Файл: Конспект лекций по курсу Экономика предприятия Тема Общественное разделение труда и отраслевая структура промышленности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Поворот к управлению "организационной культурой", которая означает:
- установление высоких стандартов деятельности каждого работника
предприятия, начиная с руководства;
-
обеспечение гибкого лидерства; -
создание атмосферы всеобщей вовлечённости в дела фирмы.
6. Признание определяющего значения инновационного менеджмента,
основой которого на предприятии является создание соответствующего
климата (восприимчивости ко всему новому), инициатива сотрудников,
создание адекватных форм инновационной деятельности и ее
стимулирование.
7. Осознание ведущей роли лидера на предприятии как носителя нового
хозяйственного мышления.
8. Признание социальной ответственности менеджмента перед работниками предприятия и перед обществом в целом.
Эффективность деятельности предприятия зависит от выбранной стратегии развития и стратегических типов управления. Стратегия развития предприятия включает:
- стратегию концентрированного роста (развитие продукта, развитие
позиции на рынке);
- стратегия интегрированного роста (приобретение собственности,
внутреннее расширение);
-
стратегия диверсификационного роста (производство новых продуктов); -
стратегия сокращения (целенаправленное, сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями на рынке).
Основными стратегическими типами управления предприятием являются:
-
жёсткое рационалистическое (директивное) управление; -
управление по отклонениям от заданного состояния (процесса); -
управление с упреждением (анализ и прогноз будущих событий); -
управление по результатам; -
управление, основанное на стимулировании (мотивации) деятельности;
- управление на основе корпоративной культуры и социальной
ответственности;
-управление, ориентированное на стратегию возможного.
Важнейшими функциями управления являются выработка и принятие решений и обмен информацией (коммуникации). К числу общих относятся функции планирования, организации (включая организацию и координацию сотрудников предприятия), мотивации сотрудников к эффективному действию и контроля (включая учёт и анализ деятельности предприятия).
Схема процесса управления предприятием может быть представлена в
следующем виде:
Структура управления предприятием характеризуется двумя основными типами:
- механистическая (формальные процедуры и правила, жёсткая иерархия
власти). К ней относится линейная, функциональная, линейно-функциональная, продуктовая, региональная структуры;
- органическая (умеренное использование формальных правил и
процедур, децентрализация, гибкая структура власти, участие в управлении
низших уровней работников). К этому типу относятся матричные, программно - целевые структуры.
Наиболее важным моментом в управлении являются продуманные, квалифицированные действия руководителей предприятия, врезультате чего деятельность коллектива приобретает нужную целеустремлённость, организованность и продуктивность.
В современном менеджменте различают три основных направления деятельности:
- техническая деятельность по созданию, освоению и применению
прогрессивных материалов, технологий, оборудования. Главное в этом
направлении - умение произвести техническую идею. Задача менеджера -
поиск творческих людей и обеспечение необходимых условий для их деятельности;
- управленческая деятельность по обеспечению согласованности и упорядоченности производственных процессов. Задача менеджера - управление внутренними факторами производства;
- управленческая деятельность по организации действий предприятия на
рынке товаров и услуг. Это маркетинговая управленческая деятельность,
базирующаяся на основе учёта внешних факторов.
Таким образом, маркетинг и менеджмент представляют собой две неразрывные стороны управления предприятием, при этом первый, выступает в роли генератора идей, а второй призван обеспечить их достижение.
К настоящему времени сложились следующие типы систем управления:
- связанные с определением позиции. Этот тип включает: долгосрочное и стратегическое планирование, выбор стратегических позиций.
- связанные со своевременной реакцией, дающие ответ на быстрые,
неожиданные изменения в окружающей среде. Этот тип включает:
-
управление на основе ранжирования стратегических задач; -
управление по сильным и слабым сигналам; -
управление в условиях стратегических неожиданностей.
Выбор сочетаний систем управления для конкретного предприятия зависит от среды, в которой оно действует или собирается действовать, зависит от новизны и сложности задач.
Тема 13. Планирование и прогнозирование развития предприятия.
-
Методологические основы планирования. -
Основные разделы и показатели плана развития предприятия. -
Разработка производственной программы. -
Содержание и порядок разработки бизнес - плана.
1. Методологические основы планирования.
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от планирования и прогнозирования.
Методология планирования представляет собой совокупность приёмов и способов разработки планов.
Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.
Норма - это максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции.
