавливаемой в организации структуры управления. Большинство структур иерархичны. Социальная иерархия характеризуется неравенством статусов, отношений власти, престижа, доходов. Иерархия является универсальной формой построения организаций. Организационная иерархия выступает 8 как обобщенная функция совместной деятельности в виде координации, начала общего процесса интеграции индивидуальных действий в целое. Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд централизацией. Иерархия выступает как односторонняя личная зависимость одного индивида от другого. Такая зависимость закрепляется в статусах и составляет одну из сторон социального неравенства. Неотъемлемой частью, приложением статуса является роль. Ролевые требования, (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Роль – это конкретный, нормативно одобряемый способ поведения,
обязательный для индивидов, выполняющих соответствующие роли. Роли, выполняемые индивидом, становятся решающей характеристикой его личности. Неотъемлемым элементом организации является наличие у неё цели. Все организации создаются для достижения определённой цели. У всех рыночных (коммерческих) организаций цель одна – получение прибыли. Некоммерческие организации имеют другие, разнообразные цели.
3. Сущность организационной структуры
Под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются с помощью связей. В рамках организационной структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этой точки зрения организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой протекает процесс управления, направленный на достижение намеченных целей. Таким образом, организационная структура включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению.
В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям: – обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях; – быть адаптивной, оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды; – иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления; – быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.
Все организационные структуры в соответствии с их сущностными чертами и принципами функционирования можно разделить на две группы – иерархические структуры и органические (современные). Иерархические структуры, до сих пор сохраняющиеся, особенно на крупных предприятиях. Они имеют много разновидностей, но основными являются линейно-функциональная (и линейно-штабная, являющаяся разновидностью линейно-функциональной) и дивизиональная.
4. Задачи оргструктуры управления
Любая организационная структура управления решает в организации следующие задачи:
информационную – она предназначена для быстрой и безошибочной передачи информации вверх и вниз по иерархии, а также по горизонтали;
формальную – ОСУ служит для четкого разделения и закрепления полномочий и обязанностей каждого работника, и подразделения организации;
функциональную – она обеспечивает взаимодействие работников и подразделений в рамках выполнения ими своих функций и решения возникающих проблем;
контрольную – организационная структура позволяет вышестоящим руководителям четко и всеобъемлюще контролировать работу своих подчиненных;
внешнюю – в рамках каждой оргструктуры создаются подразделения, или вся оргструктура в целом ориентирована на тесное взаимодействие с внешней средой;
обеспечение мобильности работников – ОСУ помогает руководству, службе управления персоналом и работникам планировать и осуществлять свою вертикальную и горизонтальную карьеру в организации.
5. Понятие и виды систем
В изучении организаций особенно эффективным оказался системный подход. В соответствии с этим подходом каждая организация является и рассматривается как система.
Система – это множество взаимосвязанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование. Взаимосвязь и взаимодействие элементов приводит к тому, что система всегда больше суммы входящих в нее элементов. Это означает, что каждая система обладает новыми качествами, которые механически несводимы к сумме качеств ее элементов. Эти новые качества, присущие системе как целому, называются системными.
Виды организационных структур
Жёсткие организационные структуры (линейная; функциональная; линейно-функциональная; линейно-штабная).
Гибкие организационные структуры (проектная; матричная; программно-целевая; адхократическая; многомерная организационная структура; бригадная).
6. Системные законы
Система – это множество взаимосвязанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование. Взаимосвязь и взаимодействие элементов приводит к тому, что система всегда больше суммы входящих в нее элементов. Это означает, что каждая система обладает новыми качествами, которые механически несводимы к сумме качеств ее элементов. Эти новые качества, присущие системе как целому, называются системными. Так проявляется действие
закона синергии.
Еще один закон – закон самосохранения, в соответствии с которым каждая материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).
Влияние на систему процессов, происходящих во внутренней среде, описывается двумя законами. Закон наименьших величин – структурная устойчивость всякой системы как целостного образования определяется наименьшей относительной устойчивостью ее частей. По этому закону всякая система, если она развивается сама по себе, идет по пути 16 наименьшего сопротивления, двигаясь в направлении наименее устойчивой своей части. И, если не будет поставлена преграда, система либо разрушится, либо стабилизируется на каком-либо низком уровне.
Закон развития гласит, что каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Однако система не может развиваться бесконечно. Следующий закон – закон наибольших величин – описывает возможности системы к развитию. Суть его заключается в следующем: всякая система имеет определенный предел своего развития – энергетический порог, по достижении которого она начинает стагнировать, а затем регрессировать. Энергетический порог определяется уровнем энтропии системы.
Энтропия – это мера внутренней неупорядоченности системы. При всех процессах, происходящих в слабо адаптирующихся к изменениям системах, энтропия возрастает. Система, развиваясь прогрессивно, в то же время повышает свою энтропию. Достижение системой энергетического порога совпадает с максимумом энтропии. Наступает стагнация, которая, если не произойдет каких-либо коренных перемен, переходит в регрессивное движение, с преобладающим действием закона наименьших величин.
Закон информированности – упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования.
Закон единства: каждая организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций.
Закон композиции и пропорциональности: каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции). Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации, полноты.