Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Величина прожиточного минимума определяется с опозданием, поскольку в законодательстве отсутствуют сроки установления величины прожиточного минимума, и предлагает сделать прожиточный минимум прогнозируемой величиной, используя данные предыдущего квартала и предполагаемый уровень инфляции.
Несмотря на значение этого норматива, прожиточный минимум рассчитывается исходя из заниженных норм потребления продуктов литания, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. Значительная доля расходов направляется на питание: при этом преобладает углеводистое питание (хлебопродуктов для трудоспособного населения — 133,7 кг в год, а мяса — 37,2 кг, рыбы — 16 кг, свежих фруктов — 23 кг). По непродовольственной группе товаров предусмотрены неоправданно длительные периоды использования вещей. Например, при расчете прожиточного минимума трудоспособного гражданина в потребительскую корзину заложены 3 единицы изделий верхней пальтовой группы на 7,6 лет; 7 пар чулочно-носочных изделий на 1,4 года; 6 пар обуви на 3,2 года. При нынешней стоимости лекарственных средств на приобретение предметов первой необходимости и лекарств предусмотрено 10—15 % от обшей величины расходов на непродовольственные товары в месяц. Услуги запланированы в основном коммунальные[57].
Таким образом, прожиточный минимум не гарантирует гражданам достойный уровень жизни. Ведь для того чтобы жить достойно, нужно хорошо питаться, вовремя лечиться, удовлетворять другие естественные потребности, что прожиточный минимум сделать не позволяет[58].
Прожиточный минимум как социальный стандарт пригоден только для сферы социальной помощи[59]. В системе социального страхования, которое связано с личным трудовым и (или) финансовым участием гражданина, должен действовать более высокий уровень стандартов, например, рациональный минимальный потребительский бюджет [60]. Разделяя данную точку зрения, считаем необходимым разработку и законодательное закрепление такого социального стандарта, как минимальный потребительский бюджет, который используется в большинстве развитых стран[61]. Это позволит дифференцировать уровень социального обеспечения с учетом трудового вклада человека.
Чем ниже прожиточный минимум, тем благополучнее выглядит социальное положение и, надо полагать, меньше «головной боли» для Правительства. Действительно, отсутствие соответствующих действительности и международным нормативам государственных стандартов в области социального обеспечения приводит к тому, что население беззащитно перед произволом власти. Правомерное поведение государства в области социального обеспечения должно быть гарантировано мерами юридической ответственности, ведь в отношениях по социальному обеспечению государство выступает обязанным субъектом[62].
Ненадлежащее выполнение государством обязанностей по своевременному предоставлению того или иного вида социального обеспечения не только не способствует преодолению лицом социально неблагоприятной ситуации, но и может повлечь усугубление последствий социального риска. Отсюда фактическим основанием юридической ответственности государства в праве социального обеспечения можно считать непринятие мер по своевременной компенсации последствий социального риска.
Реализацию права на социальное обеспечение должна гарантировать система социального обеспечения. Формируя систему социального обеспечения, государство разрабатывает соответствующие нормативно-правовые акты: определяет источники финансирования социального обеспечения и механизмы их наполнения; создает систему органов и учреждений для реализации целей социальной политики. Однако для того чтобы система социального обеспечения эффективно функционировала, этого недостаточно. Общее состояние федеральной системы социального обеспечения как одной из систем распределения валового внутреннего продукта на рубеже третьего тысячелетия может быть охарактеризовано как крайне бедственное[63]. К числу главных причин такого состояния, безусловно, относится снижение расходов государства на нужды социального обеспечения, что уже приобрело характер устойчивой тенденции. Прямым результатом этого становится переориентация социальной политики государства от всеобщей бесплатности основных социальных прав граждан (на образование, здравоохранение, жилище) к сугубо адресной социальной помощи, конечным адресатом которой становится человек с уровнем достатка ниже прожиточного минимума. В итоге такая переориентация может привести к тому, что основным (если не единственным) социальным риском, с наступлением которого будет связано право граждан на социальное обеспечение, останется бедность[64].
Необходимо отметить, что в последние годы отечественная система социального обеспечения претерпела существенные изменения[65]. Государство пересматривает организационно-правовые формы социального обеспечения, наполняя их новым содержанием: социальное обеспечение за счет бюджетных средств сочетается с социальным страхованием (обязательным и добровольным). Современные тенденции развития законодательства о социальном обеспечении подтверждают, что ответственность за социальное обеспечение наемных работников несут работодатели, на которых возложена обязанность по перечислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования[66]. При наступлении страховых случаев застрахованные лица имеют право на получение пенсий, пособий, медико-социальную помощь и другие виды социального обеспечения на условиях, установленных законом[67]. Государство, наряду с социальным страхованием, в определенных случаях обязано гарантировать гражданам социальную поддержку и без учета трудовой деятельности[68].
Можно отметить расширение сферы договорного регулирования с социально-обеспечительных отношений (социально-страховых и отношений по социальной помощи, социальному обслуживанию) и появление широкого круга негосударственных организаций и органов как субъектов права социального обеспечения. Действительно, в современном российском законодательстве о социальном обеспечении наметились тенденции усиления частноправового регулирования и ухода государства из социальной сферы, однако негосударственные механизмы социального обеспечения недопустимо рассматривать как альтернативу обязательствам государства в социальной сфере, они могут быть лишь дополнением к государственному социальному обеспечению, в сочетании с ним усиливающие социальную защищенность человека.
