Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
1.2. Содержание социального обеспечения в Российской Федерации
Рассмотрим, как законодатель реализует конституционное право на социальное обеспечения. В отношении работающих граждан действует обязательное социальное страхование. Статья 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[26] устанавливает следующие виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:
1) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
13) социальное пособие на погребение[27].
Предусмотренные виды социального обеспечения должны предотвращать (снижать) неблагоприятные последствия реализации соответствующих социальных рисков, поддерживая социально-экономический статус личности, материальную базу его достоинства. Указанные положения конкретизируются в специальных законодательных актах, посвященных конкретным видам социального страхования (например, Федеральные Законы от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[28], от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[29], от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[30].
Особые гарантии социального обеспечения отдельных категорий работников предусмотрены специальными законодательными актами, определяющими специфику той или иной профессиональной деятельности (например, ст. 43 Федерального закона «О полиции»[31], ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»[32], ст. 20 Закона «О статусе судей в РФ»[33]).
Для незанятого населения также предусмотрены меры, обеспечивающие минимум социальных гарантий, который соотносится с достоинством. Например, п. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [34] устанавливает, что неработающие граждане (дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет; неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии; граждане, обучающиеся поочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости и др.) имеют право на медицинское страхование, при этом обязанности по страхованию берет на себя государство (п. 2 ст. 11 того же закона).
Право на достоинство обеспечивается не только через социальное страхование, но и посредством иных видов социального обеспечения, таких, например, как:
- гарантия обеспечения жильем детей-сирот (приравненных к ним лиц), которая установлена Федеральным законом № 159-ФЗ, ЖК РФ[35];
- выплаты, связанные с беременностью и родами, поскольку, по мнению специалистов в области социального права «бремя материального обеспечения материнства в значительной мере должна взять на себя сфера социального обеспечения, то есть женщина не должна существенно страдать из-за того, что ко времени беременности она не состояла в трудовых отношениях, и не должна стремиться к заключению трудового договора в состоянии беременности ради получения страховых пособий в связи с материнством»[36], что подтверждает Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[37];
- гарантии социальной защиты ветеранов, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ, который, как указано в его преамбуле «устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе»[38];
- социальное обслуживание, урегулированное Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[39].
Реализация права на достоинство (как субъективной категории) через социальное обеспечение может осуществляться также через системы добровольного страхования от различных социальных рисков по решению застрахованного лица, имеющего, с одной стороны, достаточные средства для такого страхования, и ответственно относящегося к своему статусу личности, имеющей достоинство, с другой стороны. При этом государство стимулирует граждан, например, через налоговые льготы по страховым взносам, уплачиваемым работодателем по договорам добровольного медицинского страхования.
Сюда же можно отнести предусмотренную законодателем возможность добровольного, по заявлению указанных в законе лиц, вступления в отношения по обязательному пенсионному страхованию[40], в отношения по страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством[41], а также существование систем негосударственных пенсионных фондов (Федеральный за- кон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»[42]) и организаций социального обслуживания. Государство стремится предоставить все больше возможностей для реализации права на достоинство как субъективной категории через социальное обеспечение. Так, например, деятельность негосударственных пенсионных фондов, как и добровольное медицинское страхование, государство стимулирует через налоговые льготы (ст. 36 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
Подводя итог представленным доводам, можно сказать, что социальное обеспечение, по нашему мнению, является одной из гарантий реализации права на достоинство (как объективной, и как субъективной категории) исходя из положений международных актов, признаваемых Россией, Конституции Российской Федерации, отраслевого законодательства.
Выводы
Социальное обеспечение – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых правовых, социально-экономических мер, направленных на возмещение и минимизацию последствий, связанных с социальными рисками граждан и иных физических лиц.
Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Реализация основ социального обеспечения осуществляется через систему социальной защиты населения для формирования социального благополучия населения в целом.
Глава 2. Анализ реализации права социального
обеспечения в России
2.2. Оценка системы социального обеспечения в России
В свободном гражданском обществе с рыночной экономикой обеспечение всех жизненных потребностей людей не является обязанностью государства. Оно обязано лишь создавать условия, чтобы каждый мог найти приложение своим силам, приобрести собственность, найти работу. Человек, следовательно, сам несет ответственность за благосостояние свое и своей семьи, и только в отношении тех, кто объективно не в состоянии это обеспечить (больные, нетрудоспособные, инвалиды, безработные), общество через государственное и частное социальное обеспечение обязано оказать помощь таким людям[43].
