Файл: Конспект лекций по курсу Экономика предприятия Тема Общественное разделение труда и отраслевая структура промышленности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Поворот к управлению "организационной культурой", которая означает:

- установление высоких стандартов деятельности каждого работника
предприятия, начиная с руководства;

  • обеспечение гибкого лидерства;

  • создание атмосферы всеобщей вовлечённости в дела фирмы.

6. Признание определяющего значения инновационного менеджмента,
основой которого на предприятии является создание соответствующего
климата (восприимчивости ко всему новому), инициатива сотрудников,
создание адекватных форм инновационной деятельности и ее
стимулирование.

7. Осознание ведущей роли лидера на предприятии как носителя нового
хозяйственного мышления.

8. Признание социальной ответственности менеджмента перед работниками предприятия и перед обществом в целом.

Эффективность деятельности предприятия зависит от выбранной стратегии развития и стратегических типов управления. Стратегия развития предприятия включает:

- стратегию концентрированного роста (развитие продукта, развитие
позиции на рынке);

- стратегия интегрированного роста (приобретение собственности,
внутреннее расширение);

  • стратегия диверсификационного роста (производство новых продуктов);

  • стратегия сокращения (целенаправленное, сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями на рынке).

Основными стратегическими типами управления предприятием являются:

  • жёсткое рационалистическое (директивное) управление;

  • управление по отклонениям от заданного состояния (процесса);

  • управление с упреждением (анализ и прогноз будущих событий);

  • управление по результатам;

  • управление, основанное на стимулировании (мотивации) деятельности;

- управление на основе корпоративной культуры и социальной
ответственности;

-управление, ориентированное на стратегию возможного.

Важнейшими функциями управления являются выработка и принятие решений и обмен информацией (коммуникации). К числу общих относятся функции планирования, организации (включая организацию и координацию сотрудников предприятия), мотивации сотрудников к эффективному действию и контроля (включая учёт и анализ деятельности предприятия).

Схема процесса управления предприятием может быть представлена в
следующем виде:



Структура управления предприятием характеризуется двумя основными типами:

- механистическая (формальные процедуры и правила, жёсткая иерархия
власти). К ней относится линейная, функциональная, линейно-функциональная, продуктовая, региональная структуры;

- органическая (умеренное использование формальных правил и
процедур, децентрализация, гибкая структура власти, участие в управлении
низших уровней работников). К этому типу относятся матричные, программно - целевые структуры.

Наиболее важным моментом в управлении являются продуманные, квалифицированные действия руководителей предприятия, врезультате чего деятельность коллектива приобретает нужную целеустремлённость, организованность и продуктивность.

В современном менеджменте различают три основных направления деятельности:

- техническая деятельность по созданию, освоению и применению
прогрессивных материалов, технологий, оборудования. Главное в этом
направлении - умение произвести техническую идею. Задача менеджера -
поиск творческих людей и обеспечение необходимых условий для их деятельности;

- управленческая деятельность по обеспечению согласованности и упорядоченности производственных процессов. Задача менеджера - управление внутренними факторами производства;

- управленческая деятельность по организации действий предприятия на
рынке товаров и услуг. Это маркетинговая управленческая деятельность,
базирующаяся на основе учёта внешних факторов.

Таким образом, маркетинг и менеджмент представляют собой две неразрывные стороны управления предприятием, при этом первый, выступает в роли генератора идей, а второй призван обеспечить их достижение.

К настоящему времени сложились следующие типы систем управления:

- связанные с определением позиции. Этот тип включает: долгосрочное и стратегическое планирование, выбор стратегических позиций.

- связанные со своевременной реакцией, дающие ответ на быстрые,
неожиданные изменения в окружающей среде. Этот тип включает:

  • управление на основе ранжирования стратегических задач;

  • управление по сильным и слабым сигналам;

  • управление в условиях стратегических неожиданностей.


Выбор сочетаний систем управления для конкретного предприятия зависит от среды, в которой оно действует или собирается действовать, зависит от новизны и сложности задач.

Тема 13. Планирование и прогнозирование развития предприятия.

  1. Методологические основы планирования.

  2. Основные разделы и показатели плана развития предприятия.

  3. Разработка производственной программы.

  4. Содержание и порядок разработки бизнес - плана.

1. Методологические основы планирования.

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от планирования и прогнозирования.

Методология планирования представляет собой совокупность приёмов и способов разработки планов.

Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.

Норма - это максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции.