Таким образом, социальное обеспечение как особый институт современного социального государства является показателем социальной уверенности, гарантией того, что ни один нетрудоспособный член общества не останется без средств к существованию при наступлении социальных рисков. Без эффективно функционирующей системы социального обеспечения создание социального государства невозможно.
2.2. Проблемы права социального обеспечения в России
Современный процесс модернизации российского законодательства напрямую связан с решением многих политических, социально-экономических и правовых задач. Среди них особое место занимает вопрос создания систематизированного комплекса нормативно-правовых актов, обеспечивающих, наиболее полное законодательное регулирование в сфере социальной защиты населения[69]. Актуальность указанной проблемы напрямую исходит из необходимости практической реализации в полной мере одной из основ конституционного строя России, прописанной в пункте 1 статьи 7 Конституции РФ, которая гласит, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[70].
Численность постоянного населения Российской Федерации составляет примерно 142,9 миллионов человек (по данным последней Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 г.). Примерно 100 миллионам человек положены какие-либо виды пособий и льгот. Численность трудоспособного населения составляет около 89 миллионов человек (61%), лиц моложе трудоспособного возраста - 26,3 миллионов человек (18%) и старше трудоспособного возраста - 29,8 миллионов человек (21%). Продолжают работать около 6 миллионов пенсионеров[71]. Источником средств существования для примерно 58,5 миллионов человек остаются: стипендии, пенсии по старости, пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, государственное обеспечение, пособия. Пособие по безработице получают 1,2 миллионов человек. Почти треть населения (43,4 миллионов человек) - иждивенцы отдельных лиц. Из них - свыше 80% дети и молодежь до 25 лет[72].
В связи с этим, актуальность указанного выше вопроса не оставляет сомнений, ведь исходя из приведенных данных, потенциальным «потребителем» права социального обеспечения является, практически, каждый человек, в данный момент, проживающий в стране. На сегодняшний день, права человека, в том числе и социальные, объявлены основным законом Российской Федерации – высшей ценностью, однако, реальная правовая ситуация, в сфере социального обеспечения, страдает непоследовательностью, хаотичностью и очевидными противоречиями. Законодательный массив в данной области не отвечает международным стандартам, является разобщенным и нестабильным. В нашей стране, принятие законов о социальном обеспечении, нередко осуществляется в спешке, с целью снятия социальной напряженности, для обеспечения экономических и налоговых реформ или вовсе для привлечения голосов избирателей в период выборов. Подобные недоработанные нормативно-правовые акты, затем, сами по себе, становятся причиной для принятия новых, с целью внесения поправок в уже принятые. Это провоцирует частое и быстрое увеличение объема нормативного материала, которое, в свою очередь, не говорит о его качестве[73].
Так, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (по состоянию на сегодняшний день), претерпел более 40 поправок и изменений. Из 36 статей данного закона, не менялась редакция только у одной[74].
Примеры законодательных упущений и изъянов, возникающих в сфере социального обеспечения из-за необдуманного, количественного, а не качественного подхода к решению социальных проблем отражают общую ситуацию не только в данной отрасли, но и во всем российском законодательстве в целом. Отсутствие комплексного подхода в формировании системы нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в любой сфере, на данный момент, является главной проблемой всей правовой структуры Российской Федерации[75].
Современным признаком развития социально-обеспечительного законодательства является постоянно увеличивающийся объем нормативного материала. Причем, несмотря на то, что многие группы общественных отношений теперь регулируются федеральными законами, объем подзаконного и ведомственного нормотворчества от этого не уменьшается. На ведомственный «беспредел» в социальной сфере неоднократно обращали внимание многие специалисты». «Авральное» правотворчество вызывает целый ряд нарушений законодательного процесса» [76].
Еще одной причиной необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении, на наш взгляд, является то, что принципы федерализма, сформулированные в Конституции РФ, открывают широкое поле не только на федеральном, но и на региональном уровне, для осуществления правотворческой деятельности[77]. Это порождает многообразную и зачастую противоречивую практику правотворчества в субъектах Российской Федерации.
Учитывая проблему разграничения законодательных полномочий между федеральным центром, субъектами РФ, органами местного самоуправления до конца не решена, становится ясно, что еще одной серьезной проблемой развития социально-обеспечительного законодательства современной России - является децентрализация правового регулирования отношений по социальному обеспечению вместе с возложением обязательств по финансированию социальных программ на регионы. Тем более что рост законодательной самостоятельности регионов в решении социальных задач пока не сопровождается должным соблюдением принципов системности, согласованности и единства законодательства, без которых немыслимо создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[78].
Выводы
Социальное обеспечение как особый институт современного социального государства является показателем социальной уверенности, гарантией того, что ни один нетрудоспособный член общества не останется без средств к существованию при наступлении социальных рисков. Без эффективно функционирующей системы социального обеспечения создание социального государства невозможно.
В последние годы отечественная система социального обеспечения в России претерпела существенные изменения. Государство пересматривает организационно-правовые формы социального обеспечения, наполняя их новым содержанием: социальное обеспечение за счет бюджетных средств сочетается с социальным страхованием (обязательным и добровольным). Современные тенденции развития законодательства о социальном обеспечении подтверждают, что ответственность за социальное обеспечение наемных работников несут работодатели, на которых возложена обязанность по перечислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При наступлении страховых случаев застрахованные лица имеют право на получение пенсий, пособий, медико-социальную помощь и другие виды социального обеспечения на условиях, установленных законом.