Файл: Конспект лекций по курсу Экономика предприятия Тема Общественное разделение труда и отраслевая структура промышленности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зi = Сi + Е * Кi ,

где:

Зi - приведённые затраты на единицу продукции по i-му варианту;

Сi -себестоимость единицы продукции по i-му варианту;

Кi - удельные капитальные вложения по i-му варианту;

Е -нормативный коэффициент' сравнительной экономической эффективности капи­тальных вложений (норма дисконта, норма доходности).

Расчёт годового экономического эффекта от внедрения мероприятий НТН при выпуске одной и той же продукции производится по формуле;

Э = (Зб – 3о) * Во,

где:

Зби 3о - приведённые затраты единицы продукции по базовому и оптимальному ва­риантам; руб.;

Во-годовой объём производства продукции по оптимальному варианту, в натураль­ных единицах.

При выпуске продукции повышенного качества (с более высокой ценой) расчет годовою экономического эффекта производится по формулам:

Э = (По - Е * К)*Во

или

Э = (ΔП – Е * Кд) *Во = [(По – Пд) – Е * Кд]*Во ,

где:

По и Пд прибыль от реализации единицы продукции обычного и повышенного качества, руб.;

ΔП - прирост прибыли от реализации единицы продукции повышенного качества, руб.;

К и Кд - удельные капитальные вложения и удельные дополнительные капитальные

затраты в производство продукции повышенного качества, руб.

Во - годовой объём производства продукции повышенного качества, руб.

Срок окупаемости капитальных вложений в мероприятия НТП определяется:

а) при новом строительстве и расширении действующих предприятий:

Ко

То = --------

Пг

б) при техническом перевооружении и реконструкции производства:

Ко

То = --------

ΔПг

где:

Ко - общий объём капитальных вложений,

Пги ΔПг - годовой объём и годовой прирост прибыли.

Капитальные затраты в мероприятия НТП могуг быть признаны целесообразными, если:

То≤Тн; Тн =I / Е

где:

Тн - нормативный срок окупаемости капитальных затрат. Пример: Определить оптимальный вариант мероприятия НТП и годовой экономический эффект от его внедрения на основе следующих данных:


Показатели



Ед. измер.



Варианты

Базовый

первый

второй

Себестоимость

руб./шт.

120

105

118

Цена продукции

руб./шт.

145

145

145

Удельные

капитальные

вложения

руб./шт.

200

_

_

Общий объём

капитальных

вложений

руб.

_

4400000

3800000

Годовой объём

производства

продукции

шт.

18000

20000

20000

Норма дисконта

доли, единицы

0,15

0,15

0,15


Удельные капитальные вложения по вариантам:

4400000

первый: -------------- = 220 руб./шт.;

20000

3800000

второй: --------------- = 190 руб./шт.

20000

Приведённые затраты по вариантам; руб./шт.:

базовый: Зб= 120 + 0,15 * 200 = 150;

первый: З1 = 105 + 0,15 * 220 = 138;

второй: З2 = 118 + 0,15* 190=147.

Оптимальный вариант - первый, т.к. он представлен минимумом приведённых затрат.

Условный годовой экономический эффект при реализации оптимального варианта:

Э = (150 - 138) * 20000 = 240000 руб.

Годовой объём прибыли по оптимальному варианту:

Пг = (145-105)* 20000 - 800000 руб.

Срок окупаемости капитальных вложений:

1

нормативный: Тн= -------- = 6.7 года;

0,15
4400000

ожидаемый: То = ---------------- = 5,5 года

800000
Так как То < Тн то первый вариант капитальных затрат считается целесообразным.




Тема 9: Инновации и их жизненный цикл.


  1. Классификация инноваций.

  2. Организационно – правовые формы инновационного предпринимательства.

  3. Оценка инновационных проектов.


1. Классификация инноваций.

Анализ предпринимательской деятельности развитых стран показывает, что существуют две модели предпринимательства: классическая и инновационная.

Классическое предпринимательство - это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства с участием внешних и внутренних факторов по выявлению резервов фирмы для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемой продукции.

Максимальная отдача ресурсов достигается, если предприниматель предприимчив и готов идти на строго дозированный риск, хорошо знает потребности рынка, работоспособен и т.д.Инновационное предпринимательствомодель предпринимательской деятельности, связанной с новаторством.

П од инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования новшеств, нововведении в различных сферах.

Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, продуктов, неизвестных ранее, с использованием нового сочетания традиционных факторов экономики (труда, земли и капитала). Занимаясь инновационной деятельностью, предприниматель ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения и продукты быстро устаревают. Поэтому предприниматель должен быть готов удовлетворить будущие запросы потребителя уже сегодня.

Инновация - это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и административного характера.

Поскольку устоявшейся классификации нововведений пока не существует, приведем наиболее удачную классификацию инноваций, предложенную в работах Л. И. Пригожина и под ред. С. Д. Ильенковой (табл. 9.1).


Классификация инноваций Таблица 9.1


Критерий

Виды инноваций

Распространенность

  • Единичные

  • Диффузные

Место в производственном цикле

  • Сырьевые

  • Продуктивные

  • Обеспечивающие

Преемственность

  • Открывающие

  • Отменяющие

  • Замещающие

  • Возвратные

Охват доли рынка

  • Локальные

  • Системные

Потенциал и степень новизны

  • Радикальные

  • Совершенствующие

  • Комбинированные

Сфера деятельности предприятия

  • Технологические (производственные)

  • Экономические (торговые)

  • Социальные (управленческие)



Инновационное предпринимательство связано с созданием, освоением и коммерческим использованием нового продукта или услуги. Этот процесс включает поиск новой идеи, ее оценку, составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов, создание опытного образца, проведение испытания; изучение рынка сбыта и продвижения товара на рынок.

Основные этапы разработки товара-новинки представлены на рис. 9.1



Рис. 9.1 Основные этапы разработки новшества
В своей деятельности предприниматель руководствуется жестким алгоритмом осуществления инновационной деятельности.

Инновационное предпринимательство требует постоянного поиска: новых идей, новых продуктов, новых услуг, а также организационных форм создания и внедрения новшеств. Но здесь кроется противоречие: для нововведения нужна новая организационная форма, а для выпуска продукции (услуги) - консервативная, устоявшаяся, обеспечивающая изготовление оснастки, закупку сырья, организацию проточного производства и в конечном итоге - выпуск продукции. Противоречие заключается еще и в том, что для проведения научных исследований