Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Главным инструментом реализации прав человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации, является социальная политика государства. Концепция социальной политики в полной мере должна отражать целевые установки и задачи, решение которых направлено на обеспечение достойных условий жизни всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Данные установки социальной политики отражены в 7 и 39 статьях Конституции РФ. Основными механизмами реализации социальных функций государства через его политику являются нормативные и организационные.
Проблемы правового регулирования социально-обеспечительных отношений затрагивают в той или иной мере права и интересы практически всех граждан. Нельзя забывать, что они тесто связаны с социально-экономической, политической ситуацией, культурно-нравственной, духовной. сферами. Построение и реализация социальной политики в России в начале 90-х годов строилось по принципу «тушения пожара», была противоречива и непоследовательна. В современный период развития России социальная политика строится на системном, всестороннем изучении всех сторон развития общества. Акцент современной социальной политики делается на правовое регулирование и сопровождение социальной защиты, поддержки и помощи граждан, но при этом необходимо отметить, что реализация данной политики и сейчас остается непоследовательной и противоречивой.
Центральное место в социальной политике государства занимает социальная защита и ее основные элементы – социальное обеспечение, социальное страхование.
Цель работы – рассмотреть понятие и содержание социального обеспечения населения.
Задачи работы:
1) исследовать понятие социального обеспечения населения и рассмотреть нормативные правовые и другие акты, его регламентирующие;
2) дать оценку системы социального обеспечения населения в России;
3) выявить проблемы правового регулирования социального обеспечения населения в России;
4) разработать рекомендации по совершенствованию системы социального обеспечения населения в России.
Предмет исследования – понятие социального обеспечения населения.
Объект исследования - действующая система социального обеспечения населения России.
Научно-методическая основа работы – нормативно-правовые акты, регулирующие социальную защиту населения в Российской Федерации, научная, методическая литература и публикации по исследуемой проблеме.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты социального обеспечения
1.1.Понятие социального обеспечения
Социальная защита - основополагающий элемент конституционного принципа, провозглашающего Россию социальным государством; социальная защита проявляется в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]. Эти условия должны создаваться и гарантироваться государством. В этой связи к социальной защите относятся многие конституционные социальные права в различных сферах общественной жизни, поскольку именно социальные права связаны с формированием достойного жизненного уровня человека. Это трудовые, жилищные, семейные и экологические права, а также право на социальное обеспечение, социальную поддержку и обязательное социальное страхование. Все эти права вытекают из предусмотренной ст. 7 Конституции РФ обязанности государства обеспечить достойный жизненный уровень и свободное развитие человека[2].
Одним из основных элементов социальной защиты является социальное обеспечение. Конституция РФ какую-то характеристику социальному обеспечению дает только в ст. 39. При этом в статье уточняются некоторые социальные риски и основные меры социального обеспечения. Анализируя указанную норму, Ю.В Васильева отмечает, что «формулировка этой конституционной статьи позволяет сделать вывод о том, что реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту, в ней не содержится»[3]. Пункт 1 статьи 39 даже сформулирован таким образом, что в нем отсутствуют слова «право на социальное обеспечение» [4].
Понятие и содержание социального обеспечения, а самое главное «права граждан на социальное обеспечение» в статье не закреплены, что создает неопределенность и в вопросе о месте социального обеспечения в системе социальной защиты граждан[5].
Единство по вопросу о понятии социального обеспечения в юридической науке не достигнуто до сих пор. Не добавляет ясности в определение социального обеспечения и анализ ст. 39 Конституции РФ[6]. Фактически конституционная норма содержит открытый перечень социальных рисков, являющихся основаниями для предоставления социального обеспечения: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В части 2 статьи 39 Конституции РФ предусматривается: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Можно предположить, что основными видами социального обеспечения являются пенсии и пособия. При таком подходе меры социальной поддержки не могут рассматриваться как вид социального обеспечения в узком смысле слова[7].
В ст. 39 Конституции РФ не достаточно закрепить только право на социальное обеспечение, должно быть закреплено и право на различные его виды. Ведь право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения. Поэтому право на социальное обеспечение не может быть единым как статутное право человека и гражданина[8].
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве. В экономической и юридической науках до сих пор нет общепринятого понятия «социальное обеспечение». Семантическое понимание данного понятия – «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества»[9]. Таким образом, социальное обеспечение можно понимать с позиции осуществления различных форм помощи населению, при этом формы и виды помощи могут быть различными.