Социальное обеспечение не в меньшей мере, а скорее даже в большей степени, чем в сфере труда, должно гарантировать право человека на жизнь. Если и ель гарантия права человека на жизнь в сфере труда — это создание предпосылок для полноценной высококачественной жизни, то в сфере социального обеспечения они должны сохранять эту жизнь человеку, у которого возможности для труда ограничены либо полностью исчерпаны[44]. Социальное обеспечение предоставляется гражданам в определенные периоды жизни в связи с возрастом (детство, старость), состоянием здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнением или невозможностью выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца) и в других случаях, предусмотренных законом, когда у человека отсутствует возможность трудиться[45]. Именно поэтому отношение государства к нетрудоспособным гражданам является индикатором социальности государства, а эффективная система социального обеспечения должна рассматриваться как неотъемлемый признак социального государства.
Конституция Российской Федерации 1993 г. установила новую систему отношений между государством и личностью, провозгласив Россию социальным государством[46]. Часть 1 ст. 7 Конституции России определяет социальное государство через направленность его политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[47]. В этих целях в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной зашиты. Из конституционных положений можно сделать вывод, что в основу государственной политики в области социального обеспечения должны быть положены такие социальные показатели, которые отвечают утвердившимся в обществе представлениям о достоинстве человека[48].
В 1999 г. Государственная Дума обращалась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании понятий «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», которое было необходимо в связи с возникновением проблем в законотворческой деятельности, в частности при разработке проектов законов, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере, а также для решения вопроса о возможности закрепления в законодательстве норм, предусматривающих установление таких социальных стандартов, которые соответствовали бы конституционным принципам достойной жизни и свободного развития. Конституционный Суд признал этот запрос недопустимым на том основании, что предрешение поставленных в нем вопросов, например, о том, каковы должны быть социальные стандарты, отвечающие понятию «достойная жизнь», было бы нарушением основополагающего принципа осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции Российской Федерации[49]), привело бы к созданию Конституционным Судом правовых норм[50]. При этом законодатель до настоящего времени так и не восполнил этот пробел.
Необходимо отметить, что действующее российское законодательство содержит единственный норматив, который используется при определении размеров и объемов социального обеспечения, — прожиточный минимум. Правовую основу для определения прожиточного минимума в России устанавливает Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[51]. При разработке методики подсчета этого минимума особо подчеркивалось, что он предназначен для кризисного периода после беспрецедентного повышения иен в связи с либерализацией Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 210. Но, видимо, нет ничего более постоянного, чем временное: и после кризиса 90-х гг. этот норматив так и не был отменен[52].
В соответствии с российским законодательством прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Величина прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим группам населения: трудоспособное население, пенсионеры, дети. Прожиточный минимум определяется ежеквартально как в целом по Poccии, так и в каждом субъекте Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 указанного закона прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета[53]. Прожиточный минимум в субъектах Федерации предназначен для оценки уровня жизни населения субъекта Российской Федерации при разработке и разработке региональных социальных программ, оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам, формирования бюджетов субъектов Российской Федерации[54].
Стоит отметить, что ранее закон предусматривал использование прожиточного минимума в целом по России для обоснования минимального размера пенсий по старости, а с 1 января 2005 г. эта правовая норма была отменена, что, безусловно, снизило уровень минимальных пенсионных гарантий. Оценивая подобные изменения законодательства, можно сделать вывод об их несоответствии целям построения в России социального государства. С 1 января 2010 г. стали применяться положения п. 3 и 4 ст. 4 указанного закона, согласно которым величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России используется для определения федеральной социальной доплаты к пенсии, а величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Федерации применяется в целях установления социальной доплаты к пенсии[55]. Таким образом, социальная доплата к пенсии представляет собой дополнительную денежную выплату, которая позволит повысить доходы неработающих пенсионеров до уровня прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Однако для этих целей величина прожиточного минимума определяется не ежеквартально, а ежегодно, что, с одной стороны, обусловлено необходимостью планирования расходов в бюджете на очередной финансовый год, а, с другой — не учитывает инфляционных процессов и снижает эффективность этого социального стандарта[56].