Например, норма расхода металлошихты на 1 т стальных слитков

1150 кг =1 000 кг+50 кг + 100 кг,

где:

1000кг - полезный расход металлошихты,

50 кг - технологические отходы,

100 кг - безвозвратные потери металла.

Норматив - величина относительная, характеризует степень использования предметов труда, орудий труда на единицу площади, веса, объёма или какого-либо другого параметра.

Например, удельная материалоёмкость трактора:

2000кг

50кг/л.с. = --------------

40л.с.

где:

2000кг - чистый вес трактора, в кг.

40 л.с. - мощность двигателя, в л.с.

Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:

- нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу
продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы
обслуживания). Их предназначение - определение уровня производительности труда, размера заработной платы;

  • нормы материальных затрат (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий). Их предназначение - определение потребного количества отдельных видов материальных ресурсов для выполнения производственной программы;

  • нормативы использования орудий труда (машин, оборудования, механизмов). Их предназначение - определение уровня использования производственных мощностей;

  • нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов, топлива, объёмы незавершённого производства);


- нормы продолжительности освоения проектных мощностей предприятий,
производств, цехов, агрегатов.

Нормы и нормативы - необходимая база расчёта себестоимости продукции.

Технико-экономическое обоснование планов предусматривает систему показателей и измерителей плана.

Показатели подразделяются на количественные и качественные, объёмные и удельные.

Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами: объём товарной, реализованной, валовой продукции, численность работающих, сумма прибыли, расход различных производственных ресурсов.

Качественные показатели являются относительными величинами. Они отражают экономическую эффективность производства: рентабельность производства, фондоотдача, рост производительности труда, снижение себестоимости.

Объёмные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом: объём продукции, объём материальных ресурсов, трудовых затрат.

Удельные показатели устанавливают соотношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей.

Например: удельные капитальные вложения - это капвложения на единицу производственной мощности.

Для исчисления показателей плана применяют натуральные, стоимостные и трудовые измерители.

Натуральные (условно - натуральные) используются при планировании объёма выпуска продукции различных видов, расхода материальных ресурсов по видам.

Стоимостные показатели необходимы для взаимоувязки всех разделов плана, с их помощью определяют динамику, темпы и пропорции развития производства.

Трудовые измерители используются при расчёте объёмов производства в нормо-часах, для расчёта производительности труда, норм выработки, размера оплаты труда.

2. Основные разделы и показатели плана развития предприятия.

План развития предприятия включает следующие основные разделы:

1. План производства продукции или производственная программа.

Показатели: производство продукции в натуральном выражении в ассортименте, объём валовой, товарной, реализованной продукции.

2. План развития науки и техники.

Показатели: перечень научно - исследовательских работ
, мероприятий по освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, научной организации труда.

3. План повышения экономической эффективности производства.

Показатели: темпы роста производства продукции, рентабельность производства, затраты на 1 руб. товарной продукции, темпы роста производительности труда, фондоотдача, материалоёмкость.

4. План капитальных вложений и капитального строительства.

Показатели: ввод в действие основных фондов и производственных мощностей (в т.ч. за счёт технического перевооружения и реконструкции), объём капитальных вложений и строительно-монтажных работ.

5. План материально - технического обеспечения.

Показатели: потребление важнейших видов материальных ресурсов на основе прогрессивных технически обоснованных норм и нормативов.

6. План по труду и кадрам.

Показатели: производительность труда, фонд заработной платы, численность работников.

7. План по издержкам производства и реализации продукции.

Показатели: смета затрат на производство, себестоимость товарной продукции, себестоимость единицы важнейших видов продукции.

8. Финансовый план.

Показатели: величина прибыли, потребность в оборотных средствах и задания по ускорению их оборачиваемости, взаимодействие с государственным бюджетом и внебюджетными фондами.

9. План социального развития. Показатели: мероприятия по улучшению
условий труда, отдыха и быта.

10. План мероприятий по охране природы и рациональному использованию
природных ресурсов.

Показатели: мероприятия по охране водных ресурсов, земель, воздушного бассейна.

3. Разработка производственной программы.

Производственная программа - важнейший раздел плана развития предприятия.

Базой для разработки производственной программы является, задание по производству продукции в натуральном выражении. Единицы измерения: штуки, тонны, метры, киловатт-часы, комплекты и др. - в соответствии со спецификой производства.

На основе натуральных показателей рассчитываются стоимостные показатели:

- объём товарной продукции:

n

Tn = Σ Цi · Bi

1

где:

Цi - оптовая цена единицы i - го вида продукции;