Файл: Реферат по дисциплине Информационные технологии в управлении образовательной организации По теме Применение мультимедийных средств в системе обучения..docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.
Оценка. В ходе работы с компьютером учащиеся должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций «преподаватель – учитель – преподаватель».
При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.
Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки.
Мультимедийные системы учебного назначения предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством.
Мастерски сделанная обучающая программа с использованием мультимедиа технологии может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе.
Наиболее прогрессивные возможности мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента познания. Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа / гипермедиа проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения по всем блокам дисциплин общекультурной и предметной подготовки, позволяют трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий.
Информационные технологии позволяют дать учащимся уникальную возможность самим в процессе обучения независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы.
В имеющихся на сегодняшний день исследованиях использования мультимедиа можно выделить следующие проблемы:
• при использовании мультимедиа не учитываются персонифицированные стили обучения. Иными словами, реальная индивидуализация обучения на основе использования мультимедиа происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля автора мультимедиа-программ со стилем пользователя;
• не учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспекты обучения. Введение графики, видео- изображений и аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого;
• введение различных типов медиа-воздействия (среди которых звук, графика, видео, анимация) не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации, а порой мешает за счет зашумления каналов восприятию обучаемых;
• неподготовленность преподавателя к свободному использованию мультимедиа в образовании вследствие низкой мультимедиа – грамотности (умение осуществлять обоснованный выбор мультимедиа-средств для реализации педагогических целей, знание возможностей и современных тенденций развития мультимедиа, владение инструментальными средствами разработки мультимедиа учебного назначения для сборки мультимедиа-модулей);
• проблема отторжения имеющихся программ и ресурсов, которое происходит по причинам неадекватности мультимедиа-программ реальному образовательному процессу;
• использование мультимедиа как нового дидактического средства в традиционных системах обучения не позволяет оптимально реализовать образовательный и развивающий ресурс мультимедиа;
Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные технологии которые позволяют развивать педагогические технологии. С их помощью на занятиях должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность преподавателя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носить исследовательский, эвристический характер.
Для успешного внедрения этих технологий преподаватель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.
4. Влияние на педагогические технологии информационных и коммуникационных технологий
Для обеспечения конкурентно – способности выпускника в информационном обществе считается целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий.
Развитие общества обусловливает необходимость перехода учебных заведений к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса.
Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.
Перед учебными заведениями стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.
Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности учащихся. Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное
, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника.
Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой обучаемый участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы – интерес к способам добывания знаний. Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения обучаемых можно говорить о наличии информационной технологии обучения.
Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на занятиях, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?
Ставятся цели, решаемые посредством ИКТ:
1. Интенсификация учебного процесса.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
3. Формирование образовательных компетенций:
4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.
5. Осуществление самообразования.
6. Формирование информационной культуры.
Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах занятия.
Для внеклассной работы можно создать электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность обучаемых, что приводит к появлению желание создать подобный электронный продукт.
Заключение
Система общего среднего образования испытывает существенную потребность в качественных мультимедиа ресурсах, которые на практике позволили бы:
организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;
привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипермедиа систем; объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
управлять учебной деятельностью школьников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;
создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
- оперативно обеспечить учителей, учеников и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию общего среднего образования;
создать основу для постоянного и оперативного общения учителей, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.
Все, без исключения, мультимедиа ресурсы, используемые в системе общего среднего образования, должны удовлетворять дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют потребностям учебного процесса школы и, соответственно, дидактическим принципам обучения.
Список источников
1. Афанасьев А.П., «О влиянии информационных технологий на формы и методы обучения», «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2003)
2. Башмаков М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. – СПб.: СВЕТ, 1997.
3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании
4. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех» – М. Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
5. Дрешер Ю.Н., «Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе», г. Казань
6. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография / Л.Х. Зайнутдинова. – Астрахань: ЦНТЭП, 1999.
7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие / И.Г. Захарова. – 2е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
8. Мячина, Е.В. Информационные технологии в системе мониторинга внедрения инноваций в воспитательную работу общеобразовательной школы // Информатика и образование, 2007.
9. Савинов Т.Т. Информационные технологии в сфере образования: учеб. пособие / Т.Т. Савинов, Д.А. Данилов, Е.А. Басахранова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.
10. Урванцева С.Е., Горбунова Н.Т., Сапогова Н.И. Технологии мультимедиа в образовании: возможности и направления развития.