ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 35.

Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению-рассказу от лица очевидца обороны Севастополя (по рассказу «Севастополь в декабре месяце»).

Цель:

  • выявить особенности изображения военных событий в рассказе, скромность, искренность, мужество, душевное величие и стойкость простого русского солдата в изображении Л.Н. Толстого; подготовиться к домашнему сочинению;

  • формировать навыки выразительного чтения, пересказа, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать интерес к истории России, формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления причин самоотверженности героев-защитников Севастополя.


Оборудование: учебники литературы для 7 класса.
ХОД УРОКА.

І. Проверка домашнего задания.

1.Пересказ статьи учебника «Поразмышляем о прочитанном».
2.Слово учителя.

Хотя рассказ и называется «Севастополь в декабре месяце», описанные в нем события в значительной части относятся к более раннему периоду. В своем рассказе Толстой не дал картины сражения 5 октября, но все произведение пронизано его отзвуками. Герои рассказа — люди, одержавшие серьезную, решительную победу над врагом. Их стойкость и уверенность в своих силах имеют фактическую основу.

«Севастополь в декабре месяце» был напечатан в июньской книжке «Современника» (за 1855 г.). Сюжетной канвой второго севастопольского рассказа стали события, произошедшие через полгода после приезда Л.Н. Толстого в город. Последние дни героической обороны показаны в третьем севастопольском рассказе.

В печати появились похвальные отзывы о первом севастопольском рассказе Толстого. Севастопольская кампания предстала перед русским обществом в совершенно ином виде. Писатель не говорил громких фраз, не приукрашивал действительность. Во всем чувствовалась исключительная правдивость и достоверность.
II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Беседа.

- Как изображена Полтавская битва в поэме А.С. Пушкина «Полтава»?

- Похоже ли изображение картин Крымской войны на изображение боя в поэме А.С.Пушкина?

Описание Полтавского боя в поэме Пушкина и Севастопольского сражения у Толстого различны. Толстой показывает войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а... в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти...».

3. Выразительное чтение описания утра в начале и описании вечера в финале рассказа.

- Какое настроение создает описание природы в рассказе?

Автор как бы ведет читателя по Севастополю, показывает его в утренние часы. Описание утра воссоздает атмосферу настороженного ожидания грядущих событий. В финале рассказа описание вечера подчеркивает будничность происходящего. Новые жизненные обстоятельства, трудности, вызванные войной, стали для жителей осажденного города привычными условиями, и люди в этих труднейших условиях живут своей обычной жизнью.

- На какие картины обращает внимание автор, описывая северный берег большой Севастопольской бухты, набережную?
4. Выразительное чтение от слов «На северной денная деятельность...» до слов «...причаливают и отчаливают от пристани» и от слов «На набережной шумно шевелятся...» до слов «...не знают, что и делать».

Автор обращает внимание на серые, будничные, казалось бы, совсем непримечательные, негероические картины. О необычном говорится как об обычном, а будничное, повседневное несет в себе героическое.
- Л.Н. Толстой описывает выражение лиц севастопольцев. На какую деталь обращает внимание автор?
5. Выразительное чтение отрывка от слов «Но вглядитесь ближе в лица этих людей...» до слов «...и вида и звуков с Северной стороны».

- Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка «войны в настоящем ее выражении».

Толстой называет госпиталь «домом страданий». Война — это кровь, страдания, смерть. Именно поэтому Толстой начинает описание событий с госпиталя.

- Что подчеркивает Л.Н. Толстой, изображая старого исхудалого солдата, белокурого, с бледным лицом человека, старого солдата, который меняет белье, матроску, матроса, у которого вырвана часть груди?

- Подтвердите текстом мысль Толстого о ратном подвиге русского солдата и офицера: «...исполняет свое дело, какое бы оно ни было».
6. Работа с фрагментами рассказа.

Перечитайте эпизоды: а) «В госпитале»; б) «На Четвертом бастионе».