В настоящее время в науке существует две основных концепции содержания понятия «социальное обеспечение» – экономическая и правовая. Суть экономической концепции заключается в том, что в социальное обеспечение включает в себя все виды помощи населению, за счет общественных фондов потребления (бесплатное образование разных уровней, все виды пенсий, пособий, льготы для различных категорий граждан, льготное жилье, медицинская помощь и лечение) [10].
Правовая концепция основывается на том, что обеспечение, прежде всего, должно касаться отдельных категорий общества, требующих к себе особого отношения и защиты со стороны государства (инвалиды, военнослужащие, малообеспеченные).
Социальное обеспечение – это совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности[11].
Социальное обеспечение рассматривают через предоставление помощи только лицам, подвергшимся воздействию социального риска на безвозмездно неэквивалентных или бесплатных началах[12]. Поэтому санаторно-курортное обслуживание и образование не следует включать в понятие социального обеспечения[13]. Данное мнение является неоднозначным и спорным.
Рассматривая содержание понятия социального обеспечения, необходимо выделить его признаки:
– источники финансирования, то есть за счет каких средств может осуществляться социальное обеспечение. В настоящее время это специальные внебюджетные фонды: социальное страхование, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, государственный фонд занятости населения РФ, а также средства государственного бюджета и территориальных фондов социальной поддержки населения; – категории граждан, подлежащих обеспечению. С юридической точки зрения, обеспечение за счет общества не должно быть для всех граждан, а лишь для определенных категорий, установленных в законе[14]. В настоящее время выделены следующие категории: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; беженцы и вынужденные переселенцы; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные (данным категориям устанавливаются конкретные виды обеспечения);
– условия предоставления обеспечения, то есть право на обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе;
– цель предоставления обеспечения. Государство, предоставляя обеспечение, преследует конкретные цели развития стабильного общества. Например, через обеспечение женщины пособием по беременности и родам целью государства является материальная поддержка женщины вне трудовой период, забота о здоровье матери и ребенка, воспитание здорового поколения, в конечном счете, рост народонаселения. При этом целью каждого вида обеспечения является устранение асимметрии в социальном благополучии между гражданами государства.
Остается неясным вопрос о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» [15].
Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обоих этих общественных категорий[16]. Возьмем, к примеру, Конвенцию МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения»[17], в которой дается перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от разновидности социальных и несоциальных факторов[18]. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение – все же различные категории и, во-вторых, социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением. Все институты права социального обеспечения направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.
В конституционно-правовом смысле понятие социальной защиты также является более широким по сравнению с социальным обеспечением. Такой вывод, в том числе, можно сделать на основе анализа п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ[19], в котором к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится «социальная защита, включая социальное обеспечение» [20].
Для обеспечения достойного уровня социальных выплат и определенного уровня безопасности и комфортности жизнедеятельности граждан России у государства должна быть достаточная финансовая база. Её создание нуждается в правовом опосредовании с помощью бюджетного законодательства, но никак не законодательства о социальном обеспечении. В то же время непосредственно в Конституции РФ ничего не сказано о средствах, которые предназначены для реализации социальных прав граждан[21]. И скорее всего, можно говорить о программе действий для государства, которое должно найти эти средства в бюджете страны или сформировать их каким-либо иным способом, чтобы гарантировать реализацию не только права на социальное обеспечение, но и все остальные провозглашенные социальные права. Положение, гарантирующее право на достойный уровень жизни и социальную защищенность, скорее содержится в ст. 7, а не в ст. 39 Конституции РФ[22]. Именно ст. 7 говорит о России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Анализ теории права дает основание утверждать, что ст. 39 Конституции РФ содержит лишь правовое предписание, касающееся социального обеспечения граждан. Однако она не называет юридические средства, с помощью которых происходит его соблюдение, исполнение, использование, применение[23].
Ст. 39 Конституции РФ относится числу правоустанавливающих, в которых указываются лишь правомочия физических лиц[24]. Закрепляя право каждого российского гражданина на социальное обеспечение, она тем самым возлагает на государство обязанность законодательного решения всех вопросов, связанных с его реализацией. Поскольку социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, то и законодательство по социальному обеспечению должно приниматься как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Кроме того, наличие в Конституции России ст. 39 означает, что государство придает праву социального обеспечения граждан весьма важное значение[25].