Файл: Конспект лекций по курсу Экономика предприятия Тема Общественное разделение труда и отраслевая структура промышленности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
по территориальному - на внутрирайонное и межрайонное, по видовому - на агрегатное, подетальное и технологическое.

Уровень кооперирования определяется следующими основными показателями:

- удельным весом комплектующих изделий и полуфабрикатов в себестоимости продукции, выпускаемой предприятием,

- удельным весом полуфабрикатов, изготовляемых предприятием на сторону, в общем их выпуске или выпуске всей продукции;

- количеством предприятий, кооперирующихся сданным предприятием.
Экономическая эффективность специализации и кооперация - результат повышения

технического уровня производства. Специализация, которая отражает концентрацию произ­водства конструктивно и технологически однородной продукции, позволяет более эффективно использовать материальные и трудовые элементы производства.

Конечный экономический результат специализации и кооперирования - снижение себестоимости продукции вследствие роста производительности труда и уменьшения условно -постоянных расходов, приходящихся па единицу продукции.

Годовой экономический эффект от специализации и кооперирования рассчитывается по тем же формулам приведенных затрат, как и при повышении уровня концентрации.

Годовая экономия от повышения уровня специализации и кооперирования может быть определена:
Эг = [(С1 + Т1) - (С2 + Т2 )]* В2,

где:

С1и С2 - себестоимость единицы продукции до и после проведения специализации;

Т1 и Т2 - транспортные расходы по доставке единицы готовой продукции до и после проведения специализации.

В2 - годовой объём производства продукции после проведения специализации. Срок окупаемости капитальных вложений, необходимых для проведения специализации
рассчитываются по формуле:

,

где: К - объём капитальных вложений на осуществление специализации.

Для обоснования эффективности специализации могут быть использованы и частные по­казатели эффективности: выработка продукции на одного работающего, трудоёмкость. материалоёмкость и фондоёмкость продукции, рентабельность производства и др.

3. Комбинирование производства.

Комбинирование представляет собой технологическое сочетание на одном предприятии различных промышленных производств.

Предпосылки развития комбинирования в промышленности - концентрация и специализация производства: как правило, входящие в состав комбинатов различные производства - это крупные специализированные подразделения.

Основные признаки комбинирования:

  • объединение разнородных производств и пропорциональность между ними:

  • технико-экономическое единство между производствами (продукты одного производства служат сырьем для других производств);

  • единая энергетическая и транспортная системы.

Комбинирование в промышленности выступает в трёх основных формах.

1. Последовательная переработка сырья вплоть до получения готовой продукции. Эта форма типична для чёрной металлургии и текстильной промышленности. Схема переработки сырья на металлургическом комбинате такова:


2. Комбинирование на основе использования отходов производства. Эта форма характерна для чёрной и цветной металлургии, деревообрабатывающей промышленности и схематично может быть представлена в следующем виде:



Использование отходов позволяет снизить материалоёмкость продукции, расширить сырьевую базу промышленности, предотвратить ущерб земельному, водному и воздушному бассейнам, растительному и животному миру.

3. Комплексная переработка сырья.

Эта форма характерна для отраслей и предприятий, занятых переработкой органического

сырья, а также черной и цветной металлургии.

Пример такой формы - коксохимические комбинаты (производства на металлургических комбинатах), осуществляющие комплексную химическую переработку угля по следующей схеме:



Многие современные комбинаты сочетают в определённой степени две и даже три формы комбинирования (например, Новолипецкий Металлургический Комбинат).

Уровень комбинирования может определяться рядом показателей:

  • удельным весом продукции определённого вида, выпускаемой комбинатами, в общем объёме производства продукции отраслью или в целом промышленностью;

  • доля побочной продукции, полученной на комбинате, % в общем выпуске продукции на комбинате;

  • количеством производств, охватываемых комбинатом;

- количеством различных продуктов, полученных из перерабатываемого на комбинатах сырья.

Пример. Деревообрабатывающий комбинат производил пиломатериалы (основная продукция) на сумму 900 млн. руб. и побочной продукции (тара) на сумму 30 млн. руб. На базе отходов было создано гидролизное производство для получения побочной продукции, стоимость которой выросла до 400 млн. руб. в год.

Определить, как изменился уровень комбинирования.

Коэффициент комбинирования:

  • до создания гидролизного производства:

;

  • после создания гидролизного производства:



Изменение уровня комбинирования:



Уровень комбинирования вырос на 92,5 %.

Экономическая эффективность комбинирования обусловлена рациональным использованием предметов и орудий груда, рабочей силы.

Рациональное использование сырья обусловлено его комплексной переработкой, использованием отходов производства.


Интенсивное использование орудий труда обусловлено, прежде всего, сокращением дли­тельности производственного цикла в результате жёсткого сопряжения отдельных технологических производств и переделов.

Рост производительности живого труда связан с использованием высокопроизводитель­ных машин и оборудования, а также с производством нескольких видов продукции помимо основного вида.

Все эти факторы, в конечном счёте, приводят к снижению себестоимости отдельных видов продукции, производимых на комбинатах.

Методика расчета экономического эффекта при комбинировании аналогична методикам расчета при концентрации, специализации и кооперирования производства и базируется на теоретической концепции "приведённых затрат".


Тема 12: Экономический механизм управления предприятием.

С переходом на рыночные отношения процесс функционирования экономики становится всё более динамичным, что объясняется воздействием на функционирование предприятия трёх основных групп факторов: технико-технологических, социально - экономических и региональных.

Динамичное изменение техники и технологии, борьба за потребителя и качество продукции, рост конкуренции заставляет предприятие по новому решать весь комплекс вопросов управления.

Гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упускать возможности, открываемые нововведениями и рынком, в настоящее время становятся важнее, чем прямая экономия управленческих расходов.

Основные идеи новой философии управления:

- ориентация на потребительский спрос;

- проведение маневренной научно - технической, инновационной и рыночной политики;

- признание социальной ответственности, лежащей на управляющих.
Управление предприятием связывает воедино их внутренние ресурсы и внешнюю среду, наиболее существенными компонентами которой являются государственное регулирование экономики, конкуренция, состояние социальной среды.

Для современного управления характерны следующие принципиальные положения:

  1. Отказ от управленческого рационализма, согласно которому, успех
    предприятия определяется воздействием управления на внутренние факторы
    производства (снижение издержек, развитие специализации, рациональная
    организация производства).

  2. Выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптируемости к
    постоянным изменениям внешней среды. Целесообразна интеграция методов “жёсткого” и “мягкого” типов управления в единую систему.

Предприятие как система не является самообеспечиваемым, а зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.

  1. Применение к управлению ситуационного подхода. Главное - это
    ситуации, т.е. конкретный набор обстоятельств (различные воздействия
    извне), которые оказывают существенное влияние на работу предприятия в
    данный период времени.

  2. Необходимость разработки и реализации системы стратегического
    управления предприятием. Метод стратегического управления сочетает
    стратегический подход к постановке задач и программно - целевой подход к их реализации.