Например, норма расхода металлошихты на 1 т стальных слитков
1150 кг =1 000 кг+50 кг + 100 кг,
где:
1000кг - полезный расход металлошихты,
50 кг - технологические отходы,
100 кг - безвозвратные потери металла.
Норматив - величина относительная, характеризует степень использования предметов труда, орудий труда на единицу площади, веса, объёма или какого-либо другого параметра.
Например, удельная материалоёмкость трактора:
2000кг
50кг/л.с. = --------------
40л.с.
где:
2000кг - чистый вес трактора, в кг.
40 л.с. - мощность двигателя, в л.с.
Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:
- нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу
продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы
обслуживания). Их предназначение - определение уровня производительности труда, размера заработной платы;
-
нормы материальных затрат (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий). Их предназначение - определение потребного количества отдельных видов материальных ресурсов для выполнения производственной программы; -
нормативы использования орудий труда (машин, оборудования, механизмов). Их предназначение - определение уровня использования производственных мощностей; -
нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов, топлива, объёмы незавершённого производства);
- нормы продолжительности освоения проектных мощностей предприятий,
производств, цехов, агрегатов.
Нормы и нормативы - необходимая база расчёта себестоимости продукции.
Технико-экономическое обоснование планов предусматривает систему показателей и измерителей плана.
Показатели подразделяются на количественные и качественные, объёмные и удельные.
Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами: объём товарной, реализованной, валовой продукции, численность работающих, сумма прибыли, расход различных производственных ресурсов.
Качественные показатели являются относительными величинами. Они отражают экономическую эффективность производства: рентабельность производства, фондоотдача, рост производительности труда, снижение себестоимости.
Объёмные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом: объём продукции, объём материальных ресурсов, трудовых затрат.
Удельные показатели устанавливают соотношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей.
Например: удельные капитальные вложения - это капвложения на единицу производственной мощности.
Для исчисления показателей плана применяют натуральные, стоимостные и трудовые измерители.
Натуральные (условно - натуральные) используются при планировании объёма выпуска продукции различных видов, расхода материальных ресурсов по видам.
Стоимостные показатели необходимы для взаимоувязки всех разделов плана, с их помощью определяют динамику, темпы и пропорции развития производства.
Трудовые измерители используются при расчёте объёмов производства в нормо-часах, для расчёта производительности труда, норм выработки, размера оплаты труда.
2. Основные разделы и показатели плана развития предприятия.
План развития предприятия включает следующие основные разделы:
1. План производства продукции или производственная программа.
Показатели: производство продукции в натуральном выражении в ассортименте, объём валовой, товарной, реализованной продукции.
2. План развития науки и техники.
Показатели: перечень научно - исследовательских работ
, мероприятий по освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, научной организации труда.
3. План повышения экономической эффективности производства.
Показатели: темпы роста производства продукции, рентабельность производства, затраты на 1 руб. товарной продукции, темпы роста производительности труда, фондоотдача, материалоёмкость.
4. План капитальных вложений и капитального строительства.
Показатели: ввод в действие основных фондов и производственных мощностей (в т.ч. за счёт технического перевооружения и реконструкции), объём капитальных вложений и строительно-монтажных работ.
5. План материально - технического обеспечения.
Показатели: потребление важнейших видов материальных ресурсов на основе прогрессивных технически обоснованных норм и нормативов.
6. План по труду и кадрам.
Показатели: производительность труда, фонд заработной платы, численность работников.
7. План по издержкам производства и реализации продукции.
Показатели: смета затрат на производство, себестоимость товарной продукции, себестоимость единицы важнейших видов продукции.
8. Финансовый план.
Показатели: величина прибыли, потребность в оборотных средствах и задания по ускорению их оборачиваемости, взаимодействие с государственным бюджетом и внебюджетными фондами.
9. План социального развития. Показатели: мероприятия по улучшению
условий труда, отдыха и быта.
10. План мероприятий по охране природы и рациональному использованию
природных ресурсов.
Показатели: мероприятия по охране водных ресурсов, земель, воздушного бассейна.
3. Разработка производственной программы.
Производственная программа - важнейший раздел плана развития предприятия.
Базой для разработки производственной программы является, задание по производству продукции в натуральном выражении. Единицы измерения: штуки, тонны, метры, киловатт-часы, комплекты и др. - в соответствии со спецификой производства.
На основе натуральных показателей рассчитываются стоимостные показатели:
- объём товарной продукции:
n
Tn = Σ Цi · Bi
1
где:
Цi - оптовая цена единицы i - го вида продукции;