Воспользуйтесь планом:

- портрет героя;



- участие в обороне Севастополя;

- отношение к нему автора.

1 вариант — старый матрос.

2 вариант - белокурый человек с бледным лицом.

3 вариант - старый солдат.

4 вариант - матроска.

5 вариант - матрос, у которого вырвана часть груди.

В центре внимания Толстого — человек с его внутренним миром и переживаниями. Раскрывая типичный характер солдата и матроса, Толстой подчеркивает их естественность, скромность.
7. Обращение к иллюстрации в учебнике. Какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации?

Разговор старого солдата с рассказчиком.

- Как изображает Л.Н. Толстой Четвертый бастион?
8. Выразительное чтение от слов «Недалекий свист ядра...» до слов «… тридцати - сорока саженях».

Писатель создает здесь коллективный образ защитников Севастополя, передает их общее настроение, психологию. Солдаты и матросы живут в землянках, ходят по грязи, прежде чем подойти к орудию, стать на место убитого или раненого товарища, засовывают трубки в карманы, дожевывают сухари.
9. Обращение к иллюстрации в учебнике. «Севастополь. Угол Четвертого бастиона».

- Упомянуты ли в рассказе имена знаменитых полководцев — героев Севастополя?

- Кто является главным героем севастопольской эпопеи? В чем причина стойкости севастопольцев?
10. Выразительное чтение от слов «Итак, вы видели...» до слов «...которой героем был народ русский».

Народ — главный герой севастопольской эпопеи и главный герои первого севастопольского рассказа Толстого. Причина стойкости духа защитников города — любовь к родине. Идея народного патриотизма прозвучала в рассказе с огромной силой.

- Чем гордится офицер Л.Н. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата?

Л.Н. Толстой восхищен скромностью, искренностью, мужеством простого солдата. Правда, которую Толстой увидел в осажденном городе и о которой говорит в рассказах, — это душевное величие и стойкость русского человека. И главное — это «убеждение в невозможности взять Севастополь и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа».
11. Обращение к иллюстрации в учебнике.

- Как вы объясните роль использованных Толстым приемов:


1) он не дает имен своим героям;

2) обращается к читателю напрямую: «Вы подходите к пристани...», «Вы смотрите на полосатые громады кораблей…» и т. д.;

3) ведет повествование рассказчик, сам являющийся участников событий.

В рассказе воссоздана обобщенная картина событий. Обращение к читателю напрямую, повествование от лица рассказчика делают картину максимально достоверной.
III. Подведение итогов урока.

1.Слово учителя.

Такое изображение войны шло вразрез с мнением правительства. А слова Толстого «поколебать где бы то ни было силу русского народа» цензор заменил выражением «поколебать силу России».

В рассказе «Севастополь в декабре месяце» Толстой высказал свое мнение о русском солдате, резко расходящееся с тем, которое было дано в его проекте реорганизации армии. То новое, что сказал Толстой о русском солдате, открылось перед ним во время боев за Четвертый бастион, участником которых он стал сам.

В первом севастопольском рассказе обличительная линия только намечается. Она получит свое развитие в двух следующих рассказах – «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года», которые были задуманы и написаны как цикл, объединенный общим идейным замыслом.
2.Задание по домашнему сочинению.

Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта по плану:

  1. Выбрать героя, от имени которого будет идти повествование.

  2. Найти факты, эпизоды, свидетелем и участником которых было действующее лицо – автор повествования.

  3. Расположить отобранные факты, эпизоды во временной последовательности в их связи с судьбой рассказчика.

  4. Найти слова, которые необходимо использовать в сочинении.


IV. Домашнее задание.

1.Оформить сочинение набело.

2.Прочитать 1-4 главы сказа Н.С.Лескова «Левша».

3.Индивидуальные задания:

- подготовить пересказ фрагмента автобиографической заметки Н.С.Лескова;

- подготовить сообщение «Детство, годы учения Н.С.Лескова»;

- подготовить сообщение о портрете Н.С.Лескова работы В.А.Серова.