Файл: Конспект лекций по курсу Экономика предприятия Тема Общественное разделение труда и отраслевая структура промышленности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зi = Сi + Е * Кi ,
где:
Зi - приведённые затраты на единицу продукции по i-му варианту;
Сi -себестоимость единицы продукции по i-му варианту;
Кi - удельные капитальные вложения по i-му варианту;
Е -нормативный коэффициент' сравнительной экономической эффективности капитальных вложений (норма дисконта, норма доходности).
Расчёт годового экономического эффекта от внедрения мероприятий НТН при выпуске одной и той же продукции производится по формуле;
Э = (Зб – 3о) * Во,
где:
Зби 3о - приведённые затраты единицы продукции по базовому и оптимальному вариантам; руб.;
Во-годовой объём производства продукции по оптимальному варианту, в натуральных единицах.
При выпуске продукции повышенного качества (с более высокой ценой) расчет годовою экономического эффекта производится по формулам:
Э = (По - Е * К)*Во
или
Э = (ΔП – Е * Кд) *Во = [(По – Пд) – Е * Кд]*Во ,
где:
По и Пд – прибыль от реализации единицы продукции обычного и повышенного качества, руб.;
ΔП - прирост прибыли от реализации единицы продукции повышенного качества, руб.;
К и Кд - удельные капитальные вложения и удельные дополнительные капитальные
затраты в производство продукции повышенного качества, руб.
Во - годовой объём производства продукции повышенного качества, руб.
Срок окупаемости капитальных вложений в мероприятия НТП определяется:
а) при новом строительстве и расширении действующих предприятий:
Ко
То = --------
Пг
б) при техническом перевооружении и реконструкции производства:
Ко
То = --------
ΔПг
где:
Ко - общий объём капитальных вложений,
Пги ΔПг - годовой объём и годовой прирост прибыли.
Капитальные затраты в мероприятия НТП могуг быть признаны целесообразными, если:
То≤Тн; Тн =I / Е
где:
Тн - нормативный срок окупаемости капитальных затрат. Пример: Определить оптимальный вариант мероприятия НТП и годовой экономический эффект от его внедрения на основе следующих данных:
Показатели | Ед. измер. | Варианты | ||
Базовый | первый | второй | ||
Себестоимость | руб./шт. | 120 | 105 | 118 |
Цена продукции | руб./шт. | 145 | 145 | 145 |
Удельные капитальные вложения | руб./шт. | 200 | _ | _ |
Общий объём капитальных вложений | руб. | _ | 4400000 | 3800000 |
Годовой объём производства продукции | шт. | 18000 | 20000 | 20000 |
Норма дисконта | доли, единицы | 0,15 | 0,15 | 0,15 |
Удельные капитальные вложения по вариантам:
4400000
первый: -------------- = 220 руб./шт.;
20000
3800000
второй: --------------- = 190 руб./шт.
20000
Приведённые затраты по вариантам; руб./шт.:
базовый: Зб= 120 + 0,15 * 200 = 150;
первый: З1 = 105 + 0,15 * 220 = 138;
второй: З2 = 118 + 0,15* 190=147.
Оптимальный вариант - первый, т.к. он представлен минимумом приведённых затрат.
Условный годовой экономический эффект при реализации оптимального варианта:
Э = (150 - 138) * 20000 = 240000 руб.
Годовой объём прибыли по оптимальному варианту:
Пг = (145-105)* 20000 - 800000 руб.
Срок окупаемости капитальных вложений:
1
нормативный: Тн= -------- = 6.7 года;
0,15
4400000
ожидаемый: То = ---------------- = 5,5 года
800000
Так как То < Тн то первый вариант капитальных затрат считается целесообразным.
Тема 9: Инновации и их жизненный цикл.
-
Классификация инноваций. -
Организационно – правовые формы инновационного предпринимательства. -
Оценка инновационных проектов.
1. Классификация инноваций.
Анализ предпринимательской деятельности развитых стран показывает, что существуют две модели предпринимательства: классическая и инновационная.
Классическое предпринимательство - это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства с участием внешних и внутренних факторов по выявлению резервов фирмы для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемой продукции.
Максимальная отдача ресурсов достигается, если предприниматель предприимчив и готов идти на строго дозированный риск, хорошо знает потребности рынка, работоспособен и т.д.Инновационное предпринимательство – модель предпринимательской деятельности, связанной с новаторством.
П од инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования новшеств, нововведении в различных сферах.
Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, продуктов, неизвестных ранее, с использованием нового сочетания традиционных факторов экономики (труда, земли и капитала). Занимаясь инновационной деятельностью, предприниматель ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения и продукты быстро устаревают. Поэтому предприниматель должен быть готов удовлетворить будущие запросы потребителя уже сегодня.
Инновация - это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и административного характера.
Поскольку устоявшейся классификации нововведений пока не существует, приведем наиболее удачную классификацию инноваций, предложенную в работах Л. И. Пригожина и под ред. С. Д. Ильенковой (табл. 9.1).
Классификация инноваций Таблица 9.1
Критерий | Виды инноваций |
Распространенность |
|
Место в производственном цикле |
|
Преемственность |
|
Охват доли рынка |
|
Потенциал и степень новизны |
|
Сфера деятельности предприятия |
|
Инновационное предпринимательство связано с созданием, освоением и коммерческим использованием нового продукта или услуги. Этот процесс включает поиск новой идеи, ее оценку, составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов, создание опытного образца, проведение испытания; изучение рынка сбыта и продвижения товара на рынок.
Основные этапы разработки товара-новинки представлены на рис. 9.1
Рис. 9.1 Основные этапы разработки новшества
В своей деятельности предприниматель руководствуется жестким алгоритмом осуществления инновационной деятельности.
Инновационное предпринимательство требует постоянного поиска: новых идей, новых продуктов, новых услуг, а также организационных форм создания и внедрения новшеств. Но здесь кроется противоречие: для нововведения нужна новая организационная форма, а для выпуска продукции (услуги) - консервативная, устоявшаяся, обеспечивающая изготовление оснастки, закупку сырья, организацию проточного производства и в конечном итоге - выпуск продукции. Противоречие заключается еще и в том, что для проведения научных исследований